Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Кто может комментировать Наталия Попова "Александр Грибоедов против Марии Ватутиной, или Нужно ли школьным учителям преподавать современную литературу" http://litlive.ru Tue, 19 Nov 2019 16:09:40 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-RU nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1770 Как выйдет, все читатели этого портала о ней узнают!]]> nellis Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1759 Юрий Иванов nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1752 ]]> nellis Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1749 ]]> Юрий Иванов Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1747 ]]> Юрий Иванов nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1746 И потому я за смену. Иначе ничего другого и не будет. Правда, чтобы эту смену подготовить, надо будет потрудиться, да так, что никому не захочется - пупок развяжется, по-русски сказать! Запущена кадровая сфера в педагогике ужасно! Когда выйдет моя статья, там обо всем это подробнее сказано. ]]> nellis Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1745 В Англии после 20 лет работы учителя выгоняют на пенсию, кстати, небольшую, и к школе на пушечный выстрел больше не подпускают.
А в США педагогов с 10летним стажем не допускают к свидетельским показаниям в суде.
С другой стороны, знали бы Вы, Елена, с какими проблемами сталкиваются ныне наши бедные "училки"!..У меня рука не поднимется бросить камень в них. Благодаря таким приверженым шаблонам педагогам пока ещё и держится школа. Смены-то нет. Или такая, что лучше бы и не было её...Хотя насчёт последнего момента, может быть, я и перебарщиваю: какое время - такие и песни.]]>
Юрий Иванов
nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1744 Потому я и говорю о том, что мне кажется элементарным - разные программы чтения для разных детей. Ведь бывают углубленные программы по физике, математике... Но чтение - такой "жупел", признать, что люди не хотят читать, как-то стыдно - и не учитывается, что кто-то просто не может читать - особенно серьезную литературу усваивать в 15 лет...]]> nellis Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1743 Юрий Иванов kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1734 kritik-1972 Наталья Омельченко http://litlive.ru/topics/digest.html#1732 Наталья Омельченко Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1724 Был до войны такой австрийский психолог Бруно Бетельгейм, когда фашисты присоединили Австрию, то его отправили в концлагерь. Чтобы не спятить с ума, он занялся своей профессиональной деятельностью - наблюдением за людьми, их поведением. И он поразился одному факту: чтобы выжить, заключённые по ночам воровали картофельные очистки с кухни, рискуя жизнью, - если их ловили, то казнили. Но, если кого-нибудь из заключённых назначали капо барака, капо спокойно отправлял своих вчерашних товарищей на смерть, если отлавливал их с картофельными очистками. А он знал, где ловить, т.к. сам вчера ещё занимался этим. И Бетельгейм вывел закон: человек, даже слегка "поднявшись" над людьми - вчерашними товарищами по жизни, - не мог уже психологически поставить себя на их место, он их уже не понимал...
А вы - изменение программ! ]]>
Юрий Иванов
nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1722 Недавно я слышала в магазине, как продавщица контролирует учение своим сыном стихотворения по мобильному телефону. Это была "Колыбельная" Фета. "Колыбелечку качал", - несколько раз повторила мама для сына - видно, он не больно-то чисто произносил неизвестное слово. Я призадумалась: стоит ли "пичкать" детей классикой, трудно усваиваемой из-за своих архаизмов и определенного склада речи? В какой-то детской повести советской эпохи была целая глава посвящена затверживанию сложного для ребенка стихотворения - так и называлась: "Озарена веселым треском". Ребенок не мог справиться с величественной пушкинской инверсией.
Почему, недоумеваю, нельзя построить программу элементарно - чтобы в ней были книги по возрасту, которые читать интересно?! Малышам - Маршака, Усачева, Тимофеевского, а также сказки мирового значения - А. Милна, А. Линдгрен, чуть постарше - Крапивина, всякую приключенческую литературу, в старших классах - качественную, великую фантастику типа "Понедельника..." Стругацких, "Собачьего сердца" Булгакова, и тут же - лучшие произведения современной литературы... По-моему, если процесс чтения захватит человека, он сам дойдет до "Преступления и наказания". И еще, кто мешает построить программы для разного, так сказать, уровня первоначальной подготовки - одним детям и Достоевского не грех дать уже в 12 лет, другие и в выпускном классе с трудом освоят "Каштанку". Но ведь глупо оспаривать, по-моему, что все люди разные... Однако программа меняется со страшным скрипом. Помню, как я обрадовалась, увидев в середине 90-х учебник литературы подругиной дочери - там были Рубцов и Заболоцкий, которых мне не досталось. В числе "прорывов" моего поколения - "Чевенгур" Платонова (опять же, сложная вещь, не юношеская!) и "Конармия" Бабеля - ну, вроде более-менее соответствовало...
Извините, Юрий, за офф-топ - что-то не вижу формы, чтобы оставить комментарий под всей статьей.]]>
nellis
nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1721
Стараюсь выполнять прямую функцию критика - навигационную. ]]>
nellis
kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1720 С уважением, ИС]]> kritik-1972 nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1715
Спасибо за прямоту, Юрий! Я на тему "ума нет - иди в пед" (поговорка старше меня!) статью написала. Когда выйдет в журнале, сюда переместим. ]]>
nellis
nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1714 ]]> nellis Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1709 ]]> Юрий Иванов Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1704 Я просто вспомнил себя: попросил, когда сам учился в 10 классе, нашу словестницу Светлану Васильевну дать мне список современной зарубежной литературы, чтобы быть в курсе происходящих литпроцессов (советская литература меня тогда совершенно не интересовала). Светлана Васильевна дала мне такой список, кстати, именно из 10 книг. За что я ей очень благодарен по сию пору. Я сам прочитал эти книги, не напрягая учительницу, потому что мне было это интересно. А если бы это была обязаловка? Наверно, я бы осилил этот список. Но говорить в таком случае о любви к литературе было бы сложно, вы не находите?
Что касается вопроса: можно или нет преподавать современную литературу учащимся, то во многих школах проблем с этим нет - преподавай, что хочешь! Никто тебя по рукам бить не будет, ни администрация - она ведь не контролирует каждый твой шаг, ни родители - многим из которых совершенно наплевать на своих детей, не говоря уже о том, что они там проходят в школе на уроках литературы ли, физики или математики...
У Игоря жена работает в ЛИЦЕЕ, и этим всё сказано. На днях мой ученик занял второе место на областном финале конкурса "Юные дарования" в номинации "Юный знаток истории". Он был единственным из, примерно 300 финалистов по физике, математике, русскому языку и т.д., учеником из сельской школы на всю область! Остальные дети сплошь из лицеев, гимназий, гуманитарных и педкомплексов Пскова и школ городов-райцентров - Порхова, Дно, Великие Луки, Опочка...Это не говорит о том, что в городских школах учатся сплошь вундеркинды, это говорит о том, что в сельских школах мало осталось обучаемых детей. Только и всего. Произошёл естественный отбор, увы...
По поводу талантливых педагогов...Вы и сами знаетет, что в педвузы часто идут не от больших знаний или ощущения в себе педагогического призвания, и это тоже увы...
А мы бьёмся за современную литературу часто потому, что это наш хлеб. И если не воспитать грамотного и разбирающегося в реалиях читателя, то серьёзные писатели - правильно сказал Игорь - не будут иметь шанса попасть в классики, а критики останутся без куска хлеба.
Надеюсь, я никого не обидел.]]>
Юрий Иванов
kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1701 У меня супруга работает в лицее, завучем, и преподаёт физику и математику. Так за ней дети табунами ходят и на уроке слушаются и учатся, а не на головах ходят. Потому что человек увлечён своим делом, старается к урокам подходить интересно и нестандартно. Есть у них и несколько преподавателей языка и литературы, которые с удовольствием бы попробовали давать современную прозу и поэзию в школе, но им нужно помочь: советом, поддержкой, подсказкой. Их мало, но они есть.
]]>
kritik-1972
nellis http://litlive.ru/topics/digest.html#1698 ]]> nellis kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1695 Но и нужно избежать излишнего ханжества, в то же время.
У Шолохова тоже были моменты в "Тихом Доне" и в рассказах такие, что хотелось "сделать монтаж". И в "Молодой гвардии" у Фадеева, и во многих произведениях советского периода были отрывки незаретушированные, но это не мешало им быть в школьной программе, не принижало их литературного значения.
С уважением, ИС]]>
kritik-1972
orskrap http://litlive.ru/topics/digest.html#1691 ]]> orskrap kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1685 Я, надеюсь, именно так оно и будет. И в наших школах будут появляться такие вот подвижники-учителя, как описано здесь: http://www.litrossia.ru/2011/18-19/06174.html
С уважениме,]]>
kritik-1972
marseille http://litlive.ru/topics/digest.html#1684 marseille kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1674 Ссылка: http://www.litrossia.ru/2011/18-19/06174.html]]> kritik-1972 kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1669 И его "десятку" можно взять, как отправную точку для некоего списка, о котором мы с Вами, Юрий, ведём речь. Но он и сам в конце соглашается, что это, в большой степени, условность. И называет ещё несколько произведений.
Я думаю, что и Вы, и я (и каждый читающий человек в России) имеет полное право добавить к этому списку своих номинантов.
Рад, что у нас с Вами есть точки соприкосновения и мы можем дискутировать вокруг них.
С уважением,ИС ]]>
kritik-1972
Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1666 Возвращаясь к нашей теме - современная литература - хочу уточнить, что меня волнуют персоналии, как Вы поняли. И если некий список почти устоялся - посмотрите материал В.Бондаренко в рубрике Университетская кафедра - я считаю, что его можно рекомендовать учащимся, если не для изучения, то, хотя бы, для прочтения, м.б., даже выборочного (если иметь ввиду ограниченность учебных часов по литературе). Пишу: почти устоялся потому, что этот набор встречал ещё у кого-то, конечно, с некоторыми вариациями. И ещё потому, что лично я с этим набором почти согласен.
С другой стороны, честно говоря, учитель обычной школы не особенно ограничен в выборе тем для изучения со школьниками. Посмотрите: программы указывают одно, учебники часто не совпадают по спискам изучаемых авторов. Так что учителю есть где и на чём сманеврировать.
А вот с художественным вкусом не так всё просто. Всё-таки учащимся важен интерес к тексту. Как-то на уроке я сознательно обратил внимание ребят на Всеволода Емелина, процитировав кое-что из его раннего. Детки сами нашли в Интернете его тексты, пришли в полный восторг...А я долго мучился, всё-таки с точки зрения художественного вкуса, как Вы знаете, у григорьевского лауреата не всё в порядке.
С уважением - ЮИ]]>
Юрий Иванов
kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1653 Но пробовать надо. Всё зависит от учителей. Кто сильно захочет, тот поедет в выходной в город, зайдёт в интернет-кафе, поработает и скачает все тексты, которые нужны. Это возможно. было бы желание.
С проблемами современной школы я знаком не понаслышке, моя супруга много лет работает завучем в лицее. Я понимаю, что в сельских школах проблем намного больше, но... Всё зависит от нас с Вами, от нашего желания развиваться и двигаться дальше. И делиться этим с окружающими.]]>
kritik-1972
Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1652 Боюсь, что часов на классику и современных авторов тогда не хватит, учебные часы-то ограничены (я имею ввиду их количество по программе). Захотим в обязательном порядке ввести современников, придётся сделать это за счёт классиков, закон равновесия в "природе", ничего не поделаешь. И кого прикажете убрать: Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Некрасова?
Лично меня убивает, что, при изучении литературы 20 века, совершенно не изучается драматургия: ни Арбузова, ни Розова, ни Володина (беру знаковые имена) в программе нет. Есть только Вампилов в 11 классе. Но без предшественников и современников он торчит один, как перст, и ученикам не понятно: с чего и откуда он выскочил?
Повторю ещё раз: а развитие художественного вкуса? С ним-то как быть? Ну познакомятся ученики с той же Улицкой или с Сенчиным и решат, что это и есть вершина вкуса. А произведения из литтолстяков...Что сказать? Вы, Игорь, наверно, давно в школе не бывали, во многих сейчас, благодаря заботам Путина с Фурсенко, и ставки такой нет - библиотекарь. Да и произведений классиков не хватает на всех, чего тогда говорить про современников? Вы скажите: Интернет есть! А как быть сельским школьникам, у многих и компьютера-то нет, а если есть, то часто такой трафик, что всё проклянёшь, пока что-нибудь скачаешь...
Поповой спасибо, конечно, за заботу! Любое лыко в строку...
Что касается статьи, то замечу, что случай с молодой учительницей, которую взгрели за посторонние стихи в ущерб Грибоедову, скорее всего произошёл в какой-нибудь элитной школе, где родители выкладывают, полагаю, немалые деньги, чтобы их чада получили всё, что обещано, по полной программе. И любое отступление в сторону рассматривается учениками и родителями, как покушение на будущую карьеру детей.
С уважением - Юрий Иванов]]>
Юрий Иванов
kritik-1972 http://litlive.ru/topics/digest.html#1648 Статья насколько интересная, настолько же и спорная.
То, что знакомиться с современным литературным процессом и учителям, и ученикам необходимо - я в этом уверен. Если не читать то, что пишут сейчас, то мы потеряем целое поколение писателей и не дадим им шанс "попасть в классики" :о)) Придётся полагаться на мнение самих писателей и критиков - очень узкий круг специалистов. Это не всегда хорошо. Чем больше современная молодёжь будет узнавать и читать современных авторов, тем полнее и адекватнее она сможет оценивать то, что происходит в нашей литературе.
Другое дело, что нужна какая-то помощь в этом - всё не перечесть... Можно для начала давать произведения из толстых журналов - это какой-никакой, но уровень. А, вообще-то, должна быть подготовлена программа для изучения современных авторов. Вот этим госпожа Попова и занимается. Чем больше таких людей, тем лучше, на мой взгляд.
С уважением, ИС]]>
kritik-1972
Юрий Иванов http://litlive.ru/topics/digest.html#1646 Теперь ответьте на такой вопрос: а что такое современная литература? У одних - это пресловутая Улицкая, у других - "новые реалисты", у третьих - Пелевин...И что прикажите преподавать ученикам? На всех времени действительно не хватит. Ведь и 19 век мы изучаем выборочно, как и 20, кстати. Вы уверены, что ваш выбор современных персоналий - оптимальный? И что это именно те фигуры, которые достойны изучения? Вспомните, как в советское время изучали А.Фадеева. А сейчас - А.Платонова. А ведь современной литературой были и С.Бабаевский, и Г.Николаева, и А.Коптяева и многие другие. Представить себе, что их можно изучать, совершенно не возможно.
Это одно. Другое: что учащиеся вырабатывают на уроках литературы, читая Пушкина, Гоголя (и далее по списку)? Правильно, художественный вкус. Потому это и называется классикой, что проверено временем. А соверменная литература? Уверены ли вы, предлагая гипотетическим ученикам того или иного автора, что это - не ошибка вашего личного вкуса?
Кажется, в Англии есть закон, по которому запрещено ставить памятники выдающимся людям до истечения 50 лет со дня их смерти. Надеюсь, понятно, о чём я?]]>
Юрий Иванов
Наталья Омельченко http://litlive.ru/topics/digest.html#1645 Не все методы в работе со школьниками показались мне приемлемыми:

"Был проведен вводный урок, на котором школьников познакомили с литературным скандалом, развернувшимся вокруг премии И.П. Белкина, и поставили перед ними учебную задачу — разобраться в том, что же на самом деле произошло в мире современной литературы, “кто прав, а кто виноват”."

"Сама ситуация с отказом от премии молодой писательницы, которую “затравили” более маститые и опытные “товарищи”, вызвала их интерес."
На мой взгляд не гоже детей вовлекать в подобные разборки взрослых. Тем более, что ни "правых", ни "виноватых" здесь не может быть в принципе: премия одна, а хороших писателей много. Да и вообще, пробуждать интерес к литературе через скандал хоть и современно, но не продуктивно.
И ещё, вынуждена согласиться с "тёткой в красном пальто и чёрных ботах": если школьники не будут изучать
Улицкую, они мало что потеряют. Необходимо возрождать в людях любовь к своей стране и собственному народу, пусть не всегда отвечающему эстетическим запросам некоторых писателей и их пропагандистов, называющих отдельных его, народа, представителей не иначе как "особь". Если это оговорка Наталии Поповой, то весьма характерная.]]>
Наталья Омельченко