Живая Литература

avatar

ЖЛ-дайджестГерман Садулаев вступил в КПРФ

Живая литература 2011.10.05 09:55 2 0

 

«Свободная пресса» поговорила с Германом Садулаевым о политике, вреде и пользе традиций, модернизации и проблемах этнической идентификации.



«СП»: — Вы вступили в КПРФ. Как это произошло, почему именно эта партия? Вообще, вам хотелось бы принимать более активное участие в политике? Например, готовы ли по призыву Лимонова выйти на Триумфальную площадь?

— Я вступил именно в КПРФ. Поэтому странно спрашивать меня о готовности выйти куда-то по призыву Лимонова. При всём моём уважении к Лимонову как к писателю и как к личности, в политическом и идеологическом плане я никогда не собирался ему следовать. Прежде всего потому, что у него нет платформы. Я с коммунистами не потому, что у них лидер симпатичнее — Зюганов мне менее симпатичен, чем Лимонов. Но коммунисты стоят на платформе социализма. Я разделяю эти идеалы. Потому и вступил в КПРФ — обозначить свою позицию. А о себе на всякий случай замечу — я не чеченец, не писатель и тем более не политик.

«СП»: — Немного уточню по поводу социализма. Имеется в виду социализм советский, или социал-демократия в европейском понимании?

- Имеется в виду социализм как идея, как направление развития. Советский социализм был ущербен, но вместо того, чтобы исправлять недостатки, мы решили его убить и посмотреть что вырастет на трупе. А что хорошего может вырасти на трупе?

«СП»: — С точки зрения социалиста всякая национальная рознь объясняется социальной. Вы эту точку зрения разделяете?

— Корни проблем конечно в экономике и социуме. Но, с другой стороны, даже Маркс и Энгельс много внимания уделяли и национальной проблематике как таковой.

«СП»: — Увы, но и в политике, и в литературе почему-то принято обращать внимание на национальность. Вас, скажем, воспринимают именно как «чеченского писателя». Не задевает?

— Нелепая привычка. Становится ли, например, авиаконструктор лучше или хуже от того, что он — казах? Является ли он поэтому «казахским авиаконструктором», даже когда работает в КБ Беларуси? Как эта казахскость определяет его в качестве авиаконструктора?

Я сам пытаюсь понять — что мы вкладываем в этот термин? Почему определяем через национальность? Например, «японская машина» — значит, хорошая, но с правым рулём. «Немецкое качество» — тоже понятно. «Швейцарский сыр» — для гурманов. «Русский писатель» — ну это такое особое существо, не просто автор прозаических текстов, а некоторым образом пророк и глашатай, он же страстотерпец и немного не от мира сего. А что есть «чеченский политик»? Или «чеченский строитель»? Не понимаю, какие качества аттрибутируются подобной дефиниции.

Что касается восприятия меня как «чеченского писателя»... Мне скоро 40 лет. Меня ничего не задевает.

«СП»: — У нас — в обществе, в культуре — есть послевоенный образ «злого чечена», который эксплуатируется двумя сторонами. Есть власть республики, которая бряцает на африканский манер золотыми пистолетами и открыто угрожает неугодным. И есть «русские националисты», для которых Кавказ и кавказцы — это враг номер один. И этот образ вполне воспринимается народом как данность, что не может не иметь последствий.

— Я думаю, многие умные люди уже понимают, что все стереотипы ложны.

«СП»: — В одном интервью вы сказали, что миллион чеченцев живет в Чечне, ещё два — рассеяны по всему миру. Можете рассказать, что происходит с уехавшими? Про русских говорят, что они «ассимилируются во втором поколении». А чеченцы? Скажем, есть крупная диаспора в Норвегии — можно ли новое поколение считать норвежцами? Считают ли они себя сами таковыми?

— Я не очень верю в диаспоры. Люди разные, некоторые ассимилируются, другие нет. Опять же, надо спросить об этом не меня, а «профессионального чеченца».

«СП»: — Некоторые кавказские общественники поговаривают: российская власть заинтересована в деевропеизации, архаизации Кавказа. И что чиновники сознательно делают ставку на «традиции» и «культурные особенности». Насколько, по вашему мнению, эти традиции живы, и стоит ли с ними так таскаться в XXI веке?

— Я много раз говорил, что в республиках Северного Кавказа идёт сложный процесс модернизации через архаизацию. Истории такие финты известны.

«СП»: — Шаг назад - два вперед?

- Нет, не совсем. Дело вот в чём. Для ускоренной модернизации нужны ресурсы. Взять их негде. Значит, нужна мобилизация общества. Как мобилизовать общество? Один из методов — через архаизацию. Например: нужно убрать территорию. Денег нет, техники нет. Нанять организацию нельзя, да и нет такой организации. Но пустырь прибрать нужно. Как? Надо сделать так, чтобы люди без денег и техники пришли на пустырь и руками и лопатами всё убрали.

«СП»: — Первыми приходят в голову насильственные методы

— Не-не, никакого насилия. Есть другие варианты. Как в «Котловане» Платонова. Это модернизация через модернизирование сознания, вернее, через ориентацию сознания в светлое будущее. Ради которого сейчас мы голыми руками всё раскопаем. Или вариант — идеология. Или вариант — архаизация. То есть установить, что это наш древний народный обычай — собираться всем миром и убирать пустыри. Так делали наши предки, так и мы будем делать, чтобы сохранить традиции. Если мы перестанем делать то, что делали наши предки, то и солнце перестанет ходить по кругу дня и ночи, и смена времён года нарушится, и всё такое. То есть, кроме насилия много вариантов. Капитализм использует другую форму — тоже как бы ненасилие. Ты можешь не убирать пустырь, пожалуйста. Но тогда ты сдохнешь с голоду.

«СП»: — Но всегда есть люди, которые понимают, что эту традицию придумали вчера вон в том кабинете

— Неправда, есть такая традиция, правда есть.

«СП»: — Субботник называется, Ленин с бревном

— Традиция есть с того момента, с которого общество решает, что она есть и что это — традиция.

«СП»: — То есть принимается большинством.

— Вряд ли большинством, скорее старшинством. Кстати, задолго до субботников и Ленина с бревном у чеченцев была такая традиция — белхи называется. Полезная вещь. («Белхи — одна из основных традиций вайнахского быта. Белхи — это коллективный труд группы людей на общественных началах на благо одного члена общества или семьи» - авт.)

«СП»: — Я читал ваши эмоциональные выступления, слушал выступление по поводу драки в лагере «Дон» …

— Ну, то было для своих. А вы же не на Кавказ вещаете. Иногда родители дома ругают детей, чтобы они исправились. Но в гостях будут более сдержано о них высказываться.

«СП»: — В интернете нет ни КаГевказа, ни России. Тут только языковые барьеры, да и они иллюзорны.

— Я записывал ролик для радио «Эхо Кавказа», которое вещает на Кавказ. То, что потом мои ролики и статьи копируют и распространяют по всему интернету... Ну, хотят — пусть.

«СП»: — Как вы оцениваете реформы в Грузии? Насколько понимаю, там много пропаганды, но результат какой-то есть. Например, Грузия вроде бы местные «традиции» в виде воров в законе завернула куда подальше. Может Грузия стать примером для всего Кавказа?

— У Грузии свои проблемы. То, как они расправились с коррупцией — это прекрасно. России стоило бы поучиться! Но национальный вопрос Грузия внутри себя стала решать нелепо и неуклюже, что привело к трагедиям и жертвам. Грузия попыталась вести себя как маленькая империя. Скромнее надо было быть. Добрее. Понятливее.

«СП»: — Вы «регистратор, который просто регистрирует явления, иногда незаметные обычному взгляду». Вот что на взгляд регистратора происходит действительно общественно-значимое, на что стоит обращать внимание, реагировать?

— Например, обратное движение к социализму в умах.

«СП»: — Оно есть? Массовое?

— В других странах сработало, и у нас заработает. Есть только два пути. Джа Растафара (в нашем случае социализм) или война. Для России выбор пути сейчас только такой: или социализм, или война и распад.

Ссылка: http://svpressa.ru/society/article/48043/






     

    • 0 avatar Наталья 2011.10.05 12:43
      С большим пиететом отношусь как к Садулаеву, так и к Лимонову, независимо от их партийной принадлежности. Такие личности - наше национальное достояние.
      Хотела бы однако заметить, что социалистические идеи разделяют не только коммунисты, но и социал-демократы, в нашем случае - партия "Справедливая Россия". Почему бы тогда не вступить в партию Миронова? Вот здесь Герман немного недообъяснил. А надо. Не мне. Просто кажется, не все рядовые избиратели понимают, в чём разница. А выборы близко. И мне хотелось бы услышать такое разъяснение именно из его уст, потому что человек относится к своему статусу и ко всему, что происходит вокруг, не формально, очень серьёзно и искренне.

      "«СП»: — Я читал ваши эмоциональные выступления, слушал выступление по поводу драки в лагере «Дон» …
      — Ну, то было для своих. А вы же не на Кавказ вещаете. Иногда родители дома ругают детей, чтобы они исправились. Но в гостях будут более сдержано о них высказываться."


      Очень достойный ответ мужественного, гордого человека. Я бы сказала, человека чести...
      Нет, беречь надо таких, холить, пестовать - на руках носить
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.10.05 18:23
      Учитывая, что "Справедливая Россия" - это кремлёвский проект по расчленению оппозиции, выбор Садулаева логичен. Т.к. КПРФ в нынешнем изводе давно уже не коммунистическая партия, а социал-демократическая. Но всё таки про социализм не забывают. А "СР" щебечут о какой-то социальной справедливости, не поясняя, при каком общественном строе они собираются всё это осуществлять?
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт