Живая Литература

avatar

Нестоличная литература



Александр Киров

 
репутация

18.84

27 место
 
avatar

Нестоличная литератураМолодеюшка с отголосками английского романтизма

Александр Киров 2010.08.08 22:18 0 0

 

 

Почему я пишу эти строки? Потому что Наталья Дедова нравится мне как человек, да и я вроде бы ей небезразличен. Это в первую очередь. Потому что её желание разобраться в себе, в своих стихах, в человеческих отношениях, в природе и в космосе, то самое, которое «и не должно быть близким всем», - сильнее присущего любому поэту эгоцентризма.

Это второе. Потому что у нас есть точки пересечения, целые зоны пересечения – в поэзии, мироощущении, жизни. Третье. Следовательно, её стихи вслед за смелыми экспериментами Е. Пышкина стали частью моей жизни. И я опять пишу о себе.Так вот, мы с Натальей переписываемся и часто разговариваем по телефону. Просто болтаем, ибо, как говорил Ницше, «…лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких ее ступенях, как раз оттого, что часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает слишком ярким». Это «Злая мудрость», а мы, значит, просто болтаем.

Однажды я сообщил собеседнице, что показывал студентам экранизацию романа Г. Уэллса «Остров Доктора Моро», уже не новый фильм Д. Франкенхаймера с М. Брандо в одной из главных ролей, и поделился горем: фильм понравился далеко не всем детям. Наташа с романом Уэллса была знакома и версию Франкенхаймера тоже смотрела. И то и другое ей понравилось, текст романа – в большей степени. Это просто деталь, не более. Но когда я читал стихотворение Натальи «В печи тлеют уголёчки…», вернее, слушал песню на эти стихи (мелодию написала, а лучше сказать, выплеснула из души сама поэтесса), то вспомнил об Уэллсе. Вспомнил и ещё раз, когда мы спорили о других стихах и Наталья отстаивала, если не отвоёвывала у меня право оставаться в лирике самой собой. Мы остались каждый при своём мнении, но всё-таки я отмечу словами всё того же австрийца, по которому «нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул». А вот песню «В печи тлеют уголёчки» нести не надо: она, как хлеб у Рубцова, сама себя несёт. Стихов может быть много, а песня-то, песня – одна. Обратимся к ней.

В пЕчи тлеют уголёчки… Летни северные ночки, холоднёшеньки, дождями заненастили. Заненастили, постылы серы тучи, что холстины, по неведомой кручине, небо застили.

Разгуляйся, веретёнце,

пособи в светёлку Солнцу

снизойти, да распогодь

морОка замяти.

С прялки тянется дорожка

веретёнцем до порожка…

Не тоскнИ, сердцё сторОжко,

чтоб не маяти…



Чтоб не маять молодицу,

загляни, Солнцё в светлицу,

одари теплом сторицей

молодеюшку…

Веретёнце, ровно птица,

нитью прялицы кружится…

Едет любый из столицы,

да, по бережку.



Летни северные ночки...

Всполыхнули уголёчки:

принимай, мила, дружочка

на порожике…

(Напечатано по материалам сайта Стихи.ру)

Традиционные школярские методики здесь применять… нет смысла. Автор владеет техникой стиха, техникой песни, техникой мелодики. Умеет воздействовать на читателя (слушателя) всей палитрой образных средств. Наталье удаётся стилизация текстового материала в духе фольклора… Или она действительно мыслит и чувствует так, как «тогда», в мифическое правремя, от которого у нас по сути не осталось и следа? Диалектизмы в исполнении нашего автора – это не просто дань родному краю? Это не просто колорит – это другой язык? Язык прошлого... Язык первородной магии стиха… Да, именно, это не стихи – это магия, которая притягивает, завораживает, очаровывает. Информация считывается прямо с мелодии песни.

Наталья Дедова умеет «закрутить» интригу, создать любовную коллизию, выстроить лирический сюжет, придать тексту суггестивность… Но дело-то не в этом.

Коварный Уэллс никак не выходит из головы. В чём секрет его потрясающего успеха? Борхес утверждал, что сюжеты всех эпических произведений сводятся всего к четырём вариантам: «О штурме и обороне укреплённого города» (Троя), «О долгом возвращении» (Одиссей), «О поиске» (Ясон), «О смерти бога» (Христос, Один, Атис). В «Моро» есть все четыре названные разновидности сюжетов. Возможно, это и привлекает читателя. Уэллс публицистичен. Он констатирует. Он видит в настоящем будущее.

В лирике – другое. Хотя стихи и проза, как известно… Мотивы «В печи тлеют уголёчки» можно рассматривать как ослабленные сюжеты. Четыре стихии: огонь, земля, воздух, вода. Все они есть в песне Натальи. Нет, опять не то…

А может, просто никак не даёт мне покоя концовка песни? Вроде бы встреча любящих молодых людей… А не воспринимается она как счастливый финал. Почему? Может быть, в разлуке лирические и очень лиричные персонажи Натальи, погрузившись в рефлективную бездну светлой грусти, обнаружили, поняли нечто такое, что в корне меняет человеческие представления о счастье как сугубо обретении взаимной любви. Ведь известно, «…чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами».

«Большое видится на расстоянии». Так после Пушкина говорят о России, образ которой создают писатели и поэты, покинувшие её. А может быть, эту фразу можно понимать шире, учитывая всю отзывчивость русской культуры? Кто знает, может быть, концовка стихотворения Натальи Дедовой несёт в себе отголоски английского романтизма Блейка, Шелли, Уэллса?








     

    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт