Живая Литература

avatar

Нестоличная литература



Александр Киров

 
репутация

18.84

27 место
 
avatar

Нестоличная литератураПРОЦЕСС ВООБРАЖЕНИЯ БОРИСА ЕВСЕЕВА

Александр Киров 2011.02.20 19:42 2 4.73

 


-1-

Мне не очень понравилось, как всё закончилось. Поэт, назвавшись прозаиком, как будто нехотя вручил мне эту книгу. И оставалось только догадаться, стыдиться ли он её или сомневается, что я смогу её понять.
А как началось и продолжалось – понравилось. Хотя началось всё без меня. Довольно просто и непросто. Может быть, так:

Два-три стиха – и прожита зима…


И получило непростое или простое продолжение:

Первое небо переплыть нам надо…

От движения времени и пространства объектив камеры переключился на источник этого движения:

Книгу стихов запускает февраль.
Книги мне этой неистово жаль.
Жаль, что листнут её бегло и вскользь
Мёрзлые руки осин и берёз…
(«Книгу стихов запускает февраль…»)


А потом угол обзора изменился, как бывает, когда камеру кладут на бок, или она падает на бок, или падает на бок вместе с камерой оператор.
И в поле зрения возник лирический герой, причём в его внешности, одежде и манере изъясняться я сразу угадал героя романтического:

Сыграйте Моцарта, мне одному, в чадящем зале.
Не знаю почему, но я приду один,
С разбитой скрипкою в проломленном футляре,
С хрустящей пачкою заточенных пластин…
(«Сыграйте Моцарта, мне одному, в чадящем зале…»)


Всё это снимал на другую камеру некто невидимый, негромко напевая:

А я всё с ним ношусь
И ем с ним и умру
Под блюзовую чушь,
Под сладкую муру…
(«Чуть пепельный рассвет…»)


-2-
С ним-то, когда он обрёл контуры Бориса Евсеева, мы и поговорили.
Я прочитал Евсееву строчки из его стихотворения:

Стихи бесплотные, как мир,
Мне снились.
Мелкая забота
Их записать, их приютить –
Точила.
(«Стихи бесплотные, как мир…»)


Потом спросил, как могло статься, что они (строчки) один к одному совпадают с моими. Судите сами:

Мне снились тонкие стихи,
И я проснулся обновлённый,
И гость из каменной Колонны
Мне отпустил мои грехи…


Евсеев пожал плечами:

То, что я знаю, нельзя сказать прямо…

И растворился в воздухе.
Воздух был тяжёлым:

Так и тянет от стихов
Дымом да расстрелом,
Да сомненьем, да грехом,
Да мясцом горелым.

Так и тянет лебедой,
Смертью придыханий,
Едкой уксусной водой,
Девками, духами…
(«Так и тянет от стихов…»)


Начиналась гроза.

-3-
И я задумался о природе грозы. Какого рода противоположные частицы сталкиваются в стихах Евсеева, порождая молнии?
Романтические мечта и реальность?

Никогда я его не любил,
Этот век бесконечных могил,
И теперь, за мою нелюбовь,
Он дырявит меня вновь и вновь…
(«Никогда я его не любил...»)


Экзистенциальные существование и сущность?

От берега, где жир, мазут и сор,
Одним толчком, одним нежданным взмахом
Я доходил до вечного… И сон
Бежал, кончался, обрывался в стон
И жизнь бессмыслела, и рассыпалась прахом.
(«От берега, где жир, мазут и сор…»)


Настоящее и прошлое, обнаруживающее себя в таких вариантах произношения слов, какие встречались в 18 веке?

Я плыву во тьме один.
Мимо зёрн, мимо истин,
Мимо жажды и корысти
И к земле прибитых спин.
(«Я плыву во тьме один…»)


Тут я вспомнил строчку, которой Евсеев ответил на мой вопрос:

То, что я знаю, нельзя сказать прямо…

И меня озарило! В моём невесёлом северном краю «знать» - это ещё и быть причастным к колдовству. «Она знает!» - сказали бы у нас про купринскую Мануйлиху.
Это колдовство, живущее во всех стихах всех поэтов, у Евсеева с его мучительной тягой к запредельному – особенно остро:

Всё хочу написать, как я жить буду там…

Колдовство, вступающее в противоречие с христианскими взглядами автора, и является источником внутреннего взрыва поэтической ноосферы в «Процессе воображения» - и не только в нём. Вот что на первом месте!
Из этого и рождается с шекспировской интонацией и шекспировским драматизмом:

Пока зима, пока летают порознь
Неслышимые души над полями,
Не распрямляется под горкой снега тополь
И ясень не шумит листом, -
Я не живу,
А жду,
(Как верхний слой земли
Подъёмной, подъядерной силой ждёт,
Ждёт грома, сцен любовных,
Цедимой крови, праведного пота
И молодой руки), -
Жду рокотной весны,
Марта с апрелем, пира,
Непротивленья злу, лиговки с вечным, и всего
Чего ни наскажи…
(«Пока зима, пока летают порознь…»)


-4-
Я испугался простоты
Вдруг проступившей между строчек…

И попробовал всё усложнить, точнее, придать всему авантюрный характер.

Плеснуть в стихи неизъяснимость.
Два-три щелчка, случайный троп
И натянулись сотни строп,
И шар летит, черпнув корзиной.
(«Процесс воображения», 2)


Это же почти механика стихов! К примеру, фраза: «Твои глаза – небо», - быстрее воздушного шара и даже космического корабля. Тогда какое, к чёрту, колдовство?

-5-
Но поплыли перед глазами (или это был объектив очередной камеры?) одна за другой метаморфозы:

Так женщина спешит зачать
И, вмиг закидываясь лирой,
Торопит свой волшебный час.
И в этой позе правит миром.
(«Когда их гнали по садам…»)

Каждый день снимает кожу
С видимых тобой явлений
И нестерпный, невозможный
Мир иной встаёт в томленьи…
(«Каждый день снимает кожу…»)

Всё та же вокруг безысходность,
Загубленность судеб и строк,
И путает мысль раскосый
Пылающий ветер метро…
(«Большие стансы», 2)


-6-
Последний образ натолкнул меня на новые размышления.
Клюев называл «раскосым» закат. У Клюева он ещё «и рыжий» («Когда осыпаются липы…»). Евсеев называет «раскосым» ветер, «ветер метро», надо уточнить.
У Клюева «в раскосый и рыжий закат» «осыпаются липы». У Евсеева – мысли. Сходство есть.
У Северянина – «поэзоконцерт» и «озерзамок», у Евсеева – «глотая эфиронаркоз…» («Большие стансы», 31). Общее – фиолетовый концерт?

-7-
Я начал сомневаться, но тут мне пришло письмо от Евсеева:

Чуешь лишь исток всевластный
Слышишь только окрик страстный:
«Что приметил – сбереги!»
(«В прозе отклик моментальный…»)


Сберегая то, что нашёл, я направился к прозе.






     

    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.02.20 20:24
      Молодец, Александр.
      Пишешь ты непохоже на других. И интересно.
      Ох не прав был Беляков, брякнув про тебя в одном из сообщений о чеховской премии, что литературный язык твой не имеет живого наполнения. Не там он его искал, чтобы так заявлять.
      Ответить
      • 0 avatar Александр Киров 2011.02.21 16:59
        Спасибо, Алексей, на добром слове!
        Разные бывают периоды. Этот текст написан на "взлёте". А где-то через месяц я прочитал небольшую статью Александра Меня про стихи Евсеева. Публиковалась она в "Литературной газете" в 1992 году, создавалась в 1990-м. Некоторые моменты, к моей радости, почти совпали.
        Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт