Живая Литература

avatar

ЖЛ-опытыЗатхлый запах осмысленья

Алексей Зырянов 2010.10.08 14:08 0 0

 

 «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» в про­шлом ме­ся­це пуб­ли­ко­ва­ла ин­тер­вью Ан­д­рея Ру­да­лё­ва с Ев­ге­ни­ем Алё­хи­ным.

По­сыл его вос­при­нял как за­слу­жи­ва­ю­щий вни­ма­ния к, воз­мож­но, но­во­му яв­ле­нию в ли­те­ра­тур­ном ми­ре. И в по­ис­ках аль­бо­ма сни­зо­шёл в инет-про­ст­ран­ст­во. И, зна­е­те, на­шёл. Ре­шил­ся, и про­слу­шал сбор­ник «Де­вять рас­ска­зов» груп­пы со скром­ней­шим на­зва­ни­ем «Ма­ку­ла­ту­ра». Су­дить я бу­ду толь­ко по не­сколь­ким го­то­вым пес­ням, а о сво­ём пи­са­тель­ском та­лан­те сам Алё­хин по­ве­дал не­дву­смыс­лен­но и жё­ст­ко в ин­тер­вью. Пре­зре­ние к сво­им та­лан­там – до­ро­га в ни­ку­да. Но я не бу­ду здесь вда­вать­ся в по­ле­ми­ку с са­мим со­бой, а луч­ше об­ра­щу вни­ма­ние на то, что слы­шал сам.

И вы­ска­зать­ся на­до са­мо­му, я не мо­гу мол­чать. Я от­кро­вен­но ожи­дал вос­тор­га от от­кры­тия, но по­лу­чи­лось по-дру­го­му. По сбор­ни­ку ска­жу на­чи­с­то­ту: мне не­воз­мож­но вы­де­лить в нём мысль об­щую, иную от по­доб­ных мно­же­ст­ву скуд­ней­ших рас­суж­де­ний о про­мыс­ле сво­ём жи­тей­ском в уни­чи­жи­тель­ном клю­че. А ведь ино­го смыс­ла у ав­то­ра там нет и во­все.

Не столь­ко гру­ст­но с Алё­хи­ным ге­ро­ем, сколь­ко гру­ст­но от его сло­вес­ной бра­ни в ад­рес ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра. Нет, ко­неч­но, весь он мир не за­тро­нул всуе, ес­ли че­ст­но, но вот кон­крет­ных лиц, ему зна­ко­мых, он вы­ста­вил в не са­мом луч­шем ви­де. Не­го­же осуж­дать по­ро­ки у по­сто­рон­них лиц, тем бо­лее уве­чья и не­со­вер­шен­ст­во жён.

Тот не­ве­ли­кий пе­ре­чень при­лич­ных слов, что раз­ли­ва­ет­ся по тек­с­ту Алё­хи­на Ев­ге­ния, с той ере­сью, что есть в его иде­ях впе­ре­меж­ку с ма­том, – для ав­то­ра сие – по­ток сво­бод­ных мыс­лей, ина­че – ре­флек­сия, что за­ме­ща­ет весь ба­гаж мо­раль­ных ка­честв ин­ди­ви­да на­туж­ной фи­ло­со­фи­ей тол­пы.

В за­гла­ви­ях у пе­сен име­на лю­дей из жиз­ни, но вот с ос­мыс­лен­ной иде­ей во­пло­тить со смыс­лом – у ав­то­ра ед­ва ли по­лу­чи­лось в пол­ном спи­с­ке. Для риф­мы, для крас­но­го слов­ца – вот упо­мя­ну­ты при­чи­ны вы­бо­ра для боль­шин­ст­ва на­зва­ний. Как это мож­но по­ни­мать? Рас­смо­т­рим ни­же.

 

«Ксе­ния Ана­то­ль­ев­на»

Ну, что мог­ло из­ве­ст­но­го ав­то­ра кри­ти­че­с­ких за­ме­ток «за­це­пить», хоть и под во­доч­ку, как сам при­знал­ся Ру­да­лёв, в сло­вах Ев­ге­ния Алё­хи­на? Пред­ста­вим для при­ме­ра:

 

Я взял­ся го­лой ру­кой за по­ру­чень,

Ста­ло не­вы­но­си­мо ощу­ще­ние

оди­но­че­ст­ва.

Не па­лЮсь, вы­тер слё­зы ско­рее.

«Апол­ло Ла­кост» ог­ра­ни­чен­ной

се­рии.

Не толь­ко в этом се­зо­не,

но уны­ние – мо­да:

Шмот­ки, ле­че­ния, при­об­ре­те­ние

«ай-по­да».

В воз­ду­хе ти­хо во­ня­ло ве­се­ль­ем,

Лю­ди спя­ти­ли,

ожи­дая Но­во­го го­да.

 

Са­мо ре­чи­та­тив­ное ис­пол­не­нье пе­сен – сум­бур­ное ва­ля­нье слов, а от­то­го, как ре­зуль­тат, – и мысль вся блуж­да­ет в за­гу­с­тев­ших сло­ве­сах и од­но­бо­ком осуж­де­нии лю­дей, где нет и ме­с­то вос­при­я­тию ав­тор­ской ду­ши. А лишь по­ток сво­бод­ных мыс­лей, на­вя­зан­ных тол­пой в рас­су­док не­о­креп­ше­го ра­ни­мым ду­хом мо­ло­до­го пар­ня.

 

«Зо­щен­ко»

Из то­го, что есть, – впол­не гро­те­ск­но по ис­пол­не­нию. Есть спор­ные мо­мен­ты, кои сам не оп­ро­верг­нет и Алё­хин, ес­ли по­ла­гать. При­ве­ду из «Зо­щен­ко» на­гляд­ный об­ра­зец: «Пи­ши как Зо­щен­ко, или за ще­ку те­бе на­пи­ха­ет об­ще­ст­во». Как чи­та­те­лю со­знал­ся ав­тор, всё сде­ла­но в уго­ду риф­мы. А как же здесь ина­че быть?

Ко­неч­но же, те­пе­реш­нее об­ще­ст­во ни­чуть не раз­де­ля­ет ув­ле­че­нья к твор­че­с­ким ус­пе­хам лич­но­с­ти в раз­ви­тии в се­бе та­лан­тов к боль­шой ли­те­ра­ту­ре. Не та сей­час шка­ла оце­нок у роб­ких ин­ди­ви­дов для оп­ре­де­ле­ния твор­че­с­ких лю­дей. По­ка­за­тель ма­те­ри­аль­но­го до­стат­ка, как прин­цип ис­клю­чи­тель­но­го свой­ст­ва в на­ше вре­мя, ме­ша­ет и да­же за­тме­ва­ет ви­де­нье ка­честв вну­т­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка. Для обы­ва­те­ля важ­ней­шим бу­дет внеш­ний об­раз, да и толь­ко.

И к то­му же это об­ще­ст­во не ста­нет ис­пол­нять та­кой вот вы­спрен­ней уг­ро­зы:

«Пи­ши как Зо­щен­ко, или за ще­ку те­бе на­пи­ха­ет об­ще­ст­во».

Пре­ду­преж­де­нье сие лишь толь­ко для со­зву­чья. Но вот на миг за­ду­мал­ся, как ста­нет «по-алё­хин­ски»: вот это ста­ло б шоу, где вся­ко­му за­ху­да­ло­му пис­цу да­ва­ли б сов­сем не по ру­кам, а пря­ми­ком в иное ме­с­то. Боль­шая «стир­ка» в пи­са­тель­ских кру­гах, где от­мы­ва­ют грязь ото все­го, что есть в мо­раль­ном об­ли­ке пи­са­те­ля, а будь то: стиль, ма­не­ра и т.д., – идея гран­ди­оз­на, бе­зус­лов­но, но не в мас­шта­бе всей стра­ны, и да­же в ме­ст­ном за­хо­лу­с­тье для про­вин­ци­аль­но­го твор­ца сия за­тея лишь ба­наль­ней­шая блажь на служ­бе ин­тел­лек­та мла­до­го по­ко­ле­нья.

Иль вот ещё од­ну мыс­лиш­ку я вы­де­лю из тек­с­та, что вы­ска­за­но в пес­не, а уж по­том и в ин­тер­вью: «По­ря­доч­ный че­ло­век дол­жен быть трус и раб». Тут уж не по­спо­ришь. Прав был Ци­це­рон: «Мы долж­ны быть ра­ба­ми за­ко­на, что­бы стать сво­бод­ны­ми». Но Алё­хин не рас­кры­ва­ет лич­ных до­пу­с­ти­мых ра­мок в до­б­ро­воль­ном раб­ст­ве. О тру­со­с­ти не ста­ну и су­дить, не с тем я здесь ре­шил­ся по­де­лить­ся.

 

«Каф­ка»

От этой пес­ни ос­та­ёт­ся затх­лый за­пах ос­мыс­ле­нья, хоть му­зы­ка и лёг­кая, а ведь есть и рез­кость сло­во­со­че­та­ний, ко­то­рые сов­ме­с­ти­лись в гру­бой фор­ме: гав­но-лю­ди и день­ги-фе­ка­лии – вряд ли мож­но что-то вы­не­с­ти в поль­зу для слу­ха эс­те­та, кро­ме по­ни­ма­ния, что это – ре­флек­сия мо­ло­до­го ав­то­ра-рэ­пе­ра.

Пи­са­тель и рэ­пер – не­мыс­ли­мый со­юз для двух сте­зей. Ведь за­та­с­кан­ный сю­жет из рэ­пер­ско­го тек­с­та на тяж­кий путь пи­са­те­ля не вы­ве­дет во­век по той при­чи­не, что не ос­тав­ля­ет ме­с­то вы­чур­но­му рит­му ху­ли­ган­ской ре­чи в уме и серд­це ис­то­вых при­вер­жен­цев Боль­шой Ли­те­ра­ту­ры. Ку­да-то ж нуж­но на­прав­лять сто­пы, чтоб не сто­ять на ме­с­те и не ос­ту­пить­ся по до­ро­ге жиз­ни.

А в це­лом, го­лос мне по нра­ву. Он да­же на Гриш­ков­ца по­хож по тем­б­ру. Коль вы­брал всё ж свой путь Алё­хин, я за не­го не со­мне­ва­юсь – по­клон­ни­ков ему не счесть. Спа­си­бо Ру­да­лё­ву, Алё­хи­ну – ре­с­пект. Ведь каж­до­му своё. 

 

Алексей ЗЫРЯНОВ,

г. ТЮМЕНЬ

Газета "Литературная Россия" №41 от 8 октября 2010







 

I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт