Живая Литература

avatar

ЖЛ-опыты



 
репутация

17.35

6 место
 
avatar

ЖЛ-опытыМужественный поступок Романа Сенчина

Николай Палубнев 2012.04.22 04:19 0 0

 

(Типология рассказов Сенчина «Всё нормально» и «На чёрной лестнице»)

 

Мужчине в России не принято посвящать кого-то в свою боль. Когда жизнь невыносима, остаётся надежда на случайность, выход из трудного положения.

 

Отрезок жизни до пенсии можно назвать молодостью. Есть ещё силы сделать хорошее, заслужить славу. И учёному Чеснову, и Максиму так необходима успокоенность сердца, во всем хочется видеть порядок.

 

Верится, что не власть виновник всех бед. Для самореализации есть все условия. Если ты молод, начни со своего образования, если достиг положения, выполняй то, что от тебя требуют. Ведь деньги – это такая маленькая часть вознаграждения. Важно признание.

 Читать далее

     
    avatar

    ЖЛ-опытыО поэзии Андрея Егорова

    Николай Палубнев 2012.04.22 04:14 1 0

     

    Сейчас отметить гения в литературе сложная задача. Это должен быть преимущественно молодой, возможно поэт, пишущий на философско-религиозные темы. Мог ли гений родиться на краю цивилизации, на Камчатке - пока вопрос открытый.

     

     

      Желая погрузиться в подобные размышления, оставляю за собой право считать Андрея Егорова гением, исходя из визуальных представлений. Обосновать оценку материально попробую разбором стихов.Читать далее

       
      avatar

      ЖЛ-опытыО "Елтышевых" Романа Сенчина

      Николай Палубнев 2012.04.21 07:19 0 0

       

      Неожиданно для писателей пришло время описать нулевые годы.

       

      Разобраться, что да как, и одновременно поднять уровень литературы.

       

      Кто этим занимается неважно, существенно не быть в курсе всего произошедшего в те годы, а именно осадок, печать прожитой действительности, которая уже вошла в историю.Читать далее

         
        avatar

        ЖЛ-опытыО поэзии Елены Новожиловой

        Николай Палубнев 2012.04.21 02:14 1 0

         

        http://magazines.russ.ru/urnov/2000/2/novozh.html

        Женщине в поэзии легче выражать истины -  и знакомые, и совсем незнакомые. Почему это происходит – ещё предстоит выяснить более опытным критикам, чем я.

         

        А  я хочу проследить эволюцию от Сапфо, Ахматовой и Цветаевой до наших дней, на примере Елены Новожиловой.

         

        За три тысячи лет у литературы появилось много стихов. Чем больше вникаешь в новые творения, тем глубже заглядываешь в прошлое.

         Читать далее

           
          avatar

          ЖЛ-опытыРоссия глазами Энтони Бёрджесса-2

          Николай Палубнев 2012.04.20 06:27 0 0

           

          Критика на « Железо, ржавое железо» Энтони Бёрджесса

           

           

          Составить представление о России умному англичанину можно даже по одному разговору с русским эмигрантом первой волны. Октябрьская революция повлияла на всех. Под вопросом, конечно, что всем руководил Ленин. Но невесёлый отпечаток до сих пор и на эмигрантах, да и на людях, никогда не бывавших в России. Такова сила идеи.Читать далее

             
            avatar

            ЖЛ-опытыО поэзии Анны Русс

            Николай Палубнев 2012.04.19 07:51 7 0

             

            Написать стихи и войти в историю литературы просто. Для многих этот путь индивидуален. Но есть общие стороны. Поэзия одиозна смыслами. В рифме подойти к раскрытию смысла значит ярче очертить недоговорённость, ведь знание ценно тайной, знание отличается от хаоса тем, что оно ясно не до конца.Читать далее

               
              avatar

              ЖЛ-опытыКритический анализ романа Евгения Гришковца "Асфальт"

              Николай Палубнев 2012.04.18 01:20 3 0

               

              В романе три темы. Дружба, в том числе дружба мужчины и женщины. Семья - жена, дети. Работа,  в том числе хобби и творчество, сублимация сексуальности, начальство над подчинёнными.

               

              Всё раскрыто убедительно. Прототипов героев искать не стоит. Но и образ Михаила отнюдь не обобщающий.Читать далее

                 
                avatar

                ЖЛ-опытыКритический анализ рассказа Романа Сенчина "Жить, жить..."

                Николай Палубнев 2012.04.17 05:45 1 0

                 

                Не буду отмечать недостатки рассказа Сенчина. Хочу пересказать содержание, как я его понял, по-своему, где-то оговорить, как написал бы я.  Кто желает понять рассказ сам, пусть читает оригинал, найдёт наверно то, что близко, пропустит то, что не важно.

                 

                С первых слов я, как читатель, захвачен – алкоголь, интеллигенция, проблемы смысла жизни. Так как я не разговаривал с выпивающими потенциальными самоубийцами, могу только догадываться, почему при появлении непоправимых трудностей запускается система приведения себя к гибели. Цепь случайностей, словно приступ душевной болезни, накрывает лавиной разум, на мониторе которого горит только одна надпись - смерть.

                 

                Основа рассказа – разговоры друзей. Роман и Владимир – в меру молодые, 38 лет, успешные – рекламный бизнес. Мировой кризис осложнил их жизнь. Угроза увольнения подтолкнула к раздумьям. В московском кафе они пытаются понять, что нужно просто сделать, чтобы освободиться от проблем, мешающих жить. Найти другую работу для них не способ. Излишние эмоции приводят к мысли о самоубийстве. Если бы был надёжный тыл – семья, хобби, друзья, не возникало бы желания такого. Но здесь в антисанитарных условиях рюмочной среди черни всё кажется таким упадническим, таким бесперспективным. Схожие мотивы у Достоевского в «Преступлении и наказании» в главах с Мармеладовым. Страна, сохраняя подобную среду, скатывается в зону вымирания, создаёт группы риска для человека.

                 

                Герои, Роман и Владимир, несмотря на жизненные похожие цели, разные по характеру и качествам. У Ромы более трезвый ум, полагаясь на себя, увидел причины своих бед в решении родителей дать ему жизнь. Владимир – вполне сформировавшийся, без комплексов, но ранимый. Друг друга они устраивают. Но помочь в проблемах не в состоянии. Можно сказать, что риска для их безопасности нет, но усталость, алкоголь приводят к тоске и суицидным идеям.

                 

                Развязкой рассказа служит появление Игоря. Бывалый тип, он убеждает героев жить. Пусть правдой или неправдой, но результат – это перемены в жизни героев. Они больше не ходят в кафе «Второе дыхание», меньше, наверно, стали выпивать. Да и жизнь наладилась, пошли рекламные заказы. Так спасена жизнь самоубийц, заигравшихся с поначалу несерьезной своей идеей.

                 

                Претензий к Сенчину нет. И о жизни много доброго узнаёшь при прочтении, эмоции чувствуешь сильные. Мой рассказ на эту тему выглядел бы так:

                 

                « Друзья встречаются на концерте. Пусть рок- музыки. Пива не хватило. Спускаются в заброшенный подвал. От суицида оба лечились. Успешно. Но на их глазах вешается молодой парень. Зная, как его спасти, они махнули рукой и продолжали распитие водки. Но эта история переворачивает их жизнь. Сталкиваются никогда не испытанные чувства. Жизнь прекращает отдавать радость этим людям. В общем, они умирают от неизвестной медицине болезни».   

                 

                   
                  avatar

                  ЖЛ-опытыНезримые черты поколения в рассказе Романа Сенчина "Сорокет"

                  Николай Палубнев 2012.04.16 03:06 0 0

                   

                  Любуюсь нравственными достижениями людей современной России.

                   

                  Написаны книги, построены храмы, воспитаны талантливые дети. Но чего-то не хватает.

                   

                  Искренности в отношениях, правды в поступках, любви? Возможно. Но человеческим мозгом объять эту необъятную проблему реально.

                   

                  В рассказе «Сорокет» Роман Сенчин пользуется для этого доступными писателям методами художественного обобщения.

                   

                  Поколение перестроечных лет устойчиво встало на ноги. Пусть в рассказе и срез московский. Но ясно, велико было влияние времени на неокрепшие души молодых. Распространялось оно на всех россиян.

                   

                  Юрьев, главный герой, типичен и для лекал советской литературы.

                   

                  Характер вдумчивый, за плечами семья, работа, хобби. Прогнозируется с самого начала рассказа конфликт героя. Либо личный, либо с близкими.

                   

                  О близких. Я понимаю, что литература как документально-реалистическая не имеет художественного вкуса.

                   

                  Но что писать о семейных буднях? И какую роль отношения с женой и детьми играют в идее рассказа?

                   

                  Ведь человек всегда остаётся уязвимым. В точке, где слабое место - это родные. Юрьев ничего не может поделать от страха, что дочь попадёт в индустрию порнографии.

                   

                  Предел кипения обозначен в истории с подсолнечным маслом. Государство врывается в жизнь отсутствием нужного продукта.

                   

                  Негодование главного героя сменяется предположением, что можно жарить и на рапсовом. Так унижается достоинство, с малого начинается угнетение личности.

                   

                  Застолье описано буднично. Сколько раз уже были эти невразумительные тосты, пугающая тишина.

                   

                  Но именно сейчас это вылилось в гневную тираду. Досталось всем. И Юрьев в гневе, как ни странно, адекватен.

                   

                  Претензии к гостям обоснованны. Пусть реакция на это прямая. Испорчен праздник. Но это был необходимый монолог.

                   

                  До тех пор, пока человек, как мыслящая единица, сомневается в логичности происходящего, пока горит душа донельзя несправедливыми обстоятельствами, молодые вынуждены идти на обострение.

                   

                   

                  Пусть под действием алкоголя, не так целенаправленно, но в верном направлении.

                   

                  Преграды к правде есть всегда. Относиться к себе так, чтобы не было стыдно по отношению к другим – пик нравственной жизни.

                   

                  Проблемы поколения не видны и не слышны в отражении общества. Я думаю, что только сам представитель молодёжи вправе изменить жизнь, перевоспитывая себя и среду.

                     
                    avatar

                    ЖЛ-опытыВесеннее-шуточное

                    Игорь Касько 2012.04.14 14:59 2 0

                     

                    Весело скачет по небу табун облаков,
                    Ветер задиристо ломится в грязные окна.
                    Мы, наконец-то, отбросив ненужность оков
                    Зимней одежды, мечтаем о ласковом, тёплом
                    Солнце апреля, что нас, аки сказочный принц,
                    Вырвет из лап бесконечного зимнего стресса.
                    Мы, ошалев от весны, замурлычим, вдруг, мессу
                    И пред спасителем нашим низвергнемся ниц.

                    Весело скачет по небу табун облаков,
                    Ветер задиристо ломится в грязные окна.
                    Мы забываем о холоде: скучном и блёклом,
                    И, словно реки, выходим из стен-берегов
                    В мир ярких красок и первых весенних цветов.

                       
                      avatar

                      ЖЛ-опытыРоссия глазами Энтони Бёрджесса

                      Николай Палубнев 2012.04.13 05:01 0 0

                       

                      Anthony Burgess 

                       Any Old Iron 1987

                       

                      С давних пор повелось, что о России правдивые сведения люди черпают из описаний гостивших здесь иностранцев.

                       

                      Конечно, степень достоверности зачастую продиктована идеологией, но всё же это лучше собственных российских источников.

                       

                      Что уж говорить о художественной литературе. Энтони Бёрджесс любил людей в своей массе, их жизнь, уважал все народы.

                       

                      Из романа «Железо, ржавое железо» вытекает мысль, что Россия – это отнюдь не отсталая страна. Под понятием страны я буду разбирать именно культуру. Пространство на карте и государство – всё это не то. Характеры, судьбы, язык и ценности – вот что достойно внимания.

                       

                      С первых страниц этой семейной саги Бёрджесса думается только о России. Пусть перед нами уэльский народ. Ну, все британские народы, кроме англичан, чем-то похожи на русских.

                       

                      Получается, что Англия, как и татары, завоеватели свободолюбивых народов. И борьба за независимость объединяет Уэльс с Россией. Также с Ирландией и Шотландией.

                       

                       Но по каким признакам можно простому человеку составить представление о России? Культурные коды, личные встречи, медиумическое проникновение в суть вещей – всё это для Бёрджесса предстаёт обширной пищей, где  образы русских эмигрантов дореволюционного периода переплетаются с их образованными смешанными детьми, гражданами Советской России и спудом ярких событий 20 века.

                       

                      Для  образованных людей, критически относиться к русским без должного повода значит освободиться от налёта идеологии.

                       

                      Бёрджесс любит в русских именно фирменные качества. Но что мы знаем о настоящих русских? Людях, до сих пор живущих в северных деревнях. Ничего не ведают они о чужом мире. Для них основа всего – традиция. И жалко, что не вся Россия так живёт.

                       

                       

                      Что я знаю о великом народе? Политика у русских просочилась во всё, даже в игру слов. Порою без обид принимаешь на веру предрассудки о себе. И что более всего мешает, так это когда много необъяснимого в поступках, когда сам себе удивляешься.

                       

                      Часто хватаешься за разные дела, никакого результата, и видишь, что причины не в тебе, вернее в тебе, но в том человеке, кого не переделаешь. В русскости твоей.

                       

                       

                      Мозг человека двухструктурный. Всё в синтезе и анализе понятий. Философски наша мысль часто бывает направлена на постижение истины. Но есть одно «но».

                       

                       

                      Есть действие и созерцание. Что к чему приводит – для нас загадка. Но строить жизнь сознательно и подсознательно – это разные вещи. Грубо говоря, жить с оглядкой на других и  при этом возомнить о себе чушь, а это уже диагноз.           

                         
                        avatar

                        ЖЛ-опытыГагарин

                        Сергей 2012.04.12 17:23 0 0

                         

                        Первым космонавтом
                        Стал Юрий Гагарин-
                        Двадцатисемилетний
                        Наш русский парень.Читать далее

                         
                        avatar

                        ЖЛ-опытыОб успехах молодёжной поэзии

                        Николай Палубнев 2012.04.12 04:05 3 0

                         

                        Невозможно человеку оставаться в стороне от поэзии. Можно делать вид, что ты равнодушен, можно говорить, что ничего не понимаешь, можно удивляться тому, какую пользу находят в стихах люди, но общество насквозь пропитано духом соперничества ритма и какофонии, тишины и голоса, и кто ещё займёт место в сознании гражданина, как не  поэт.

                         

                        Филолог Юрий Сергеевич Маслов писал: «Язык - самая сложная из всех знаковых систем»

                         

                        Для поэтов творчество - это не просто знаки. Стихи прорастают в жизнь, в поступки, в ежедневный распорядок дня. Автор не столько старается преобразить мир согласно своим представлениям, сколько сам погружается в рождённую им систему образов, связанных между собой логикой и фантазией. Делаются подобные вещи для более полного отображения действительности.

                         

                        Юрий Михайлович Лотман в книге «О поэтах и поэзии» заметил, что поэтический текст живёт в поле многих «языков», причём информация о языке, на котором ведётся сообщение, и реконструкция этого языка слушателем составляют основную информацию текста.

                         

                        Поэт, как любой человек, часто индивидуален, и если случается вероятное совпадение его духовного мира с настроением и чаяниями аудитории, это не значит, что в настоящем времени возможно принять прослушанные стихи как руководство действию. Ведь это только искусство, заставляющее стремиться ко всему чистому.   

                         

                        Не стоит сегодня пишущему стихи уподобляться акыну. Окружающее пространство и без того отравлено всеми известными и неизвестными извращениями идей и желаний. Создать свою поэтическую реальность, по возможности с новыми языковыми элементами – это функция не авторов-одиночек, а литературных школ, течений и направлений молодёжной поэзии. Вопреки сложившимся мнениям о переизбытке книг и текстов, настоящих стихов сейчас не так много. И трудно найти талантливых авторов, не прибегая к  профессиональным оценкам. Не зная нужных ориентиров, можно потеряться в разнообразии имён, тем и авторских изысков. Творческое сообщество, пресса, даже улица всегда помогут читателю направить свои силы на культурное просвещение, совмещая полезные погружения и в традиционное, и в новшества.

                         

                         

                        Кто же они, наши молодые поэты? Это те, кто желает смело сказать своё слово в литературе. Серьёзные философские и приземлённые, грустные и весёлые, стихи отличают в потоке поэзии талантливых авторов. Из широко известных на самый субъективный вкус выделить можно Фёдора Сваровского, Андрея Нитченко, Дмитрия Дмитриева, Марианну Гейде, Веру Павлову, Юлию Идлис, Елену Горшкову, Татьяну Мосееву, Марию Знобищеву. Некоторые из них  вышли из потенциально молодого возраста, но остались в памяти их произведения написанные в недалёкой юности. У многих уже вышли книги, другие имеют только публикации в журналах. Хорошо когда есть возможность донести людям живое слово, наполненное нужными смыслом и интонациями. И главным для читателя будет ещё более заинтересованное отношение, импульс к поиску новых авторов и произведений.   

                         

                        Конечно, нельзя считать максимой утверждение, что ценность любого стихотворения только в новаторстве. Форма, смысл, подчас даже и философская сторона вторичны для современного восприятия. Эмоции, импульс важны при достижении отклика, помогая ближе проникнуться художественными задачами.    

                         

                        Не так принципиально сейчас быть или не быть общепризнанными гениями, главное – стремиться к совершенству и одновременно иметь адекватную самооценку.

                         

                        Кто-то из молодых проблистал, как комета, кто-то словно солнце пришёл всерьёз и надолго, но невозможно избавиться от ощущения, что уже создана своеобразная система, где нет ничего случайного, и каждая творческая единица по-своему и самобытна, и привлекательна для читателей.

                         

                           
                          avatar

                          ЖЛ-опытыОпять вместе

                          Станислав Ливинский 2012.04.11 14:14 5 3.28

                           

                          Каждый раз на кладбище ловишь себя на мысли, что, глядя на надгробия, на выбитые на них даты, начинаешь вычислять – сколько прожил тот или иной человек. Потом примеряешь всё это на себя – сколько бы мне ещё осталось, проживи я как вон тот? Ага – двадцать семь. А этот? А этого я уже пережил – на целых шесть лет.
                          На Сажевом похоронены бабушка и отец. Их могилы недалеко от въезда, на холме. Там всегда ветрено. А сегодня ещё и тучи. Нужно всё успеть. Я быстро курю, вешаю куртку на соседнюю оградку, разворачиваю из целлофана лопату, достаю краску и кисточку. Во время работы в голове постоянно мелькают какие-то лица и события из ушедшей и, казалось бы, уже чужой жизни, где все мы – и живые, и мертвые – опять вместе.
                          Оптика памяти такова, что можно приблизить прошлое и различить мельчайшие детали, а можно и отдалить, забыть, перевернув память, словно бинокль, другим концом. Но здесь, посреди могил, прошлое подбирается к человеку особенно близко. Иногда даже можно услышать его звуки и почувствовать запахи. Или это мне только кажется?

                          Поколение, чьи прадеды не вернулись с Первой мировой, а деды сгинули на Великой Отечественной и в ГУЛАГе, чьи отцы въезжали на танках в Чехословакию, а старшие братья – гибли в Афганистане, получило в дар вполне безмятежное и счастливое детство. Конец 70-х начало 80-х. Летучки, партактивы, передовики, бесконечные комсомольские стройки. Краска стыда, пошедшая на флаги – дефицитный товар, но всё же изредка она проступала на наших лицах. Это был детский стыд, а может – застенчивость. Нет, мы являлись частью того времени, и достаточно органичной. Нас называли – смена. Но всё же для подобной роли мы были ещё чересчур нежны и бестолковы.  Нашей религией оставались игры в «чу», рубка в хоккей и подглядывание за одноклассницами в школьных раздевалках. Это пройдёт – говорили снисходительно взрослые. Это прошло. Плохое забылось, оставив после себя что-то вроде кратковременной изжоги, а хорошее… Хорошее всегда под боком на полке, и ты можешь открыть его на любой странице.
                          Читать далее

                           
                          avatar

                          ЖЛ-опытыХод Ульяны Гамаюн как пример своевременного письма

                          Николай Палубнев 2012.04.11 05:54 3 0

                           

                          Считается, что произведение состоит из: мыслей сочинителя, чувств терпил и неодушевлённых образов, а также желаний, возникающих у читателей по прочтении. Так было всегда, и вероятно будет. Но есть точка зрения, что новые способы письма открывают иные возможности словесного. К этим явлениям можно отнести постмодернизм. Как к нему отнестись читателю? Только самостоятельно изучая образцы этого способа письма. Пусть в этот раз книга требует повышенной внимательности и зачотной начитанности. Но это можно спокойно отбросить. Строй такой сложной словесности составляют явные и неявные выдержки, хитромудрые загадки в смыслах и намёках на современность. Но всё-таки это просто слова. Конечно, имеющие несколько уровней, словно создавались нечеловеческим разумом. А в целом, всё же усваиваемый, пусть не всегда полностью понятный, но пропущенный через память и отпечатанный в сознании читателя.

                           

                          Современным молодым людям трудно писать большие книги. Время по их понятиям течёт быстрее, чем для всех. Возможно, близкая им стихия – это отрывистые душевные краткие сообщения, стихи. Но есть же мудрые учителя и места, где посвящают в словесность, да и дар, как его не зажимай, всегда найдёт выход в творчестве. И случится чудо – рождение книги.

                           

                          К примеру, есть загадка – это творения Ульяны Гамаюн, уже известной и отмеченной. Она имеет техническое образование. Порой это даже лучше для писателя, не накладываются гуманитарные недостатки самосознания. Произведения Гамаюн есть свежий напиток из событий, издевательских и заумных намёков, различных духовных мелочей современной жизни. Но на душе  остаются сомнения – нужно ли погружаться с головой в подобные вещи и какой отклик может принести этот опыт в художественности?  

                           

                          Повесть «?» и большая повесть «Ключ к полям» для понимания вопросов современной жизни выступают кривым зеркалом. Две издевательские исповеди, Гамаюн даже говорит слово автоисповедь, в своей полезности касаются избитых вопросов приспособления молодых людей в нашем мире. Что ещё может быть так отчётливо в данном новом языке, как своеобразный отголосок духовных борений. Всё новое, любопытное и заслуживающее уважения из того, что окружает нас, проникло в вообразимую вязь книг У.Гамаюн. Молодые терпилы в своей основе просто желают не отстать от потока жизни и наполнить окружающий мир и отражающее его своё сознание нужными знаками. Нужно веселиться - одно, понадобится погрустить – другое. И для общества важно услышать стук нужного напева, понять и принять такое мироустройство, пусть оно пока лишь только в сложном воззрении книг постмодернизма.

                           

                          Необходимо отметить важную составляющую творчества У.Гамаюн – соотношение лично пережитого опыта и воображения, в частности, силы литературных приёмов. Даже выдержки и имена собственные живут здесь уже самостоятельной жизнью, издевательски вторгаясь в ткань написанных книг.

                           

                          Признаки постмодернизма для У.Гамаюн не самоцель. Конечно, проделана большая работа, возможно и кучкой сочинителей. Предпринятые усилия стоят глубокой благодарности. Но есть сомнение, что это больше игра, ниспровергающая тысячелетнее начало личного писательского самочиния и художественного вымысла. Игра, превращающая написанное в народную однодневку, без возможности через годы получить определение образцовой.

                             
                            avatar

                            ЖЛ-опытыДва времени в творчестве Олега Радзинского

                            Николай Палубнев 2012.04.07 02:43 3 0

                             

                            Никто не хочет быть обманутым. Бывает, конечно, случается самообман растерянного человека. Это не в счёт. Вот, к примеру, мы жили в одной стране, продолжаем жить в другой. Для писателей это служит огромным раздражителем, чтобы разобрать  признаки   отличных друг от друга сообществ, состоящих в большинстве из одних и тех же людей.   Не остался в стороне от этих задач и Олег Эдвардович Радзинский. Выпускник МГУ, добившийся определённых успехов помимо письменности, обратился к написанию сочинений, к выражению понятий детей 60-х.

                             

                            Всесторонне понять как его отдельные произведения, так и творчество в целом нелишне любому читателю, потому что выводы могут пригодиться в будущем в повседневной жизни.

                             

                             

                            Как писатель решает начать свой творческий путь? Конечно, с малых родов письменности. Сделать так желал и Олег Радзинский. Книга «Посещение» выпущена в 2000 году. Составляющие её рассказы помечены 1985 годом. Общее впечатление таково – перед нами миросозерцание человека в трудных поисках себя, своего пути, непохожего на другие судьбы, в обретении такого земного счастья, о котором он ещё в полной мере не имеет понятия. Терпилы книги – милые люди, заслуживающие сочувствие не только душевной части читателей.  Все без исключения образы «Посещения» лишены надуманного понятийного наполнения. Близкие по общности поползновений и потребностей, по целям и ежедневно решаемым задачам большинству тогдашних современников писателя, они словно притягивают на себя беды и напасти. Мысли здесь таковы - ладно, пусть мы живём трудно, сами, наверно, виноваты, но должна же где-то быть счастливая жизнь. Пусть нам неизвестно, что любят и чем там занимаются люди. Но хотелось их спросить, как зависит существенный достаток, общественный успех именно от предания и установленных сверху законов.

                             

                            Незамысловатый быт деревни позднесоветского времени для многих из ныне живущих не связан ни чувствами, ни воспоминаниями. Доверие к написанному О.Радзинским подтверждается подробными подробностями быта, видами окружающей природы, яркими образами терпил, ёмким содержанием разговоров. По-честному, надо бы достучаться напрямую к безудержным чувствам, провести черты, соединяющие простоту события и личную заинтересованность сочинителя в счастливом исходе событий. Но ясно представляется несбыточность таких желаний – так всё было плохо.  Сердечно и неравнодушно воспринимается всё, что случилось здесь, на бумаге, в этих рассказах, что и позволяет войти в положение писателя. Ведь ему многое хочется рассказать миру, и в написанном главным смыслом выступает горькая неудобная правда  —  то связующее звено, от которого зависит всё дальнейшее творчество, и даже просто жизнь писателя.

                             

                            Пронзительный рассказ водителя Пал Егорыча из «Чёрной выбели» довольно откровенно вышибает слезу. Нет ничего невозможно грубого в приёмах писателя, отсылающего читателя к потаённым зарубкам души. Настояще-правдивое, при этом внутренне привычное и близкое каждому, изображение  известных положений подчинено понятиям как бунта, так и согласного одобрения всего происходящего в стране. И не смелость и безрассудство, а чувство доверенного людьми долга выразить осуждение основ жизни, заставляет не оставаться равнодушным в общем безмолвии и согласии. Но нельзя полностью отрицать всё и всех, это твои соотечественники, их судьба и свершение, которые заслуживают уважения. В целом, трепетное отношение к своим терпилам  и к настоящим людям, возможно, объясняется добродушием писателя. Важно не заявлять, что я знаю, как надо жить, а доходчиво донести людям саму возможность жизненной инаковости, созданной из их собственных понятийных представлений, но с необходимыми нравственными ограничениями.

                             

                            В 2008 году О.Радзинский издаёт роман «Суринам». Вбирающая более широкое предметное и сложное изображение работа не рассчитана на простое развлекательное чтение. Два главных терпилы – мужчины, еврей Илья Кессель и поляк Оскар Кассовский, раскрываются в трудных условиях жизни на чужбине. Они в тисках непростого нравственного выбора. Можно опустить вероисповедный и тайнственный образ описания, все равно останется то, главное, что считается необходимым для человека – рассказ взаимоотношений с обществом, любовь к женщине, обида на государство, детские воспоминания и страхи. Насилие мира над личностью как вопрос искушения злом не выступает здесь отдельным голосом. Во многом именно нравственные ограничения свободы дарят иные способы отказа от поиска разных харь-лиц для себя.

                             

                            Рассказать свершение мира, словно прожить две необходимые жизни – для О.Радзинского изначально не оставить законченным в своих пределах повествование, то обрывающееся, то населяемое разными новыми терпилами. Здесь важна не цельность, а многообразие событийной канавы – читатель сам выберет из свободной сборки близкий образ для глубокого понимания.

                             

                            Отдельно в книге выступает огонь. Можно судить относится ли это к баснословию или нет, но Илья Кессель с его помощью полностью раскрывается. Пламя обрядового костра, переходящее во вселенский пожар завершает долгий поиск истины для решения  главной задачи жизни. Все мучившие тайны в одночасье исчезают, показывая всю сущность терпилы как человека будущего.   

                             

                            В 2010 году у писателя выходит сборник из шести рассказов «Иванова свобода». Предметом описания становится наше совсем недавнее прошлое. Когда уже были завоеваны гражданские свободы, произошло  так ожидаемое раскрепощение человека под действием полового переворота – словом полная вольноотпущенность. Затронуты в книге самые животрепещущие темы, порою ударные.

                             

                            Смелость суждений, наглость у О. Радзинского    продуманы и ненавязчивы. Повторение необщих истин, важность нелишнего ответа на вопросы, стоящие перед обществом – именно так вновь прозвучало утверждение, что даже резкая смена гражданского строя не в силах изменить человека как винтика зарождающихся иных отношений. Его также влечёт неведомое (рассказ «Светлый ангел»), на первом месте среди благ личное счастье (рассказ «Театр одной актрисы» и «Путь к себе»), он готов переступить черту за призрак независимости (рассказ «Иванова свобода»).

                             

                            Вопрос случайного самообразования, беспорядочных книжных знаний всегда была важна для России. Вредное влияние на людей и их жизнь не так отчётливо в сложном круговороте событий. Только при принятии  судьбоносных решений человек связан путами мнения «образованного» советчика. В сборнике «Посещение» исполнитель Сенников, прочитавший все книги в сельской книжной избе, наводит сомневающегося терпилу на мысль о самоубийстве, а в рассказе «Иванова свобода» калека Аскербай любомудрскими наставлениями сводит Ивана с истинного пути и приводит к личной гибели  – убийству матери. Беззащитность перед чужим превосходством, определённый страх перед жизнью, уход в ложную действительность, где размыты понятия – это черты нависающего будущего без опоры на нравственный закон.

                             

                            Взаимоотношения сочинителя с миром вылилась в три книги. Терпилы, с тех пор не изменившиеся внутренне, но изображённые в условиях разных времён и оставившие бесспорный след в нашей памяти, есть сложные образы читательского воображения. Испытать на себе  все трудности жизни,  не оценив по достоинству полученный опыт, невозможно. Нравственный выбор отдельного человека, как и судьба всей страны, зависит именно от свойств личности, неподдающейся  дурному влиянию и видящей смысл и цели в обретении простых истин добра и справедливости.

                             

                               
                              avatar

                              ЖЛ-опытыРИФМА В КЛЕТКЕ

                              Станислав Ливинский 2012.04.03 10:31 2 3.29

                               

                               

                              Когда в обсуждении стихотворения разговор заходит об интересной рифме и больше ни о чём, понимаешь, что стихотворение, мягко говоря, не удалось. И какой бы замечательной ни была эта рифма, умирающему она вряд ли поможет. Одна рифма в поле не воин.

                              Есть такой тип поэтов – охотники. Написание стихотворения для них, как сафари. Трофеи и ещё раз трофеи. Странствуя по дальним странам тем и образов, их пленяет невиданная доселе рифма яркой окраски. Она, как экзотическая птица: её очень непросто поймать, а пойманная, она весьма трудно приживается в несвойственном ей ареале стихотворения: сначала перестаёт петь, потом отказывается от еды и – умирает. Стихотворение становится для неё клеткой.

                              Всё то же самое можно сказать о прочих вещах, которые называются поэтической палитрой.  Иной образ оказывается так ярок, что испепеляет всё вокруг, но и излишняя «эстетическая скромность» (термин Олеси Николаевой) бывает разрушительна. В любом случае выбор всегда за поэтом. И в том, на сколько он сможет приручить, одомашнить всё новое, и заключается его талант.

                               
                              avatar

                              ЖЛ-опытыПлакучих череда берёз.

                              Антонов Алексей 2012.03.28 18:22 1 0.1

                               

                              ***

                              Плакучих череда берёз.

                              Икона неба голубого.

                              А ночью – частых ярких звёзд

                              Звучит не сказанное слово.

                              На фоне снежной белизны

                              Моё ли сердце горько плачет?

                              Шаги последние слышны

                              Времён последних. Не иначе.

                              Уже не долго. Суд грядёт.

                              И в дверь мою Господь стучится.

                              Всё преходящее – пройдёт.

                              Всё бесконечное – свершится.

                              25-26.03.2012

                               
                              avatar

                              ЖЛ-опытыЗИМНЕЕ

                              Игорь Касько 2012.03.13 11:09 6 0

                               

                              Закружило, завьюжило,
                              Замело не по-мартовски...
                              И, совсем не по-южному,
                              Ветер жалит в лицо.
                              Зябко ёжусь, простуженно,
                              Как солдат бонапартовский
                              И, бреду, как контуженный,
                              Прорывая кольцо
                              Опостылевшей стылости,
                              Без компа'са и карт.

                              Где, скажите на милость мне,
                              Заблудившийся март?

                                 
                                avatar

                                ЖЛ-опытыНачало.

                                Антонов Алексей 2012.03.02 03:10 0 0

                                 

                                Увеличить


                                Движение, движение, движенье.
                                В прозрачном воздухе луч света растворен.
                                Кругом - зимы холодное круженье,
                                В ее дыханье город погружен.

                                Неуловимая волнующая нота
                                Едва слышна в пространстве ледяном.
                                Еще белы снега, еще весны работа
                                Не началась. Еще спокойным сном.

                                Природа спит. Но трепетным лучом
                                Ее покой светило нарушает.
                                И синева на белом проступает,
                                И тает лед в сознании моем.
                                30.01.1990г.

                                 

                                Страница 5 из 9
                                I do blog this IDoBlog Community

                                Соообщество

                                Новички

                                avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
                                 

                                Вход на сайт