Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Когда закончится монополия Барто? | Детлит | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

ДетлитКогда закончится монополия Барто?

Евгения Коробкова 2011.07.19 16:06 22 4.62

 

Увеличить

Легко ли стать детским писателем? Поэт Дмитрий Сиротин в одном из своих стихотворений справедливо заметил: если твоя фамилия не Маршак, Михалков, Чуковский или Барто, - шансы войти в детскую литературу равны нулю. Современным детским журналам некогда “взращивать” авторов. Работа с новыми писателями в журналах практически не ведется. Не удивительно, что и произведения молодых поэтов и прозаиков зачастую оставляют желать лучшего. Заранее не доверяя качеству опусов, приносимых авторами, редакторы журналов со словами “Маршак, Михалков и Чуковский – В ближайшие тысячу лет…», - открещиваются от всего нового.


Состоявшийся недавно в Карабихе семинар молодых авторов, пишущих для детей, показал, что в уже сейчас редакторам придется пересмотреть свои взгляды на современную литературу. Молодые поэты и прозаики, приехавшие на семинар со всех уголков России и стран ближнего и дальнего зарубежья, доказали, что монополию “Маршака, Михалкова и Чуковского” пора отменять. Пришедшее младое племя в состоянии создавать интересные, качественные произведения для детей.

О волонтерах в литературе

Семинар детских писателей является «младшим братом» знаменитого Форума в Липках, который проводится Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. Сегодня без преувеличения можно заявлять: то, что делает для современной литературы Президент Фонда Сергей Александрович Филатов, сопоставимо с деятельностью Павла Третьякова в сфере изобразительного искусства. Сергей Александрович не любит громких слов в свой адрес, однако неопровержимым фактом является то, что в настоящее время именно Фонд Филатова осуществляет основную поддержку современной молодой литературы. Фонд проводит большое количество программ, среди которых - поиск и продвижение молодых авторов, пишущих для детей.

Увеличить

В отличие от Форума, который статично проходит в подмосковном пансионате “Липки”, семинар детских писателей - кочевой. Переделкино, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Тарханы, Мелихово, Карабиха... Год от года занятия с семинаристами проводятся в различных литературных музеях. Кстати, запоминающийся топоним “Карабиха”, продукт слияния Карабаса-Барабаса со сватьей бабой Бабарихой, был выбран неслучайно. Приезд семинаристов в Карабиху совпал со Всероссийским Некрасовским праздником поэзии. С тех пор как “печальник горя народного” выиграл Карабиху в карты, имение оказалось прочно связанным с именем Николая Алексеевича Некрасова. Поэтому традиционно праздник отмечается именно здесь, под Ярославлем. В этот раз праздник был особенно масштабным - в 2011 году отцу дедушки Мазая исполняется 190 лет.

 

Как это было

 

Организованный Фондом семинар был прекрасен тем, что помимо приобщения к культуре и красотам некрасовской усадьбы, семинаристы смогли получить авторитетную оценку своего творчества.

В этом году в паре с бессменным мастером семинара, прозаиком Валерием Воскобойниковым работала Марина Бородицкая, известная переводчица, поэт, ведущая радиопередачи “Литературная аптека”. В процессе обсуждений Марина Яковлевна занимала жесткую позицию и выступала явным оппонентом Валерию Воскобойникову, который при таком раскладе, безусловно, был “добрым полицейским”.

Так получилось, что в 2011 году существенно изменился господствующий литературный тренд. Если в прежние времена поэты превалировали над прозаиками, то теперь большее число “мест в парламенте” захватила проза, причем - проза крупная.

- Раньше семинаристы привозили только короткие рассказы, и я убеждал их писать большие вещи. Видимо, скоро придется снова приучать народ к малым формам, - пошутил мастер семинара Валерий Воскобойников.

Впрочем, ответственная за поэзию Марина Бородицкая своих оставшихся в меньшинстве подопечных нисколько не жалела. Более того, когда для обсуждения не хватало поэтов, «ненасытная» Бородицкая перемещалась в вотчину Воскобойникова, и там от неё вдоволь доставалось прозаикам. Надо сказать, заслуженно.

 

Замечания Марины

 

Упреки Бородицкой были настолько высокохудожественны и нетривиальны, что добрая половина семинара, вместо того чтобы обижаться, бросилась записывать реплики и афоризмы мастера.

  • Знаете у Драгунского рассказ «Не пиф, не паф, не ой-ой-ой?» - интересовалась Бородицкая у опешившего прозаика и, не дожидаясь ответа, продолжала, - так вот, и в вашем произведении ни пифа нет, ни пафа... ну и так далее.

  • А это здесь вообще не играет никакого рояля, - морщилась Марина Яковлевна, комментируя неудачный пассаж.

  • Вы помните детскую смесь “Малютка”? - обескураживала она очередным вопросом.- Не помните? Ну и ладно. Просто в этой смеси было слишком много сахара, и ее перед употреблением просеивали. Просейте ваши стихи!

 

Досталось семинаристам и за лояльное отношение к коллегам (“это же какое-то «петушка хвалит кукуха»!) и за чрезмерную любовь к классическим сюжетам (“еще раз увижу про кота и колбасу – пеняйте на себя”).

 

Изредка случалось и вовсе неожиданное.

  • Ой, надо же, какие хорошие стихотворения! - изумилась Бородицкая подборке Анастасии Орловой.

Скупой похвалы мастера удостоились стихотворения петербурженки Татьяны Фроловой, омички Натальи Семеновой, уфимки Кристины Стрельниковой и, (заочно) не сумевшего добраться из Воркуты, Дмитрия Сиротина - автора известного четверостишия “Мудрый папа”:

 

Любовь – это сложная штука, сынок…

К примеру, ты любишь вишнёвый пирог.

Смирись – и живи, безнадежно любя:

пирог никогда не полюбит тебя!

 

Своим видением относительно того, каким должен быть детский стих, Бородицкая охотно поделилась с корреспондентом “ЖЛ”.

  • Для детей лучше писать тогда, когда они у бабушки, - это раз. Я всегда за стихи, которые “на вырост”, - это два. Ну и, самое главное, в стихотворении для детей, как в чемоданчике «русской пианистки», всегда должно быть “двойное дно”.

Увеличить

Сеятели

Возможность оценить качество горячих текстов молодых поэтов и прозаиков была не только у мастеров и участников семинара. Писатели смогли озвучить свои произведения перед народом и поглядеть на его (народа) реакцию.

Удачнее всех в народ сходила петербурженка Ирина Павлова, практикующая на поприще литературной критики и детской прозы. На встрече с воспитанниками детского лагеря им. М. Горького Ирина представила рассказ о циничной девочке Анечке, решившей продать свою надоевшую бабушку.

Стоит ли говорить, как радовались воспитанники лагеря!

В день Некрасовского праздника были мобилизованы поэтические силы семинара. Поэты выступали на различных концертных площадках усадьбы. Если не считать Марину Бородицкую, исполнившую хит “Колдунье не колдуется”, лучшим сеятелем разумного, доброго и вечного оказалась петербурженка Татьяна Фролова, прочитав на празднике поэзии свой шедевр “с двойным дном”.

* * *

В Петербурге

ходит слух

о пропаже:

Папа

сына потерял

в Эрмитаже!

Пятый год

по эрмитажным

палатам

Бродит папа

и седым

и лохматым...

Он печален

и сурово

нахмурен –

Но зато

невероятно

культурен!

Вместо эпилога

Семинар детских писателей в Карабихе показал, что несмотря ни на что молодые авторы не оказались брошенными на произвол судьбы. По рекомендации семинара лучшие произведения молодых поэтов и прозаиков будут изданы отдельными книгами. Уже сейчас идет работа над созданием специального Каталога, в который войдут избранные и самые лучшие работы участников семинара. Подобные Каталоги издаются каждый год и служат своеобразной “подсказкой” издательствам, представляя перспективных молодых авторов и их произведения, которые не только можно, но и должно издавать.

Имена этих авторов не держатся в секрете. Это прозаики Михаил Лероев, Дарья Вильке, Ирина Павлова, Юлия Кузнецова, Мария Агапова; поэты Анастасия Орлова, Кристина Стрельникова, Татьяна Фролова...

И хотя практически всем участникам семинара порой серьезно «досталось» от Марины Бородицкой, стоит понимать, что критика совсем не являлась приговором. "А правда, Марина Яковлевна, как это замечательно, что мы с вами не во всем согласны!" - подвел итоги семинара Валерий Воскобойников.

Следующий семинар состоится ровно через год. Примечательно, что принять участие в семинаре может абсолютно любой автор, пишущий для детей. Единственное требование – возраст автора не должен превышать 35 лет. Отбор участников проводится по конкурсу на основании мнений рецензентов о присланных работах. Учитывая современные реалии, отмечу, что лобби, степень известности и “связи” потенциального участника семинара в расчет не принимаются.

Увеличить






 

  • Недоступно avatar Гость 2011.07.19 20:37
    Тоска на этих семинарах. Многие чувствуют себя не в своей тарелке, а старые друзья нахваливают друг дружку и себя)))
    Ответить
  • Недоступно avatar Женя 2011.07.19 21:15
    Есть порой такое дело. Но главное не то, что скажут семинаристы, а мнение мастера. К тому же, вы же знаете, любое общество - это стадо. Поэтому умный лидер способен развернуть на 180 градусов мнение большинства
    Ответить
  • Недоступно avatar гость 2011.07.20 11:58
    А ведь на семинаре было 16 новых авторов из 21. Выходит старые друзья были в подавляющем меньшинстве))).
    Ответить
  • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.07.20 13:51
    Интересно, наверняка зашло обсуждение о пресловутом Гарри Потере? Что могла бы такого сказать Бородицкая о нём (Г.П.).
    И ругала ли она образцы некоторых современных детских авторов? Или же всё обошлось "замкнутым пространством" Семинара?
    Ответить
  • 0 avatar Юрий Иванов 2011.07.20 17:10
    А всё-таки интересно, откуда у С.Филатова средства для фонда самого себя? Что-то я не слышал, чтобы Филатов написал что-то гениальное, или изобрёл нечто сногсшибательное, или доказал что-нибудь невообразимое, что и принесло ему деньги. А поскольку ельцинский "сокол" (пишу "сокол", чтобы не писать "стерв..." - ну, ладно, не будем обострять ) ни к чём подобном замечен не был, а был он госчинушей, то возникает уже надоевший вопрос: откуда дровишки? И ответ напрашивается прямо таки в духе УК (я не хочу никого обидеть, в том числе и Филатова, я просто задаю вопросы ).
    И каково же литдарованиям заниматься на подобных семинарах, если они понимают что к чему?
    А уж сравнивать С.Ф. с Третьяковым, уважаемая Евгения,...это не из той оперы.
    Другое меня поразило: 190-летие великого Некрасова! А где же всеСМИйное ликование по этому поводу?
    А-а-а, наверно,новые князья боятся, что народ вспомнит "кому на Руси жить хорошо"?
    Что касается нынешних детских писателей и поэтов, то дети о них, естественно, не знают, родители ориентируются на проверенные образцы, как то: Маршак, Чуковский, Михалков, Барто, - а издатели ориентируются на родителей-покупателей их продукции. Вот такой круговорот имён в детской литературе.
    Ответить
    • Недоступно avatar Евгения 2011.07.20 19:26
      Дорогой Юрий, довожу до вашего сведения, что Фонд - благотворительный. А даже если бы человек тратил СВОИ деньги таким образом - я не думаю, что это было бы достойно порицания. Или в нашей замечательной стране заниматься благотворительностью стыдно?

      Вообще - это хорошая русская черта, видеть в хорошем плохое. Если у кого-то есть деньги, значит, он их украл.
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Иванов 2011.07.21 15:07
        Дорогая Евгения, вопрос был не в том - благотворительный или нет фонд Филатова? Понятно, что благотворительный, раз бесплатно для участников устраивает такие семинары. Вопрос был другой: откуда такие СВОИ деньги не у предпринимателя, не у учёного с мировой известностью, не у изобретателя, а у - по идее - простого госслужащего? Заметьте, я ничего не утверждаю, я просто задаю вопрос. Благотворительностью заниматься не стыдно, если она проводится на честно заработанные тобою деньги.
        Хотя к литературе, вроде бы, напрямую отношения это не имеет, но как-то с этической точки зрения для семинаристов всё это не хорошо выглядит.
        Слышал и я про бандитов, которые, настреляв и награбив, начинали замаливать грехи, отваливая изрядные деньги на постройки храмов. Души свои начинали спасать. И самое любопытное, что наша богоспасаемая РПЦ брала эти деньги.
        Ответить
  • Недоступно avatar женя 2011.07.21 15:22
    Юрий, если вы не в курсе. Под БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ фондом понимают фонд, который работает не со своими деньгами. Если же вы из КГБ, и вас интересует, что творится в чужих кошельках - проведите расследование. Может, что интересное выясните, а мы почитаем, обсудим.
    Ответить
  • 0 avatar Юрий Иванов 2011.07.21 15:30
    Евгения, по поводу КГБ - это Вы к Путину, пожалуйста, и С.Иванову, т.е. приятелям С.Филатова, ельцинским соколам.
    Но упрёк принимается.
    Что до Филатова, то мне не нравится, когда с кого-то рисуют икону. Причём, не заслуженно, по-моему. Но это мои личные заморочки.
    Ответить
  • 0 avatar Юрий Иванов 2011.07.21 21:18
    Да, за всеми этими извивами вокруг филатовского фонда забыл сказать, что у Вас, Евгения, получилась живая, весёлая зарисовка. С чем и поздравляю!
    Ответить
  • 0 avatar Юрий Серов 2011.07.24 10:08
    Ну вот в принципе как обычно. Человек старается, делает что-то для молодых, организует фестивали (и для детских писателей, и для обычных, и для писателей Кавказа), а получает только порцию критики. Хотя по сути мог бы прекрасно отдыхать на пенсии и не заморачиваться, а молодые - они и так сумеют пробиться, что там, подумаешь. Никто же не знает, что нашим издательствам плевать на новые имена, им бы бабла поднять на детективчиках и третьесортной фантастике, а рукописи новых авторов мы в урну выкинем, с них денег не поднимешь. И то, что Филатов в свои 75 делает для литературы, почему-то не делает никто. Ну еще Скоч и его "Дебют", пожалуй. И здесь не о деньгах надо думать, и не считать их, если интересно часть их приходит из госбюджета как грант, а часть от спонсоров, и это не секрет. Почему бы вам, Юрий не взять и не организовать свой конкурс, наподобие Липок, а? Критиковать мы все умеем, и все каждый год ездим в Липки, зная, что для кого-то это единственный шанс пробиться в литературу. Не все живут в Москве, между прочим, пробиться из провинции вдвойне труднее. Поэтому не деньги надо считать, а радоваться, что не всем далеко все безразлично, что есть достойные люди, кто еще может и в 75.
    Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.07.27 18:16
      Дорогой Юрий, то, что ельцинский сокол что-то делает для кого-то, особенно и настораживает. Не та это компания, чтобы что-то для кого-то кроме самих себя...
      Теперь по поводу гранта из госбюджета. С меня регулярно высчитывают подоходный налог, и уже много лет. Пусть это и небольшие деньги - чего скрывать? - но я хотел бы, чтобы они были направлены, например, на лечение безнадёжно, вроде бы, больных детей (объявления с просьбой о помощи в лечении Вы, я думаю, и сами находите во множестве в Интернете ), а не - кто знает? - в филатовский фонд. Организовать какие-нибудь "Липки", "Дубки", "Берёзки" или "Осинки", сидя на таком подсосе, поверьте, не трудно. Литераторы- особенно молодые - народ непритязательный, да Вы и сами знаете.
      Заметьте, я никого не критиковал, только спрашивал по поводу фонда. И чего вы с Евгенией так раздухарились, не понимаю. Правда глаза колет, что ли?
      Кстати, Юрий, я тоже живу не в Москве.
      И, напоследок, цитата (по поводу всё того же гранта ). В.Емелин:
      НА ПРИСУЖДЕНИЕ А.КУШНЕРУ ПРЕМИИ
      "ПОЭТ РАО "ЕЭС РОССИИ"
      Я вообще-то тоже поэт
      И частенько впроголодь кушаю.
      Не затем плачу я за свет,
      Чтобы давали премии Кушнеру.
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Серов 2011.07.28 05:05
        Власть выбирает сама, что и куда направлять. Вам с такими суждениями нужно было в политику идти.
        А молодым писателям и правда плевать, откуда деньги берутся. Все хотят, чтобы их творчество читали.
        Вот вы критикуете (спрашиваете), что легко такой фестиваль организовать, а возьмите и организуйте.
        Сидеть за компьютером и поливать "ельцинских соколов", которые нахватали денег, легче легкого.
        В те времена не только они хватали, можете и "их" покритиковать, для кучи так сказать.

        Мы не духаримся, просто мы - другое поколение, и не видели того, что было раньше.
        Для нас есть сейчас.
        Ответить
  • 0 avatar Юрий Серов 2011.07.24 10:10
    А статья понравилась очень, с чем Евгению и поздравляю.
    Ответить
  • Недоступно avatar Евгения 2011.07.24 10:23
    Юрий, спасибо. А меня, честно говоря, уже раздражает эта закономерность. Сколько добра ни сделай - все равно будешь плохим. Удивляюсь, как некоторые люди еще держатся и стараются это добро делать.
    Ответить
  • Недоступно avatar Котег в сапогах 2012.09.17 18:55
    Пусть положат таблеток в пирожок - и он полюбит.
    Вот я щас пью коктейль из томатного сока с воткой - он меня любит, он идеально ложится на желудок и не вызывает похмелья. Конечно, если всякую шнягу есть, она кайфа не доставит. А если читать шнягу, то ни шняга тебя не полюбит, ни ты ее. Мне почему-то кажется, что они пишут именно шнягу.
    Ответить
I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт