Живая Литература

avatar

ДетлитЗаниматься книгой мне нравится больше всего.

Ирина Павлова 2011.03.19 08:03 1 0

 

Увеличить

Иллюстратор детских книг – особая миссия.  Художник - еще один автор книги. Ведь без хороших иллюстраций детская книга никогда не состоится. О том, как создается «волшебство» иллюстрации, и что значит – быть художником-иллюстратором я решила поговорить с Натальей Яскиной.


Наталья Яскина – художник-иллюстратор детских книг. Окончила Факультет Графических Искусств Московского Государственного Университета Печати, курс профессора Чувашева Ю.И. После института работала художественным редактором, дизайнером и художником-иллюстратором. Сотрудничает с издательствами ИД Мещерякова, Самокат, Махаон, Московские учебники, Терра.

Регулярно участвует в книжных и молодежных выставках. Состоит в Московском Союзе Художников (отделение книжной графики) и в содружестве независимых художников "Волшебная пила" . В 2010 году иллюстрации к марийским народным сказкам вышли в финал международного конкурса книжной иллюстрации в Южной Корее "3rd CJ Picture Book Festival".

Иллюстрировала сказки 1001 ночи, роман о Тристане и Изольде, марийские народные сказки, стихи Артура Гиваргизова,  а также детские журналы, научно-популярные и игровые книги для детей в России и за рубежом.

Увеличить

"1001 ночь" худ. Н. Яскина

Как ты стала художницей? И почему тебя привлекла именно книжная графика?

Так получилось само собой, рисовала я с детства, сколько себя помню. Но уверенности, что стану художником, у меня не было. Сначала хотела стать биологом, потом собиралась поступать на филологический факультет МГУ и заниматься литературой. Но в последний момент, за год до поступления, повернула в «правильную» сторону: поступила в Московский Государственный Университет Печати (бывший Полиграфический институт) на факультет графических искусств.

Заниматься книгой мне нравится больше всего, это моё. Рисовать по воображению, конструировать вымышленное пространство мне легче и интереснее, чем рисовать с натуры. В детстве я рисовала картинки к каждой понравившейся книжке. Это было как способ постижения мира.

Ты иллюстрируешь книги только для детей? Или что-то «взрослое» тоже приходилось?

Я иллюстрировала сказки 1001 ночи, роман о Тристане и Изольде, марийские народные сказки – их сложно назвать только детской литературой. Скорее – это книги на любой возраст, но первый раз их принято читать в детстве.

Что иллюстрировать интереснее?

Для меня нет четкого разделения на детскую и взрослую литературу по подходу к рисованию. Я сама часто читаю книги, которые формально считаются детскими, но они не кажутся мне примитивнее и проще по содержанию, чем «взрослая» литература. Я рисую то, что мне самой интересно и понятно, то, что захватывает и трогает. Книги на любой возраст иллюстрировать интереснее всего.

Как думаешь, какими качествами должен обладать художник, взявшийся за иллюстрирование вообще?

Искренностью,  любовью и преданностью своему делу.

А за иллюстрирование детских книг?

То же самое, только ответственность больше.

Сама читать любишь?

Да, читать очень люблю.

Какие самые любимы книги?

Ж.-К. Мурлева «Зимняя битва», пьесы Тома Стоппарда, комедии Шекспира, Пушкин, Достоевский.

Что самое сложное в работе иллюстратора?

Самое сложное и самое интересное – найти стиль, образ книги. Нужно придумать пространство, в котором всё происходит, сконструировать целостный мир книги. Подчинить общему замыслу все детали книжного пространства, чтобы читатель, открывая книгу, проваливался в нее, как в кроличью нору. Когда всё придумано, остается только сесть и нарисовать.

Какими были самые интересные книги из тех, что тебе приходилось иллюстрировать?

Пока мне везло, и неинтересных книг я вообще не иллюстрировала, все были по-своему хороши. Но самые любимые – это «Роман о Тристане и Изольде» и марийские сказки.

 

Увеличить

"Тристан и Изольда" худ. Н. Яскина.

«Роман о Тристане и Изольде» в пересказе Ж. Бедье - это  моя дипломная работа и первая книга, которую я сделала целиком: иллюстрации, макет, обложку. Это одна из самых прекрасных средневековых легенд, которые я читала. В ней есть всё: любовь, которая сильнее смерти, прекрасная принцесса, рыцарь, французские леса и замки, дракон, холодное северное море. Полная картина идеального мира. Легенда суровая, грустная и невероятно прекрасная.

Марийские сказки я начала рисовать «для себя», когда у меня не было другой работы. Решила исполнить давнюю мечту: проиллюстрировать книжку из детства, которую очень любила. Сказки мари очень древние, в их основе лежат народные верования и легенды, которым более тысячи лет. Мир, о котором они рассказывают, — это темные волжские леса и болота, населенные нечистой силой. В нем правят вожди зверей и птиц, змеиные цари и морские владыки. В иллюстрациях я пыталась передать это ощущение первобытного страха перед природой и одновременно радостное, светлое и наивное восприятие мира, свойственное народным сказаниям.

Какие сложности сейчас у художников-иллюстраторов? Есть ли они вообще?

Сложности, наверное, есть всегда. Сейчас в нашей стране крупные издательские дома стремятся издавать книги с наименьшими затратами на художника и автора, которые будут раскупаться огромными тиражами и в самые кратчайшие сроки.

Художественная ценность книги зачастую отодвигается на второй план, потому что она мало влияет на продажи.  Хорошая книга редко бывает массовой, ведь она в принципе делается не для того, чтобы быть понятной как можно большему количеству людей и быть проданной максимальным тиражом.

Чтобы сделать книгу, нужно время, а художнику на работу часто дается по два-три месяца. Если постоянно работать в таком режиме, то вырабатывается универсальная техника, набор формальных образов и приёмов. Книжки получаются неживые, сделанные как на конвейере.

Это о плохом. А если о хорошем, то сейчас появляются маленькие издательства, которые делают книги с любовью и ответственностью перед читателем, вкладывая в каждую книгу душу, силы и время. Таких издательств становится все больше. И все чаще родители начинают вникать в то, что они дают своим детям, и не хотят покупать книжки с безвкусными, кричащими иллюстрациями и пустыми слащавыми образами, которыми изобилуют наши магазины.

Поэтому силами небезразличных читателей, издателей, авторов и художников ситуация с детской книгой постепенно выправляется, и я надеюсь на ее самое светлое будущее.Увеличить

На кого ты ориентируешься? Есть ли у тебя «учителя», «мастера» на работы которых ты ориентируешься?

Да, конечно, я постоянно смотрю старые и новые книги в поисках того, что мне близко. Самые любимые русские художники книги – это Май Митурич, Юрий Васнецов, Геннадий Калиновский, ленинградская школа иллюстрации: Лебедев, Чарушин. Очень люблю литовских иллюстраторов –Макунайте и Степонавичуса. Среди современных художников мне нравится Эрих Карл, Владимир Радунский. Кроме книжных художников, есть замечательные художники-мультипликаторы, которых я постоянно пересматриваю: Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова, Валентин Ольшванг.

Если говорить об искусстве вообще, не только книжном,  любимая эпоха – это раннее итальянское Возрождение: такие художники, как Фра  Анжелико, Пьеро делла Франческа, Беноццо Гоццоли.

 

 

 

"Марийские сказки" худ. Н. Яскина.






 

I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт