Живая Литература

avatar

ДетлитПуть к публикации всегда кружной.

Ирина Павлова 2011.11.13 07:39 5 0

 

Увеличить

Анна Ремез ? родилась в 1980 г. в Ленинграде. Пишет прозу, в том числе и детскую. Финалист премий «Дебют» (спецприз Федерального агентства по культуре и кинематографии «Голос поколения», 2005), «Радуга» (2010) и премии по детской литературе имени Владислава Крапивина (2010). Участник фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗА»  и Форумов молодых писателей России в Липках.

Совсем недавно у Анны в издательстве ДЕТГИЗ вышла книга «Стражи белых ночей». О книге, о детской литературе мы с Анной и решили поговорить.


? Как ты «пришла» в литературу? Почему стала писать именно для детей?

? Возможно всему виной гены. Мой дед, Оскар Яковлевич Ремез, написал несколько детских книг и сценариев к фильмам для детей. Да и первая повесть моя, которую я предназначала взрослому читателю, на самом деле гораздо более интересна подросткам, главной героине там пятнадцать лет. А ещё любой детский писатель в юные годы – страстный читатель. Я сохранила своё детское ощущение от чтения: «ныряние» в книгу. Когда я погружена в чтение, я не слышу и не вижу ничего вокруг. Книги, к которым я несколько раз  возвращалась в детстве – «Летающий класс» Эрих Кестнера, «Серебряные коньки» Мэри Мэйп Додж, «Волшебник Изумрудного города», «Мэри Поппинс». Мне всегда нравились истории, где волшебство соприкасается с реальностью, где мир не придуманный, а настоящий, но в нём находится дверь туда - в сказочное, небывалое, невероятное. Очень эта мысль утешает, - что где-то непременно есть такая дверь. Потом, когда у меня родилась дочка, я стала лучше понимать детей. Это был второй шажок к детской книге. Ну а третий, тоже очень важный: после знакомства с детскими писателями я поняла, что это «мои люди», мне с ними хорошо и свободно, мне уже уютно в детской литературе, хотя я ещё совсем немного в ней сделала. Очень благодарна Марине Яковлевне Бородицкой, Валерию Михайловичу Воскобойникову, Сергею Анатольевичу Махотину – мастерам, которые своими советами и поддержкой держат меня «на плаву».

? Аня, это твоя первая книга?

- Да, первая, но правильнее сказать – наша. Мы ведь написали её вместе с Натальей Колотовой, режиссером Малого Драматического Театра – Театра Европы. Соавторами мы стали волею родства, потому что Наталья Анатольевна не только режиссёр и преподаватель актёрского мастерства, но и моя мама. Так что каждая из нас имеет право назвать эту книгу своей.

? А до этого были какие-то публикации?

? Были. В журналах, газетах, сборниках, например в сборнике «Как хорошо», который ежегодно выпускает «ДЕТГИЗ» к фестивалю молодых писателей. Ещё вышла повесть в сборнике «Антология прозы двадцатилетних - 3», в «Лимбусе». Но каждый уважающий себя автор думает про журналы и сборники: «Это так, для начала. А вот когда у меня выйдет настоящая книга, вот тогда-то…» Теперь у меня настало «тогда-то». И что же делать? Надо срочно писать что-нибудь новенькое.

? Как пришла идея книги?

? Я как-то осталась у мамы ночевать. Перед сном мы, как это у нас заведено с детства, долго болтали. С детьми вообще очень полезно болтать на ночь. Тогда-то нам с мамой и пришла мысль: «А не сочинить ли сказку к юбилею Петербурга?». Идея с ожившими скульптурами пришла в голову ей. Дальше мы стали придумывать и додумались до того, что они ожили и на свои места не вернулись. А почему? И пошло, поехало. Но сказку мы, в итоге, написали гораздо позднее юбилея. Юбилей был просто нужен для механизма волшебства: что-то случается только раз в сто лет. Вот и случилось такое, отчего Петербургу почти стало пусто! Но всё кончилось хорошо. Разумеется.

? Как шла работа над книгой? Я слышала, что все было очень не просто, и от рукописи до книги путь был долгий.

? Такой вполне хрестоматийный путь. Неоперившийся писатель, считающий, что он сочинил вполне интересную публике книгу, посылает её в самые разные издательства. И одни не отвечают вообще, другие пишут: «очень хорошо, но у нас просто нет такой серии», «замечательно, но это не наш формат», «прекрасно, но у нас нет на это денег». Сказку согласился взять Александр Николаевич Житинский  в своё издательство «Геликон», славное своим добрым отношением к молодым и никому неизвестным. Но там я могла рассчитывать на очень-очень маленький тираж и отсутствие каких либо перспектив продажи. То есть сделать это только для того, чтобы подарить друзьям и забыть. История с «Геликоном» тоже тянулась очень долго, и когда она близилась к логическому финалу, мне вдруг позвонила Женя Светлова, редактор «Детгиза», которая обнаружила мою рукопись среди текстов, пришедших «самотёком» и решила, что её нужно издать. С того момента и до выхода книги прошло почти три года. За это время сказка успела войти в финал Премии имени Владислава Крапивина. Так что в этом году она вышла ещё и в сборнике этой премии. В общем, я убедилась и в том, что «с улицы» в издательство прийти почти невозможно, и в том, что чудеса иногда случаются. Но редко. Книга вышла после того, как я стала постоянно участвовать в фестивале «Детгиза», то есть влилась, что называется, в литературный процесс.

? Ты финалист престижных литпремий, участница форумов в Липках, ДЕТГИЗовского фестиваля ? неужели это никак не помогало?

? На этот вопрос можно ответить двояко. Первый ответ: у каждого своя судьба. Второй: у каждой литературной премии своя конъюнктура. Отмечают премиями бесспорно, талантливых людей. Бездарный человек в финал серьёзной премии не выйдет. Но лауреатом всё-таки станет тот автор, произведение которого лучше всего укладывается в концепцию премии или в общее видение современного литературного процесса членами жюри. Если повесть, получив признание, вышла в финал премии, это никак не может повлиять на её публикацию, если она не соответствует формату издательств. Какая бы хорошая она ни была, должно найтись подходящее издательство, готовое именно эту повесть вывести в большой мир. Участие же в форумах и семинарах помогает в первую очередь с профессиональной точки зрения. Это возможность познакомиться с себе подобными, завязать контакты, влиться в литературную среду. Советы «коллег по цеху» бывают весьма ценны, поскольку у всех нас в процессе работы над книгой глаз замыливается. А вот издателям совершенно всё равно, в скольких семинарах и форумах ты принял участие. Что это за Форум молодых писателей? Может быть, туда стоит поехать? Откопать новые таланты? Такими вопросами издатели не задаются, у них и без нас полные портфели, планы на годы вперёд. Это не путь к публикации, нет. Конечно, Фонд Сергея Филатова издаёт книги участников Форума, и за это низкий поклон Сергею Александровичу. Но издать – это только половина дела. Раскрутка, развёртка и прочая пропаганда в данном случае остаётся за самим автором.

? Какими были ощущения, когда вот, все уже, твоя первая книга у тебя в руках?

? Как я уже писала у себя в ЖЖ, мне казалось, что в этот момент я буду прыгать до потолка и качаться на люстре. Но хотя я безумно, конечно же, рада этому событию, всё-таки выйди книга в свет чуть раньше, радости было бы побольше. Я так долго этого события ждала, что немного «перегорела». Идеальная картина такова: написала, отправила в издательство, подписала договор, посмотрела картинки, нарисованные художником, пошла на презентацию. Не жизнь ? малина! Все писатели мечтают об этом. Тем не менее, ничто не умалит моей благодарности Алле Юрьевне Насоновой, главному редактору «Детгиза», которая не только согласилась издать книгу, но и поработала над ней в качестве редактора. Вообще «Детгиз», пожалуй, единственное издательство детской литературы, с радостью публикующее никому неизвестных русских авторов. Это ведь риск, в любом случае.

? Сложно быть «молодым» писателем?

? Сейчас это одновременно и просто, и сложно. Просто – потому что есть Интернет, благодаря которому мы можем узнавать о литературных конкурсах, издательских проектах. Их год от года становится всё больше. Сложно – опять-таки потому, что есть Интернет. Сегодня любой блогер волен считать себя писателем, вообще пишут все, всем есть что сказать. Вполне понятно, что издательства не читают рукописей, которые им присылают. Графоманов сейчас больше, чем когда-либо. Путь к публикации всегда кружной. Как сказал мне в ответ на мои сетования заместитель директора «Детгиза» Виктор Лысов, за всю историю отечественного книгоиздания из «самотёка» достали только двоих - Вампилова и Лукьяненко.

? Расскажи о дальнейших планах.

- В декабре в питерском издательстве «Мир ребёнка» выйдет ещё одна книжка – «Маяк в клеточку». Она – для дошкольников и младших школьников. Сейчас пытаюсь писать новую повесть, занимаюсь литературной обработкой древнегреческих мифов. Вообще думаю, что к прозе для взрослых не вернусь. Но это я пока так думаю. Ни от чего нельзя зарекаться, в литературе особенно.

 

 






 

  • 0 avatar Юрий Иванов 2011.11.14 09:45
    Как говорится, чтобы быть интеллигентным человеком, надо иметь за плечами три университета, оконченных твоим дедом, отцом (матерью ) и, наконец, тобой.
    Ответить
  • Недоступно avatar Lolo 2014.01.29 11:58
    Ирине Павловой:

    Простите, больше связи с Вами не нашла, потому пишу тут: это ведь обложка Вашей книги, Ирина? http://cs313317.vk.me/v313317168/a0b7/ysYR3gRytJo.jpg
    Знаете ли Вы, кто изображен на обложке?..
    Ответить
I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт