Живая Литература

avatar

Университетская кафедраМаксим Лаврентьев. Поэзия и смерть

Живая литература 2011.10.10 18:15 4 0

 

Автор книги давно занимается исследованием предсмертного творчества плеяды русских литераторов. Его публиковавшиеся ранее статьи, собранные теперь под одной обложкой, посвящены анализу символики смерти и бессмертия в поэзии А. Пушкина, Д. Веневитинова, А. Блока, В. Брюсова, В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Ходасевича, К. Вагинова, А. Введенского и других. Книга предназначается всем, кто интересуется историей русской литературы, загадками искусства и бытия.

«ПРОЩАЙ, ТЕТРАДЬ…»
Танатогенез в поэтическом тексте

Давно замечено, что поэты на протяжении всей известной нам истории литературы особенно склонны затрагивать в своём творчестве тему смерти, использовать её многообразную символику, а некоторые из них, как, например, Шарль Бодлер, даже выстраивают вокруг неё своеобразный эстетический культ. Поэтические произведения, тематически обращённые к смерти, принято объединять понятием «эсхатологическая лирика».
В чистом виде эсхатология – это тот аспект в любом религиозном учении, в котором поднимаются вопросы о конечных судьбах мира и человека. Принято различать индивидуальную, или «малую» эсхатологию, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную, или «большую» эсхатологию, т. е. учение о цели космоса и истории и об их конце.
Танатогенез – процесс наступления смерти, динамика умирания. Задача настоящей работы заключается в том, чтобы на нескольких, не самых известных широкому читателю примерах продемонстрировать, как отражается процесс наступления смерти в поэтическом тексте, а также предложить своё истолкование этого феномена.
Исходным пунктом для моих размышлений явилось обнаружение таких параллелей в личной и творческой биографии различных русских поэтов, которые, насколько мне было известно, до тех пор не привлекали пристального внимания, хотя вскользь неоднократно отмечалось, что смерть не от естественных причин, на взлёте жизни и творчества, казалось, заранее предощущалась тем или иным стихотворцем и парадоксальным образом отражалась в его итоговых произведениях.
Не является ли всё это, однако, досужим фантазированием, наподобие поисков квадратуры круга или контакта с внеземными цивилизациями? Суть возражений сводится к тому, что, согласно распространённому мнению, поэтическое, да и вообще любое художественное произведение, переполненное эсхатологической символикой, несёт на себе отпечаток психической патологии, в известной мере якобы свойственной всякой творчески одарённой личности. Эта точка зрения как будто подтверждается впечатляющей статистикой самоубийств среди представителей литературной элиты.
Замечено также, что основные признаки проявления шизофрении чаще всего связаны с нарушением именно речевой функции.
Однако затруднения в определении умственной полноценности, а зачастую и художественной состоятельности какого-нибудь чудаковатого новатора связаны, как мне представляется, не столько с внешними признаками текста или шокирующими биографическими подробностями, но гораздо чаще – с поверхностными суждениями современников, способными подчас зомбировать целые поколения будущих исследователей и читателей. Последним вполне может быть переадресован задиристый пассаж Николая Заболоцкого из манифеста обэриутов: «Поэзия – не манная каша, которую глотают, не жуя, и о которой тотчас забывают» .

Poesie.zip






     

    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.10.11 16:56
      Ну вот, добро пожаловать. Теперь и Максим Лаврентьев у нас в числе участников на ЖЛ.
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.10.18 09:26
      ЖЛ можно поздравить с таким участником.
      Интересно, а кто-нибудь ещё прочитал книгу Максима?
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.10.21 20:48
      Вот что хотел бы ещё добавить.
      Поэзия и смерть - тема увлекательная. Так что, спасибо, Максим, за написанное. Было "Писатель и самоубийство" Чхартишвили-Акунина, теперь - "Поэзия и смерть" Лаврентьева. Что-то у Высоцкого было (не помню точно ), поэты бродят по лезвию ножа и "ранят в кровь свои босые души..."
      А то всё "Девушка и смерть", да "Девушка и смерть" (та штука, которая "покруче "Фауста" )
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.10.22 14:15
      Вот что ещё хотел уточнить у Вас, Максим. Скажите, пожалуйста, консилиум каких гениев определил, что А.Блок - "сияющая пустота", и что он ничего нового в поэзию не внёс? В принципе, тогда и весь символизм Серебряного века - пустое место. Исключая, м.б., только футуристов.
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт