Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Литература Северного Кавказа возвращается. | Записки провинциала | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

Записки провинциала



Игорь Касько

 
репутация

46.6

12 место
 
avatar

Записки провинциалаЛитература Северного Кавказа возвращается.

Игорь Касько 2012.03.05 07:04 2 0

 

На Кав­ка­зе все­гда очень вы­со­ко це­ни­ли сло­во. За хо­ро­шую пес­ню мог­ли по­да­рить ко­ня, а за пло­хую мог­ли да­же из­гнать из ау­ла или из об­щи­ны. Кни­ги на Кав­ка­зе все­гда за­ни­ма­ли са­мое по­чёт­ное ме­с­то в до­ме, бо­лее по­чёт­ное да­же, чем ору­жие. В своё вре­мя за­ме­ча­тель­ные рус­ские пи­са­те­ли Бес­ту­жев-Мар­лин­ский и Лер­мон­тов, Пуш­кин и Лев Тол­стой сво­и­ми кав­каз­ски­ми про­из­ве­де­ни­я­ми ока­за­ли ог­ром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие рус­ской и ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры.

По­след­ние два де­ся­ти­ле­тия из­ме­ни­ли мно­гое, в том чис­ле и си­ту­а­цию с ли­те­ра­ту­рой Се­вер­но­го Кав­ка­за. Ко­му-то мог­ло по­ка­зать­ся, что она ка­ну­ла в ле­ту, ис­чез­ла, рас­тво­ри­лась в во­до­во­ро­те во­ен­ных со­бы­тий. Но ты­ся­че­лет­нюю му­д­рость пред­ков, ко­то­рая за­ло­же­на в ней, унич­то­жить и за­быть не так-то про­сто. Ли­те­ра­ту­ра Се­вер­но­го Кав­ка­за воз­вра­ща­ет­ся.

В 2008 го­ду Фонд со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ких и ин­тел­лек­ту­аль­ных про­грамм ор­га­ни­зо­вал в Наль­чи­ке со­ве­ща­ние мо­ло­дых пи­са­те­лей ре­с­пуб­лик Се­вер­но­го Кав­ка­за. По ре­зуль­та­там этой встре­чи был вы­пу­щен ли­те­ра­тур­ный сбор­ник. Ста­ло яс­но, что но­вое по­ко­ле­ние ли­те­ра­то­ров на Кав­ка­зе есть. Тог­да встал во­прос о том, ка­ко­во ли­цо этой ли­те­ра­ту­ры? Часть пи­са­те­лей ра­бо­та­ют в рус­ле клас­си­че­с­кой тра­ди­ции и ре­а­ли­с­ти­че­с­кой про­зы, дру­гие под­хо­дят к осо­зна­нию и описанию дей­ст­ви­тель­но­с­ти че­рез фан­та­с­ти­ку и ми­с­ти­цизм, ан­ти­уто­пию и пост­мо­дер­низм. Но не­за­ви­си­мо от ха­рак­те­ра твор­че­ст­ва мо­ло­дые пи­са­те­ли стал­ки­ва­ют­ся со схо­жи­ми про­бле­ма­ми. К при­ме­ру, в Да­ге­с­та­не офи­ци­аль­но при­зна­ны 14 ре­ги­о­наль­ных язы­ков и в бы­ту ис­поль­зу­ют­ся ещё око­ло сот­ни. Ес­ли ав­тор пи­шет на род­ном язы­ке, то для вы­хо­да к бо­лее ши­ро­кой ау­ди­то­рии он вы­нуж­ден об­ра­щать­ся к пе­ре­вод­чи­кам или за­ни­мать­ся са­мо­пе­ре­во­дом. В обо­их слу­ча­ях нет га­ран­тии ли­те­ра­тур­но­го ка­че­ст­ва. Дру­гой ва­ри­ант – пи­сать на рус­ском язы­ке. Но тог­да обя­за­тель­но най­дут­ся те, кто бу­дет пе­нять, что ав­тор пре­не­бре­га­ет соб­ст­вен­ным куль­тур­ным на­сле­ди­ем.

Ещё од­на за­да­ча – вы­бор те­ма­ти­ки. Со­вре­мен­ных мо­ло­дых пи­са­те­лей вол­ну­ют как про­бле­мы ре­ги­о­наль­ные, так и гло­баль­ные – и мно­гие пред­по­чи­та­ют пер­вым вто­рые. Это не нра­вит­ся боль­шин­ст­ву ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков, они рас­це­ни­ва­ют это как уход от кор­ней, от­каз от тра­ди­ций на­ци­о­наль­ных ли­те­ра­тур. На вы­ше­упо­мя­ну­том со­ве­ща­нии мо­ло­дые по­эты Ва­дим Ке­ра­мов и Фа­зир Джа­фе­ров по­пы­та­лись от­сто­ять своё пра­во на ко­с­мо­по­ли­тизм и на имя «рос­сий­ских пи­са­те­лей» вне за­ви­си­мо­с­ти от ре­ги­о­на. Тог­да их под­дер­жа­ла и Али­са Га­ни­е­ва: «На­ци­о­наль­ный суб­ст­рат вы­да­ёт «куль­тур­ную на­пи­тан­ность» ав­то­ра, на ка­ком бы язы­ке он ни пи­сал, а раз­де­ле­ние по ре­ги­о­нам нуж­но ско­рее для то­го, что­бы бы­ло про­ще ор­га­ни­зо­вы­вать встре­чи ав­то­ров». А на том, что та­кие встре­чи яв­ля­ют­ся жи­вой сре­дой для ли­те­ра­то­ров и долж­ны про­во­дить­ся как мож­но ча­ще, со­шлись все уча­ст­ни­ки дис­кус­сии.

В 2009 го­ду Али­са Га­ни­е­ва из Да­ге­с­та­на, ав­тор по­ве­с­ти «Са­лам те­бе, Дал­гат!», пи­шу­щая под псев­до­ни­мом Гул­ла Хи­ра­чев, за­во­е­ва­ла пер­вое ме­с­то в но­ми­на­ции «Круп­ная про­за» рос­сий­ской ли­те­ра­тур­ной пре­мии «Де­бют».

2010 год был от­ме­чен при­зна­ни­ем твор­че­ст­ва че­чен­ско­го пи­са­те­ля Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва. Он стал финалис­том од­ной из глав­ных ли­те­ра­тур­ных пре­мий стра­ны – «Рус­ско­го Бу­ке­ра». В чис­ле по­бе­ди­те­лей Са­ду­ла­ев ока­зал­ся бла­го­да­ря сво­е­му ро­ма­ну «Ша­лин­ский рейд».

Цен­т­раль­ным экс­по­нен­том XIV На­ци­о­наль­ной вы­став­ки-яр­мар­ки «Кни­ги Рос­сии», про­хо­див­шей в мар­те 2011 го­да, ста­ли семь ре­с­пуб­лик Се­вер­но­го Кав­ка­за, пред­ста­вив­шие еди­ный стенд «Ли­те­ра­ту­ра ре­с­пуб­лик Се­вер­но­го Кав­ка­за»: Ады­гея, Да­ге­с­тан, Ин­гу­ше­тия, Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рия, Ка­ра­ча­е­во-Чер­кес­сия, Се­вер­ная Осе­тия-Ала­ния и Че­чен­ская Ре­с­пуб­ли­ка.

На мой взгляд, есть не­что об­щее в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре Се­вер­но­го Кав­ка­за, а имен­но:

1. Не­про­стая си­ту­а­ция с кни­го­из­да­ни­ем и с вы­пу­с­ком ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов, ис­клю­че­ние, по­жа­луй, со­став­ля­ют Чеч­ня и Да­ге­с­тан.

2. В на­ше вре­мя на­ци­о­наль­ное со­зна­ние раз­мы­то – мо­ло­дые се­ве­ро­кав­каз­ские пи­са­те­ли не­ред­ко пи­шут на рус­ском язы­ке (по­сколь­ку он уже яв­ля­ет­ся для них род­ным), но при­вно­сят в ли­те­ра­ту­ру точ­ку зре­ния сво­ей на­ции. Та­кую ли­те­ра­ту­ру по боль­шо­му счё­ту нель­зя на­звать ни на­ци­о­наль­ной, ни рус­ской.

3. Уте­ря­ны тра­ди­ции пе­ре­во­да.

4. Кав­ка­зу сей­час не хва­та­ет вли­я­ния рос­сий­ской куль­ту­ры, по­то­му что имен­но она по­слу­жи­ла сво­е­об­раз­ным трамп­ли­ном, вы­вед­шим на­ци­о­наль­ные куль­ту­ры на ми­ро­вой уро­вень.

Всё вы­ше­пе­ре­чис­лен­ное при­во­дит к то­му, что боль­шин­ст­во мо­ло­дых се­ве­ро­кав­каз­ских пи­са­те­лей вы­нуж­де­но пе­ре­ез­жать в Рос­сию, по­бли­же к цен­т­ру, в Моск­ву и Санкт-Пе­тер­бург. Ли­те­ра­тур­ный про­цесс у нас цен­т­ро­ст­ре­ми­тель­ный, по­это­му что­бы за­явить о се­бе, нуж­но ли­бо жить в сто­ли­це, ли­бо по­сто­ян­но ез­дить на фе­с­ти­ва­ли, уча­ст­во­вать во мно­же­ст­ве все­воз­мож­ных ли­те­ра­тур­ных кон­кур­сов. В об­щем, не си­деть на од­ном ме­с­те и не ждать ман­ны не­бес­ной.

Вы за­ме­ти­ли, что до это­го мо­мен­та не бы­ло ска­за­но ни од­но­го сло­ва о на­ших, ста­в­ро­поль­ских пи­са­те­лях и по­этах. По­че­му? До по­след­не­го вре­ме­ни мы ос­та­ва­лись в те­ни. Но в про­шлом го­ду, на мой взгляд, си­ту­а­ция кар­ди­наль­ным об­ра­зом по­ме­ня­лась.

1. Ста­в­ро­поль­ские ав­то­ры из по­ко­ле­ния 30–40-лет­них мед­лен­но, но уве­рен­но вы­хо­дят на об­ще­рос­сий­ский уро­вень. И это не­смо­т­ря на то, что они не со­сто­ят ни в ка­ких пи­са­тель­ских со­ю­зах. По­эти­че­с­кие под­бор­ки Ста­ни­сла­ва Ли­вин­ско­го бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны в жур­на­лах «Зна­мя» и «День и ночь».

«По­эт Ли­вин­ский прон­зи­тель­но про­ник­но­ве­нен, его взгляд не цеп­кий, не за­дум­чи­вый, не рас­се­ян­ный; тут дру­гие эпи­те­ты, от уме­ния смо­т­реть на пред­мет и ви­деть дно, уга­ды­вать в ли­це из­нан­ку и в сло­ве – его про­то­тип. В ос­таль­ном же всё очень про­сто. Да­же в люб­ви:

 

Га­дай на зёр­ныш­ках со­звез­дий.

Ме­ти па­лас. Ва­ри мне ка­ши.

Я так люб­лю, ког­да мы вме­с­те

во всём до­маш­нем.

Я так люб­лю, ког­да в ха­ла­те

ру­кою ма­шешь мне в окош­ко;

ког­да ты на­де­ва­ешь пла­тье,

и трёт­ся кош­ка;

ког­да в хок­кей иг­ра­ют ли­хо

по те­ле­ку и, ото­рвав­ши

взгляд от ши­тья, ты спро­сишь ти­хо –

а где здесь на­ши?

Это ци­та­та из ста­тьи На­та­льи Виш­ня­ко­вой «Пу­те­во­ди­тель по рос­сий­ской по­эзии. Юг», вы­шед­шей в тре­ть­ем но­ме­ре жур­на­ла «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба» за 2011 год. В этой же ста­тье упо­ми­на­ют­ся име­на и Еле­ны Гон­ча­ро­вой, и Ека­те­ри­ны По­лу­ми­с­ко­вой, и Иго­ря Пань­ко­ва. Ещё бук­валь­но не­сколь­ко слов о Ли­вин­ском. Его сти­хи по­па­ли в спи­сок пре­тен­ден­тов на со­ис­ка­ние трёх очень зна­чи­тель­ных и се­рь­ёз­ных ли­те­ра­тур­ных пре­мий за 2011 год: пре­мии име­ни Вик­то­ра Ас­та­фь­е­ва, по­эти­че­с­кой Гри­го­рь­ев­ской пре­мии и по­эти­че­с­ко­го кон­кур­са «За­блу­див­ший­ся трам­вай». Так­же Ста­ни­слав при­ни­мал уча­с­тие в Во­ло­шин­ском ли­те­ра­тур­ном фе­с­ти­ва­ле в Кок­те­бе­ле.

2. Ещё од­но зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие – вы­ход в свет по­эти­че­с­ко­го сбор­ни­ка Еле­ны Гон­ча­ро­вой «Трам­вай­чик».

3. Юная по­этес­са На­стя Ши­пу­ли­на осе­нью 2011 го­да при­ни­ма­ла уча­с­тие в Се­ми­на­ре мо­ло­дых пи­са­те­лей в под­мо­с­ков­ных Лип­ках. И по ито­гам ра­бо­ты это­го мо­ло­дёж­но­го фо­ру­ма бы­ла вклю­че­на в спи­сок ав­то­ров, ре­ко­мен­до­ван­ных на по­лу­че­ние сти­пен­дии Ми­ни­с­тер­ст­ва куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

4. Про­шлый год за­пом­нит­ся ещё и тем, что ли­те­ра­тур­ной груп­пой «Кав­каз­ская ссыл­ка» в Ста­в­ро­по­ле был про­ве­дён пер­вый по­эти­че­с­кий слэм-тур­нир. Слэм – это ког­да за не­сколь­ко ми­нут ав­тор дол­жен про­чи­тать свои сти­хи и по­нра­вить­ся зри­те­лям, ко­то­рые тут же вы­став­ля­ют оцен­ки. По­бе­ди­тель ста­в­ро­поль­ско­го слэ­ма Ами­ран Ада­мия был при­гла­шён ор­га­ни­за­то­ра­ми по­эти­че­с­ко­го фе­с­ти­ва­ля «Сло­воNova» на все­рос­сий­ский фи­нал слэ­ма в го­род Пермь. Я со­ста­вил ему ком­па­нию и в ка­че­ст­ве гос­тя так­же был в Пер­ми. Фе­с­ти­валь нам очень по­нра­вил­ся, мы на­бра­лись опы­та, и сле­ду­ю­щий фи­на­лист от Ста­в­ро­по­ля в 2012 го­ду по­едет уже с оп­ре­де­лён­ным ба­га­жом не про­сто уча­ст­во­вать, а бо­роть­ся за по­бе­ду.

5. Во мно­гих цен­т­раль­ных ли­те­ра­тур­ных СМИ в 2011 го­ду (в ча­ст­но­с­ти в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те» и в га­зе­те «День ли­те­ра­ту­ры») бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны сти­хи, ста­тьи и ин­тер­вью ста­в­ро­поль­ских ав­то­ров.

На­вер­ня­ка я пе­ре­чис­лил не всё и что-то упу­с­тил. Но Ста­в­ро­поль по­сте­пен­но из бе­ло­го пят­на на ли­те­ра­тур­ной кар­те со­вре­мен­ной Рос­сии пре­вра­ща­ет­ся в ма­лень­кую чёр­нень­кую точ­ку. Я на­де­юсь, что в бли­жай­шее вре­мя эта то­чеч­ка ста­нет боль­ше и чёт­че, и Ста­в­ро­поль ста­нет в один ряд с та­ки­ми при­знан­ны­ми ли­те­ра­тур­ны­ми цен­т­ра­ми, как Моск­ва и Санкт-Пе­тер­бург, Пермь и Во­лог­да, Крас­но­ярск и Ека­те­рин­бург.


Игорь КАСЬКО,
г. СТАВРОПОЛЬ

Ссылка:http://www.litrossia.ru/2012/09/06858.html






     

    • 0 avatar Юрий Иванов 2012.03.06 04:09
      Правильно, Игорь, вода камень точит. Стали Вы писать о Ставрополе - и стало что-то чернеть на белом пятне литературной карты. Вот значение критика (или публициста ) в литпроцессе. А так кто бы знал, что есть такой Адамия, или Шипулина, или Гончарова (оставим в стороне уровень и качество, не в них в данном случае дело, хоть фамилии появились )?
      Успехов!
      Ответить
      • 0 avatar Игорь Касько 2012.03.06 05:33
        Спасибо, Юрий, на добром слове :о))
        Уровень, в силу различных причин, у них разный, но талант и потенциал у всех вышеперечисленных несомненно присутствует :о))
        Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт