Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Подбитые крылья | Марлезонский разговор | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

Марлезонский разговорПодбитые крылья

Артур Акминлаус 2012.03.19 13:48 5 0

 

УвеличитьЧитаешь сотни книг, и никакая тебя не трогает, а потом появляется всего одна или от силы несколько, и они меняют твою жизнь. Навсегда! Прекрасно помню внутренний ожог, полученный осенью 2008 года от прочитанного «Трудного возраста» Е.Молданова, через год точно так же обожгла книга «Дом, в котором» М.Петросян. Не ставлю целью анализировать эти две книги, о них достаточно много писали, и уверен, что еще будут писать, так как авторы затронули в своих произведениях сложнейшую тему: мир современного подростка, хорошо ли ему в этом мире.

Герои Молданова и Петросян – подростки, стоящие в безнадежной очереди за лаской. Детям недостает понимания. Понимание! Два таких несходных мира живут рядом, зависят друг от друга – взрослость и детство. Без взаимного понимания между взрослыми и детьми нельзя сделать человечество счастливым. Чьи глаза более похожи на солнце, чем глаза ребенка?

Жизнь коротка - нарушай правила - прощай быстро - целуй медленно - люби искренне - смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться... Не печалься, раз прошло - улыбнись, раз было!

Как раз об этом и написали Е.Молданов и М.Петросян в своих книгах, а не о «философии страдания». Не сопливая, не елейная манера повествования припечатывает своей обыденной повседневностью, которую мы не замечаем, а человеческое равнодушие.

Литература, прежде всего, существует для того, чтобы давать людям надежду, помогать жить, поддержать человека в трудную минуту. Иначе для чего же? Но литература может и убить – равнодушием, отстранением.

К чему такое пространное вступление? В конце декабря мне пришлось прочитать очень оптимистичную статью Анны Курской «Реализм возвращается в современную литературу для подростков». Порадовал тезис: «…за последние год-два проявилась новая тенденция: развлекательные жанры начали уступать свои позиции реалистической, проблемной литературе о современной жизни школьников. Старшеклассникам все чаще хочется размышлять над книгой, видеть в ней отражение реальной жизни. Им важно, чтобы книга была остросюжетной или эмоционально насыщенной, а герои были сверстниками читателей». В унисон Анне вторит генеральный директор премии "Книгуру" Георгий Урушадзе: «Дети же выбирают произведения, связанные с острыми современными темами".

После таких славословий, естественно, я зашел на сайт премии «Книгуру» почитать творения финалистов. Выбрал несколько повестей по их кратким аннотациям:
• повесть о давнем детстве Александра Турханова «Острова Тубуаи»;

• драматическая психологическая повесть Елены Зайцевой «Тупэмо» - о современных школьниках из маленького поселка;

• школьная повесть в рассказах Андрея Жвалевского и Евгения Пастернака «Шекспиру и не снилось» - история учебного года глазами разных учеников одного класса.
Подростковое произведение – это цепь эпизодов, выстроенных таким образом, чтобы выявить героев в действии и одновременно увлечь читателя.
Повесть Александра Турханова больше подошла бы для премии «Дебют», нежели «Книгуру», которая отбирает «произведения с острыми современными темами». Согласен с аннотацией: это повесть о давнем детстве и не более того. От нее ни жарко, ни холодно. Никак.

Перед нами рефлексии автора по советскому обыкновенному детству. Некое светлое пятно повести – это мечта побывать на острове Тубуаи в Тихом океане - «такие махонькие точки на карте, посреди воды».  Понятно, что для главного героя подростка Андрея Громова это несбыточная мечта, «но мечта, настоящая мечта, со стороны такой и должна быть, наверное».

Повесть построена по принципу воспоминаний Андрея о своем далеком детстве. Прием не новый в литературе и в чем-то себя оправдал, и эта форма подачи материала разрешает автору показывать мир самого героя и других схематично, штрих-пунктирно. Слишком серая повесть. Правда, встречается несколько интересных сентенций, к примеру, вот эта: «Желание продлить детство – это такая форма трусости. Возможно, наихудшая форма».

Заканчивается повесть банальным и очень предсказуемым эпилогом. Мальчики выросли и, слава Богу, что хотя бы один из них - «Валька, которого промеж собой мы считали чуть ли не юродивым, идет той дорогой, которую раз и навсегда для себя выбрал. Наверное, все дело в том, что для Вальки главное – идти. Смотреть по сторонам и радоваться увиденному, как тогда, по пути к карьерам. Он окончил музыкальное училище, потом консерваторию, поступил в оркестр. Теперь он колесит со своим оркестром по всему миру, и где только ни был. Как знать, может быть, когда-нибудь он посетит и далекие острова Тубуаи»

Вся философия шестидесятистраничного повествования сводится к тому, что если ты хочешь чего-то в жизни добиться, ты должен быть в вечном движении, и тогда, возможно, ты увидишь далекие острова Тубуаи.

Героям Александра как раз и не хватает огня, автор подал их проблемы слишком прозаично и поверхностно, душу они не цепляют. Но ведь жизнь так богата: цветы, деревья, даже лягушки - мы все часть постоянно вращающегося колеса. Всё находится в движении. Подросток тоже всё время меняется. Вот этого, к сожалению, А. Турханов не показал, хотя мечта с островом Тубуаи, ох, как заманчива… Хотелось почувствовать ощущение полета, устремленности к мечте. Порой это намечалось тончайшими, едва уловимыми штрихами, но не более того.

Помню, как отец однажды сказал: «Если хочешь заглянуть в чью-то душу, сперва спроси разрешения взглянуть на его мечты». Я всегда знал, что умею летать, но никому не говорил. Потому что, если кто-то увидит тебя летящим, из-за этого можно упасть. Мечту Андрея Громова знали слишком многие, поэтому у него не выросли крылья.

Еще одни детские воспоминания в повести Елены Зайцевой «Тупэмо». Если «Острова Тубуаи» написаны блеклым языком, но хотя бы читаемым, то «Тупэмо» - это настолько депрессивное творение, что рекомендовать его для чтения 11-14 летним читателям равнозначно разрешению на детский суицид. Стиль изложения атрофирован безнадежностью, после прочтения на душе как-то исключительно гнусно, возможно, поэтому текст сопротивляется восприятию. Пессимисты не хотят счастья, им нужно страдать, чтобы оправдать свою депрессию. Будучи счастливыми, они вынуждены были бы идти и жить, а это так невесело. Темнота обнажает одиночество главной героини Ксаны.
Большинство из нас думает, что хорошо знает самих себя - свои надежды, мечты, желания… Мы так цепляемся за истории, которые сами себе создаем, не понимая, что на самом деле, мы должны пустить все на самотек. Выбросить из головы веру в то, что мы непобедимы, отбросить идею о том, что мы можем справиться собственными силами, перестать верить в сказки, потому что если мы этого не сделаем… как же нам двигаться вперед?

Ксане как раз и не хватает этого движения вперед. Она забыла, что при любом раскладе – жизнь продолжается. Когда ты теряешь любимого человека, наберись смелости и отпусти его. Но главная героиня не может отпустить от себя Курыча… В погоне за прошлым она споткнулась о будущее. Сложный возраст, недостаток родительского внимания и, как результат, острейший внутренний кризис.

Мы забываем, что огонь, который горит в два раза ярче, сгорает в два раза быстрее.
Совсем другое впечатление производит повесть Андрея Жвалевского и Евгения Петросян «Шекспиру и не снилось». Правда, название перекликается с повестью Галины Щербаковой «Вам и не снилось».

Жизнь 7-а класса описана мобильно, с налетом детской наивности. Авторам удалось точно проникнуть в детскую психологию при помощи диалогов и самой структуры текста: повествование ведется от разных лиц, учеников того самого 7-а класса, и такой ракурс дает возможность знакомиться с разными взглядами на ситуацию, узнать различные мнения героев. Чувствуется по настроению книги, что авторы сами получали огромное удовольствия, работая совместно над похождениями 7 класса.

Дети перед вступлением в переходный возраст - они еще чисты, открыты, доверчивы. Читал - улыбался. Простой без заморочек школьный язык немного настораживает, ждёшь какого-то моралитэ, но, думаю, авторы не ставили перед собой такой цели. Доступно, весело и с юмором описали «страсти-мордасти» отдельно взятого класса. Поэтому повесть не грузит, оставляет светлое впечатление, хотя понимаешь, что через год эти дети будут уже совсем другие – они повзрослеют. Эти дети еще не задумываются о смысле жизни, они просто ЖИВУТ. Вот этот импульс ЖИЗНИ и делает в общем-то очень простую повесть близкой для читателей в возрасте от 10 до 13, потому что тем, кто старше, уже объяснили разницу между яблоком и велосипедом? И они уже не смогут «укусить велосипед» и «оседлать яблоко».

Из проанализированных повестей ни одна не ставила перед собой задачу раскрыть тему сложности общения детей и взрослых – этой вечной и, в то же время, меняющейся проблемы. Родителям не нравится, когда дети начинают жить своей жизнью, ведь в этом случае они становятся просто зрителями, а не участниками событий.
Я уж умалчиваю о других острых «современных темах». После прочитанных повестей возникает радужное чувство, что в школьном королевстве тишь да гладь, да божья благодать. Но тогда почему в интернете каждый день чуть ли не фронтовая сводка о детских суицидах, «школьном терроризме»?

Возможно, мы имели дело с простотой большого таланта, а не примитивностью видения мира.

Литература — это мир человеческих рефлексий, мир вымышленных людей, выдуманных событий. Когда ты размышляешь об этом, начинаешь думать, что профессия писателя убога и ничтожна. И в какой-то момент ты говоришь себе: черт, и как же она, литература, может изменить картину мира? Но потом ты успокаиваешь себя тем, что такие вещи можно сказать про что угодно. Про банковское дело и журналистику — в том числе.

Любая премия – это «аванс» писателю. Ты написал хорошо, но можешь написать еще лучше, дерзай!

В литературе, как в царствии небесном, много обителей. И автор волен пригласить вас посетить любую. Все они имеют право на существование, нужно только приспособиться к обстановке, в которую вы попадаете. Нельзя читать в одинаковых очках «Дом, в котором» и «Шекспиру и не снилось». А еще нужно уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой...

20 марта «Книгуру» в канун недели детской книги раздаст свой призовой миллион рублей, надеюсь, достойным авторам. Но останутся ли их творения в наших сердцах, захотим ли мы их перечитывать, перелистывать, вспомнят ли об этих книгах через год или два, войдут ли они в золотой фонд детской литературы - вопрос больше риторический…

 

Артур Акминлаус






     

    • 0 avatar Юрий Иванов 2012.03.19 18:10
      Хотим мы того, или не хотим, но детская литература (литература для детей ) должна быть дидактична, в той или иной степени. Это для того, чтобы быть востребованной той же детской аудиторией. Детям нужно какое-то указание, какой-то пример. Возьмите для примера любое классическое произведение, хоть "Приключения Тома Сойера", хоть "Тимура и его команду", да что угодно. И если этого нет, книга для детей не состоялась.
      А что есть конкурс "Книгуру", то это хорошо. Для писателей. А каково будет для детей, покажет только время. Хотя опять же, все знаменитые произведения детской литературы были востребованы читателями сразу же. Что называется, не отходя от кассы. И если признание книг детского писателя затягивается, то это нехороший для него признак.
      Ответить
    • Недоступно avatar Марк 2012.03.21 11:02
      "Гарри Поттер" тоже был востребован читателями сражу же, но где гарантия того, что лет через 100 будут о нем говорить с литературной точки зрения, а не как коммерческой - проект, наделавший много шума - риторический вопрос. Уже стали известны победители "Книгиру", второе место - «Шекспиру и не снилось» в номинации "Художественная литература".
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Иванов 2012.03.21 17:22
        Гарантий, Марк, согласен, никаких. Часто ли вспоминают сейчас "Маленького лорда Фаунтлероя"? Или, к примеру, "Тимура и его команду"? Да и "Тома Сойера", чаще всего, в связи с киноэкранизациями. А ведь это были книги целых поколений.
        Ответить
    • 0 avatar Артур Акминлаус 2012.03.21 14:14
      Второе место за "Шекспира" - я так и предполагал.
      Ответить
    • Недоступно avatar Мария 2013.05.19 20:09
      Я использую эту статью в своей курсовой работе по детской литературе ))
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт