Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Алиса Ганиева: «Критика похожа на биржевую игру» | ЖЛ-критики | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

ЖЛ-критикиАлиса Ганиева: «Критика похожа на биржевую игру»

Андрей Рудалёв 2010.09.18 09:26 2 0

 

Увеличить

Алиса Ганиева – один из главных персонажей на новой русской критической карте, хотя, могла в свое время стать экономистом... В прошлом году она срежиссировала собственную сенсацию, победив в премии «Дебют» в жанре крупнокалиберной прозы под мужским псевдонимом, доказав свой же тезис, что писатель не имеет пола.
Сегодня вместе с ней мы погружаемся в «мир группировок, направлений, интриг, недомолвок, зависти», в варево в собственном соку, которое называется современным литпроцессом.


- Что для тебя литературная критика?

- И забава, и герменевтика. Попытка сказать что-то новое прежде всего себе самой. Интерпретирование текста всегда выводит за пределы текста, и вот это – самое захватывающее.

- Как пришла в нее? Литкритика - это прививка Литературного института?

- Вовсе нет. Я и раньше писала рецензии (тогда еще очень смешные и ученические) для одного интернет-портала. Выбор книг был абсолютно беспорядочным, потому что восемь лет назад я почти ничего толкового не знала о текущей литературе. Учитывая дагестанскую культурную изоляцию, это не удивительно. В Литинститут я пошла, потому что слышала об этом вузе много горячих и доброжелательных откликов в республиканских интеллигентских кругах. Но долго колебалась и, вместо того, чтобы готовиться к творческому этюду, целый месяц усиленно логарифмировала алгебраические тождества для поступления на экономический факультет в Махачкале. Кстати, на семинар критики я тоже попала почти случайно. Хотела идти на «художественный перевод», но у меня просто не оказалось готовой работы для отправки на творческий конкурс.

- Устраивает то, чем занимаешься? И вообще уютно ли молодой женщине в литкритике?

- Ничего уютного в литературе быть не может. Каждый, кто включается в литпроцесс, попадает в мир группировок, направлений, интриг, недомолвок, зависти. И дело не в гендерном вопросе, – литературной критикой, к примеру, занимается гораздо больше женщин, чем мужчин. Дело, скорее, в том, что писатель – во-первых, индивидуалист, а во-вторых – не имеет пола. Мужчины-литераторы иногда сплетничают, а женщины-литераторы – лезут в драку. Полюса смещаются, и привычные нормы поведения отпадают сами собой. Тем удивительней, что в этом субкосмосе вообще попадаются не только талантливые, но и очень искренние, очень порядочные люди. И я рада, что знакома с ними.
    
- Твоя лучшая статья или, может быть, пятерка твоих статей, которые более всего ценишь?

- Я постоянно из них вырастаю. Обычно мне нравится что-то самое свежее, сейчас – это статья «Хрестоматийный глянец» в «Октябре», но через месяц я, возможно, буду полагать иначе.

- Нет ли желания плюнуть на все и уйти от современности в классику?

- Ни в коем случае! Критика в отличие от чистого литературоведения похожа на биржевую игру. Это гораздо увлекательнее, пускай и  рискованнее.

Увеличить

- Что у нас сейчас с литературой?

- Современная литература раздроблена на толстожурнальную, маргинальную, коммерческую, интеллектуальную и т. д. Все эти сублитературы плохо взаимодействуют друг с другом, и каждой чего-то не хватает. Кое-где господствуют ложные иерархии, а надежды на то, что время все расставит по своим местам – мало. В постиндустриальном мире писатель вынужден сам себя продвигать и сам заботиться о своем словесном наследии. Не стал известным при жизни – не станешь никогда. Осознание этой максимы толкает многих на поле конъюнктуры.
 Ускорение темпов жизни нарушило естественные человеческие темпы творчества, подстегивая пишущих к перманентному напоминанию о себе и даже к написанию книг «под премию», к определенному сроку. Критика перестала быть ориентиром для широкого читателя, превращаясь в чтение «для своих». При всем при этом, состояние современной литературы, как ни странно, можно назвать благоденствующим. Несмотря на уход литературоцентризма и бурный расцвет визуальных искусств, количество пишущих только увеличивается.

 - Чего ждешь от нового литературного десятилетия?

- Должна появиться новая генерация писателей. Эти авторы, лишенные советских корней, не испытавшие никакой социальной психотравмы, будут абсолютно отличаться от теперешних двадцатилетних и тридцатилетних. Мне очень интересно, какая это будет литература.

- С какими авторами связываешь свои надежды?

- Лучше спроси, с кем я их не связываю. На ранних стадиях гораздо легче определить искусственное и малоталантливое, чем гениальное. Но имен «безнадежных» я называть не буду.

- О ком из классиков хотелось бы написать?

- На данный момент у меня нет никакого желания писать о классиках, хотя, возможно, следовало бы уделить внимание Александру Бестужеву-Марлинскому, незаслуженно, на мой взгляд, «похороненному» Белинским.

- Каковы твои кумиры критической мысли, близкие по духу литературоведы?

- Очень люблю В. Шкловского, Ю. Тынянова, В. Жирмунского, М. Бахтина, Веселовского (Александра Николаевича), статьи Галины Белой, критику Корнея Чуковского, работы М. Гаспарова, некоторые лотмановские тексты … 

- Назови пять статей твоих коллег по критическому цеху...

- Если говорить о статьях последних лет, то это «Гамбургский ёжик в тумане» Ирины Роднянской, «Лютые патриоты» Натальи Ивановой, «Скифия в серебре» Валерии Пустовой, «Этюд в красно-коричневых тонах. Александр Проханов» Сергея Белякова, «Остров. Литература в эпоху паралитературного бума» Сергея Чупринина. Сюда еще не поместились статьи Евгения Ермолина, Аллы Марченко, Игоря Шайтанова и других. Чего-чего, а блестящих критических высказываний в этом десятилетии хватает.

- Можешь ли ты оставаться объективным и беспристрастным критиком, после того как влезла в прозаическую шкуру? Неужели литкритика не смогла реализовать все твои амбиции или только критик сейчас может писать, чтобы уврачевать литературу?

- Амбиции здесь не причем. Внутренняя потребность писать о Дагестане (в прозе ли, в поэзии ли) появилась у меня гораздо раньше желания анализировать чужие тексты. Я давно к этому готовилась. И выступление в качестве прозаика нисколько не мешает моей объективности как критика, хотя стопроцентно объективным критик все равно не бывает. Многие  российские литераторы (особенно – классики) были и поэтами, и прозаиками, и драматургами, и критиками одновременно. Замыкаться в своем цеху совсем не обязательно. Все зависит от природы мышления: если оно амбивалентно, то можно творить на любом материале – на первичном (худлит), на вторичном (критика) или даже на третичном (критика критики, как у В. Ширяева).

- Как вы нашлись и слились в «попуганский» триумвират? Решили, что задавить и пробить литпроцесс можно лишь массой?

- Идея родилась у Валерии Пустовой, которая давно подумывала о том, что надо бы объединиться всем молодым женщинам-критикам да устроить литературно-критический вечер. Но в итоге нас получилось всего трое – Елена Погорелая, Валерия Пустовая и я. Мы все очень непохожие, у нас разные методы, разный стиль, разные приоритеты. Но в то же время нас объединяет много общество: и возраст, и литературный азарт, и стремление к самосовершенствованию, и поиск новых форм, новых тем, новых имен. 

- На твой взгляд, современная литература резонансна в обществе или многое и важное проходит совершенно не заметно?

- Нет, не резонансна. Современная литература очень географически централизована и варится в собственном соку.

- Как считаешь, нужны ли литпремии и если бы их решили унифицировать, то какую надо оставить?

- Не думаю, что нужно их унифицировать. Премий должно быть много и разных.

- Какие литературные издания наиболее для тебя авторитетны и чего не хватает литпериодике?

- Я назову издания мне интересные. Это журнал критики и литературоведения «Вопросы литературы», где есть и ценные академические статьи, и живые наблюдения за литературным сегодня. Это газета «Экслибрис», где я работаю, хотя не со всеми материалами бываю согласна. Это «Знамя» и «Новый мир», в которых настолько сильные подвалы, то есть рубрики в жанрах «нонфикшн», что иной раз упускаешь из виду сомнительность некоторой публикуемой прозы и поэзии. Это «Литературная учеба», которая за последние года два постепенно превратилась в очень профессиональное и содержательное литературно-критическое издание.
 А вообще, перечислять можно долго, места не хватит. И слегка «желтая» «Литературная Россия», и как бы консервативный «Октябрь», и христианско-демократический «Континент» - все хороши по-своему. Но есть и такие издания, которые я не читаю совсем. Это, к примеру, «Литературная газета».

- Портят ли литературу современные издательства, рынок и насколько в силах критик повлиять на современный литпроцесс?

- На эти вопросы критики пытаются ответить критикой. Это лучший ответ.

Увеличить

Алиса Ганиева родилась в 1985 году. Окончила махачкалинскую среднюю школу и московский Литературный институт им. А. М. Горького. Литературный критик, прозаик. Лауреат и дипломант ряда премий в номинации «критика», лауреат премии «Дебют» в номинации «Крупная проза» (2009). Автор детских сказок.

Статьи Алисы Ганиевой:
 http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/3/ga15.html
 http://magazines.russ.ru/voplit/2009/3/ga5.html
 http://www.lych.ru/online/index.php/0ainmenu-65/38--s22009/328--a-----
http://magazines.russ.ru/october/2009/11/ga9.html
http://magazines.russ.ru/october/2010/8/aa11.html






     

    • Недоступно avatar Арслан 2010.09.18 21:04
      Алиса молодец! так держать!
      и фото отличные
      Ответить
    • Недоступно avatar Александр 2013.10.30 01:11
      Алиса Ганиева пишет талантливую прозу. "Шайтаны" рассказ понравился. Удачи.
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт