Живая Литература

Как развить мышление у ребенка?

 

В самом начале пути (в 2-3 года) ребенок стремится все сделать сам, все постичь своим умом (пусть еще и совсем неопытным). Но родители часто пресекают эти попытки веским: «Делай (думай), как я говорю!» Похожий опыт (копирования, работы по предложенной схеме) ребенок получает в детском саду, школе. Таким образом, вырабатывается несамостоятельность мышления.
Поэтому первое, что стоит сделать родителям - не мешать малышу делать самостоятельные выводы и открытия, не спешить помогать в тех случаях, когда он может справиться сам. И даже если чада приходит с конкретным вопросом, не стоит тут же услужливо предлагать готовый ответ – его можно (и нужно) поискать вместе. Тем более что ответов может быть много.
За чужой взгляд на вещи человек не отвечает и может, как согласиться с ним, так и нет. Свое же мнение приходит в результате раздумий - и оно ценно. У ребенка должно закрепиться, что «мое мнение – то, до которого я дошел сам и несу за него полную ответственность, потому что оно мое». А для этого важно:
• Давать сыну или дочери возможность искать собственные ходы решения, отстаивать собственное мнение.
• Не стоит сходу отметать даже неудачное решение чада. Чем решать за него или того хуже, клеймить, не лучше ли просто спросить: «Почему ты сделал именно так?» А затем подтолкнуть его к анализу: «А как можно было бы еще поступить в этой ситуации?»
Самое логичное в этой ситуации – начать с себя. Ведь дети всегда ориентируются на образец своих родителей, считывают особенности их поведения. Если вы сами не очень-то любите размышлять самостоятельно, чего ждать от ребенка? Кстати, этому никогда не поздно научиться. Проанализируйте, как часто вы отстаиваете свое мнение. Как часто ориентируетесь на чужое.
Для развития самостоятельного мышления у ребенка очень полезно:
1. Играть в развивающие игры и книги которые можно найти тут, складывать головоломки, решать задачи на логику.
2. Вместе читать сказки, попутно размышляя, что хорошо и что плохо, правильно ли поступил главный герой и почему он именно так поступил?
3. Когда ребенок повзрослеет, можно обсуждать такие поступки окружающих – без осуждения, а просто с интересом, анализируя причины и следствия.
4. Приучать прогнозировать результаты их действий, распознавать намерения окружающих. Не впадая, однако, в чрезмерную осторожность, скептицизм и цинизм. Это не просто, но так интересно! И однозначно стоит того!

 

 

Соообщество