Живая Литература

avatar

Гражданский литературный форум



 
репутация

16.32

17 место
 
avatar

ЖЛ-рингНа дне литературы

Живая литература 2011.03.01 07:37 20 0

 

Сейчас зародилось течение, которое окрестило себя «новый реализм». Но это чистой воды политический реализм. Новшество заключается лишь в том, что декорациями ему служат последние события. Да и новшество ли это? Русские классики описывали реальность, выходящую за пределы окружавшей реальности, и это возвысило их книги до общечеловеческих. Трудно вообразить, что герои Толстого львиную долю времени проводят в размышлении о недостатках царского режима, рассуждают об аграрном вопросе или сравнивают эсеров с октябристами. Сегодняшний реализм – это новостная лента, мелькающие на экране лица и прогнозы партийных лидеров. В сущности, круг ассоциаций ограничен виртуальной реальностью газет и телевидения, и в этом смысле приверженцев такого направления лучше назвать «новыми виртуальными реалистами».


Реализм – в сущности всего лишь общепринятая, устоявшаяся за последние столетия манера письма, и он мало связан с сюжетом и описываемыми событиями. Это не более чем форма подачи материала, так что «Дон Кихот» – произведение фантасмагорическое, а почти всё современное «фэнтези» – реалистично. Насколько он отражает время можно сделать вывод, вспомнив, как мы представляем 1812 год – по документально реалистичным сочинениям современных авторов (например, дневники Победоносцева «О московском разорении») или по «Войне и миру», появившемуся семьдесят лет спустя?

В отсутствие цензуры сегодня пишут о чём угодно. И как угодно. Но причём здесь искусство? Это Кафка считал, что надо сосредоточиться, сидя в тишине за столом, и мир непременно откроет свои тайны. Но сегодня у писателей, похоже, нет времени, поэтому их трудно упрекнуть в лицемерии, они пишут о том, что слышат, и по-другому не умеют. Чтобы писать по-другому, надо быть другим.

Отсутствие стиля относится в искусстве к числу смертных грехов. Но сравнив произведения, победившие в различных номинациях российских премий, имя которым легион, можно подумать, что у них один автор, работающий под множеством псевдонимов. В литературном пространстве господствуют два-три «субъязыка», которыми легко овладеть, преобладающими являются письмо, близкое Интернет-сленгу, или осовремененное феней продолжение советской «деревенской» прозы. Я не знаю ни одной честной премии, ни одного конкурса, где бы художественные достоинства произведений играли хоть какую-нибудь роль. Как при этом становятся лауреатами, как попадают «в обойму» – для широкой публики тайна за семью печатями. Вчера никому не известное имя, попав в информационные потоки, сегодня у всех на слуху. Что стоит за этим квантовым скачком? Талант? Увы, непременное условие сегодняшней известности – его отсутствие. Иначе заклюют, как белую ворону. А вот толкачи из редакционно-издательского интернационала, деньги тех или иных сообществ, так или иначе, стоят за каждым. Популярность современных писателей напоминает славу Белки и Стрелки, которых запустили в космос.

За известными литературными именами, ничтожными с точки зрения искусства, сегодня стоят и еврейские деньги. Так пишется еврейская история русского искусства. Я, безусловно, в неё не попаду. Или попаду, благодаря подобным высказываниям, как антисемит. Учитывая также уровень современного читателя, моя литература вряд ли будет востребована. Так что я пишу для прошлых поколений. Или, возможно, будущих.

Вырождение современного искусства прослеживается буквально во всём. Так «толстые» журналы, в которых окопались представили тёплого междусобойчика, пичкают своих немногочисленных подписчиков произведениями, которые пестрят несогласованными предложениями (впрочем, после отмены обязательного обучения русскому языку в школах это уже мало кто замечает). А Союз Писателей России превратился в приют для престарелых, в геронтологическое отделение нервной клиники.


О круглых столах


Когда в студенчестве мы знакомились с девушками, у нас была разработана целая программа их завлечения. Мы читали стихи, а наши экспромты оттачивались годами. Это называлось крутить пластинку. При этом сценарий был разветвлённый, на все вопросы были заготовлены ответы, так что, попав в сеть, было уже не вырваться. За круглыми столами – та же пластинка, то же актёрство, та же отрепетированная роль. Имитируя диалог, вас также загоняют в лабиринт, в котором сами прекрасно ориентируются. А главное, слова также прикрывают иное…

Чтобы принимать участие в круглых столах, надо на курсах психологического тренинга освоить прежде ролевые игры.


О кредо в искусстве


Я вполне разделяю пушкинское: «гений – парадоксов друг». На мой взгляд, хорошую книгу отличает присутствие глубинной парадоксальности, главным образом, языковой, в идеале наличествующей в каждой фразе. Если хорошая поэзия, по замечанию Бодлера, всегда пьянит, то проза должна расщеплять сознание, разрывая круг привычных ассоциаций, расширять горизонты. Её воздействие психическое, в этом отношении вся литература – нейролингвистическое программирование. Из других книг, как говорил Набоков, можно сложить вавилонскую башню.

Критерием значимости книги является то, воспринимают ли её два-три поколения после написания. В сущности, это и есть время её жизни. Классические же произведения, существование которых длят искусственные стимуляторы академических изданий, неподдельный интерес могут вызвать разве у историков литературы. И набить оскомину студентам-филологам. Столпы культуры, они представляют собой парадигмы традиционного образования, воспитания в рамках породившей их цивилизации.

Писать надо так, чтобы было интересно не только носителям твоего языка, но и иностранцам, чтобы быть узнаваемым даже в переводе.

Меня часто сравнивают с Борхесом. И здесь есть доля правды. При этом Борхес считал себя больше читателем, чем писателем. Я прочитал не меньше. А выдумал больше. Я, вообще, равнодушен к критике, исходящей от людей, которым самим нечего предъявить. И очень жалею, что не услышу мнение Бунина, Павича или Казакова. Вот к кому бы я прислушался! Из живущих меня интересовали бы, пожалуй, только Зюскинд и Маркес. Хотя, что бы это изменило? Стиль нарабатывается всю жизнь, его невозможно исправить. Как сказал один знакомый с моим творчеством поэт: «Борхес – могильщик литературы, а Зорин – реаниматор».

В российской литературе все едят кашу из одного котла. И ею же кормят читателя. Сегодня не сочиняют как прежде, а на манер американцев делают литературу. Это сплошной конвейер однотипных «читбургеров», которыми завалены полки современных книжных макдональдсов. А я – кустарь, надеющийся победить фабричное производство, уловив дух времени, я обречённо зажимаю нос.

Иван Зорин

Ссылка: http://www.glfr.ru/svobodnaja-kafedra/na-dne-literaturi.html






     

    • 0 avatar Наталья 2011.03.01 14:48
      "Трудно вообразить, что герои Толстого львиную долю времени проводят в размышлении о недостатках царского режима, рассуждают об аграрном вопросе или сравнивают эсеров с октябристами".
      Что-то не припомню, чтобы герои "новых реалистов" размышляли о недостатках сегодняшнего режима, рассуждали об аграрном вопросе или сравнивали единороссов с жириновцами.

      "Но сегодня у писателей, похоже, нет времени, поэтому их трудно упрекнуть в лицемерии, они пишут о том, что слышат, и по-другому не умеют".
      Но ведь Вы же умеете по-другому: писать о том, чего не слышите и не видите. Разве этого не достаточно? Пусть хотя бы несколько писателей пишут о том, что слышат и видят.

      "Вчера никому не известное имя, попав в информационные потоки, сегодня у всех на слуху. Что стоит за этим квантовым скачком?"
      А может всё объясняется довольно просто? Писатель ловит пульс времени, и время отвечает ему благодарностью за внимание к себе.

      "За известными литературными именами, ничтожными с точки зрения искусства, сегодня стоят и еврейские деньги".
      Насколько я поняла, статья о "новых реалистах". За Прилепиным, Сенчиным и Шаргуновым стоят еврейские деньги? Такого я ещё не слышала.

      "Учитывая также уровень современного читателя, моя литература вряд ли будет востребована. Так что я пишу для прошлых поколений. Или, возможно, будущих".
      А кто будет поднимать этот самый уровень современного читателя? Кому Вы доверите эту черновую работу? Если сегодня этим никто не будет заниматься из писателей, в будущем вообще не останется читателей, и Вас, такого высокохудожественного, просто некому будет читать с уходом прошлых поколений.

      " Классические же произведения, существование которых длят искусственные стимуляторы академических изданий, неподдельный интерес могут вызвать разве у историков литературы. И набить оскомину студентам-филологам".
      Не собираясь стать классиком, как же Вы, в таком случае,пишете для будущих поколений?

      "Меня часто сравнивают с Борхесом. И здесь есть доля правды".
      Но ведь не всем же быть борхесами. Надо же кому-то и для массового читателя писать. В том и беда многих писателей, что они глубоко убеждены, мол, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево. Коль не догоняет Борхеса и Кафку, пусть довольствуется Донцовой и Бушковым и не лезет свиным рылом в калашный ряд. Так?

      "... я – кустарь, надеющийся победить фабричное производство, уловив дух времени, я обречённо зажимаю нос".
      Да здравствуют писатели, которые, уловив дух времени, не зажимают обречённо нос, не закрывают глаза и уши и, главное, не затыкают рот, причём, не только себе, но и другим!
      Ответить
    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.03.01 18:58
      Провокация, однако.
      С Натальей согласен.

      В недоумении от:
      "...почти всё современное «фэнтези» – реалистично..."
      - Ну, это если рассматривать в плане того, что авторы самым реалистичным манером впадают в детство.

      "...За известными литературными именами, ничтожными с точки зрения искусства, сегодня стоят и еврейские деньги..."
      - 1) Литературные имена в мире или исключительно в России куплены?
      2) Если в России, то это - рука Березовского?

      "...Учитывая также уровень современного читателя, моя литература вряд ли будет востребована..."
      - Говоря иначе, вы родились не в то время? Вы здесь лишний? Сочувствую.

      "...Когда в студенчестве мы знакомились с девушками, у нас была разработана целая программа их завлечения. Мы читали стихи, а наши экспромты оттачивались годами..."
      - Лёшкин кот, вы добивались тел девушек, обманывая их ожидания вуалью чужих гениальных стихов? И это вы, после этого, считаете себя носителем высокой литературы.
      Вы с юношества глумились над творениями классиков в угоду своей похоти, чтобы потом претендовать на статус писателя.
      Стыд и срам, стыд и срам...
      Ответить
    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.03.01 19:22
      Надо понимать эту статью так: коли хочешь называться интеллигентом высоко уровня, то непременно должен увидеть в Иване Зорине гения от литературы. Ежели нет, то уровень твой низок, неуважаемый Зориным читатель, как у падали, не знающей, что она давно уже померла, а не живёт вовсе в эпоху "гения" Зорина.
      Ответить
    • Недоступно avatar Олег Лукошин, друг евреев 2011.03.05 07:53
      "За известными литературными именами, ничтожными с точки зрения искусства, сегодня стоят и еврейские деньги. Так пишется еврейская история русского искусства".
      Автору респект! Мы живём в еврейском (точнее - в сионистском) мире и пляшем под дудочку насаждённых нам сионистско-либеральных парадигм.
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2011.03.06 05:14
        Самые ярые антисемиты - это сами евреи. Вы же, наверняка, это знаете.
        Ответить
        • Недоступно avatar Олег Лукошин, друг евреев 2011.03.06 07:51
          Нет, это вы с гомофобами-гомосексуалистами попутали. Хотя я не прочь стать евреем. Какие перспективы откроются! Тем более, что к простому еврейскому народу я отношусь с большим уважением. Но только к простому.
          Ответить
          • 0 avatar Наталья 2011.03.06 12:04
            А как Вы как коммунист, коль уж таковым себя считаете, относитесь к "непростым" евреям, стоявшим в прошлом веке во главе социалистической революции и установившим в стране народовластие?
            И ещё вопрос: разделяет ли Ваши антисемитские взгляды Ваша хорошая знакомая elena_sophia? Она не производит впечатление "простой".
            Ответить
            • Недоступно avatar Олег Лукошин, друг евреев 2011.03.06 13:27
              Это хорошие евреи, самые что ни на есть простые.
              Антисемитских взглядов у меня нет. Только антисионистские. Впрочем, не уверен, что вы понимаете разницу.
              Про Елену ничего не могу сказать, на эту тему с ней не общались.
              Ответить
              • 0 avatar Наталья 2011.03.06 14:54
                "Это хорошие евреи, самые что ни на есть простые".
                Вот-вот, из крепостных крестьян.

                "Антисемитских взглядов у меня нет. Только антисионистские. Впрочем, не уверен, что вы понимаете разницу".
                А если Вы понимаете, тогда причём здесь писатели, о которых идёт речь?

                "Про Елену ничего не могу сказать, на эту тему с ней не общались"
                А Вы пообщайтесь. Она Вас быстро в фашисты определит.
                Ответить
    • 0 avatar Юрий Серов 2011.03.05 14:43
      "...почти всё современное «фэнтези» – реалистично..."

      вот это тоже удивило
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.03.11 18:52
      Мания величия - хорошо это или плохо?
      Ответить
    • 0 avatar Артур Акминлаус 2011.03.12 11:39
      Кажется, у автора статьи определенный литературный занос - такое случается.
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.03.12 14:43
      Забавно вот что: мы тут проходимся по Зорину вдоль и поперёк, а сам-то он в курсе, что его разместили на ЖЛ?
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.03.12 17:37
      Ближе к богу, похоже, жюри премии "Нацбест" с небезызвестным В.Топоровым. Зорин включён в лонг-лист "Нацбеста".
      Ответить
      • 0 avatar Артур Акминлаус 2011.03.12 17:52
        да поможет ему мой любимый дядька Черномор ибо на Бога надейся, а сам не плошай.
        Ответить
        • 0 avatar Юрий Иванов 2011.03.14 17:48
          Учитывая место проживания Топорова, его, наверно, правильнее называть дядькой Балтимором? Замечу, что я отношусь к нему положительно, поскольку все мы не без недостатков.
          Ответить
          • 0 avatar Артур Акминлаус 2011.03.15 02:08
            Мое вам Юрий алаверды, если мне правильно объяснили значение этого интересного слова. Поправка на дядька Балтимор - это ваше ноу-хау и его необходимо запатентовать. Принимается с большим воодушевлением. Что же касается личностного восприятия любимого дядьки: ну, как же мне его не любить, если это действительно любимый дядька. Вы бы мне не скинули на почту, что-то ваше почитать.
            Ответить
            • 0 avatar Юрий Иванов 2011.03.16 10:58
              Артур, с удовольствием подставлю свои бока под ваши тумаки. Только какой бок - публицис тику? или стихи, которыми я редко, но осчастливливаю подлунный мир?
              Да, и на какой адрес скинуть? На ЖЛ нет, кажется, такой ссылки...
              Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.03.12 18:18
      Я как-то упустил из виду: а что, Топоров и прозу курирует? Я почему-то думал, что он только поэзию окучивает. Наверно, не внимательно слежу за работой нашего "неистового Виссариона"...
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт