Живая Литература

avatar

Литпульс…А литпроцесс идет. Московские творческие встречи 30 сентября – 1 октября

Живая литература 2011.10.03 16:51 14 0

 

Разумеется, мероприятия, которые я посетила в Москве в минувшие дни, не идут ни в какое сравнение с визитом писателей к премьер-министру РФ В.В. Путину (смайлик). И все-таки они заслуживают упоминания. Есть литпроцесс – и литпроцесс. Громкие события не затмевают всею своею значимостью «рядового» литературного процесса; но настоящая значимость, меж тем, - в явлениях каждого дня, а не «праздников».


Лето – пора традиционного затишья в культурной жизни, зато по осени она активизируется, обратно пропорционально живости природы. Дожди заладили…, а литпроцесс идет!
30 сентября начался новый сезон в Булгаковском доме (на моей лично любимой площадке). С новым сезоном пришли кое-какие изменения: теперь литературные мероприятия все чаще проходят в Театральном зале (цокольный этаж подъезда Булгаковского музея). Вероятно, театральное помещение диктует им новые формы – театрализованные; и наличие «входных билетов», за сумму, впрочем, символическую.
Итак, первый вечер очередного сезона проходил в рамках программы Международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» и представлял собой поэзоконцерт «Поэзия и джаз». В концерте принимали участие легендарный музыкант и композитор Александр Александров (Фагот) – это не только двусмысленное прозвище, но и название инструмента, которым Александров виртуозно владеет, так же, как и прочими духовыми; и поэты Всеволод Емелин, Елена Исаева, Андрей Коровин, Вера Полозкова.
Попросту говоря, поэзоджаз, над которым я ломала голову – «как это будет выглядеть?!» - оказался читкой стихов в сопровождении джазового аккомпанемента Александра Александрова: то под фагот, то под флейту. Это был интересный эксперимент – отображение объекта одного искусства средствами другого искусства. Перевод языка слов на «язык» музыки. Видение музыканта относительно стихов часто выглядело, как сказала бы молодежная аудитория – а именно такая и собралась, в основном, на вечер – прикольно. По моим ощущениям, импровизации Александрова-Фагота касались больше смысла и подтекста стихов, нежели их ритмического строя и мелодичности. Скажем, Елене Исаевой, которая читала любовную лирику, Фагот нашел тревожную дрожащую мелодию. А вот над строчкой «Мне приятно смотреть, как ты женщину клеишь на рынке», он выпустил резкий скачущий свист. Возможно, поэтессу это смутило, но в зале ободряюще захохотали. То ли музыкант похулиганил, то ли, весьма вероятно, восприятие литератора несколько однобоко, а музыкант слышит подлинные интонации каждой темы…
Порой я не соглашалась с выбором музыки Фаготом. Но чаще все-таки было «попадание»: грозная рокочущая «фонограмма» с единичными печальными аккордами под стихи Андрея Коровина памяти Алексея Парщикова; заунывная «этническая» нота под его же «Крымскую степь»; «плотоядная» языческая мелодика шаманской пляски под его же «Любить дракона». Более всего, мне показалось, коррелировались форма музыки и содержание стихов над экзистенциальной лирикой Веры Полозковой. Похоже, что музыкант и поэтесса сговаривались, она что-то шептала ему на ухо, и возникала нота «сверлящая», как звук дрели.
Зато Всеволод Емелин, выйдя на сцену в третий раз, попросил: «Без музыки!». Что уж ему не понравилось, не знаю. По-моему, маршевый ритм никак не мешал читке стихотворения «Лили Марлен». Автор пояснил: «Перевод с немецкого!». Нет-нет, он вовсе не переплюнул Бродского, не перевел заново сентиментальную песенку влюбленного гитлеровского солдата. Емелин, по-моему, спутал слова: это был не перевод, а экстраполяция с немецкого. Бодреньким хореем. На «типичную» емелинскую тему: новобранец разговаривает с проституткой, которую прозвали Лили Марлен («Всем парням в квартале / ты сосала член / нет, не зря прозвали / тебя Лили Марлен» - между прочим, молодежь смеялась немного скандализовано, однако автору это, кажется, было в кайф!), предчувствуя, что скоро вернется в цинковом «пиджаке», а она будет провожать все новое пушечное мясо…
О феномене стихов Всеволода Емелина я размышляла долго (особенно когда слышала от молодых ребят восторженные отзывы!), но только сейчас, на концерте, поняла, что они мне напоминают. По-моему, Емелин – это современный Асадов. Еще более политизированный, но в целом – тот же «наставник юношества», декламирующий незамысловатые, легко тиражируемые истины. Которые, в силу их легкодоступности, сложновато оспорить. Не будешь же, в самом деле, возражать молодому скинхеду, что когда вешают – это больно… И насчет пушечного мяса – тоже. Еще мне сдается, что смысл стихов Емелина – это маска; но порой чудится, что маска прирастает…
Но в целом поэзоконцерт – славное мероприятие, на которое хотелось бы вернуться. Ведь музыка «не противоречит» литературе! И, если вдуматься, у каждого музыкального произведения, даже бессловесного, есть свое либретто. Потом мне почему-то вспомнились уроки музыки, на которых объясняли сюжет, допустим, сказки «Петя и волк», а потом уж давали слушать партии инструментов…
На следующий день, 1 октября, должна была состояться встреча с критиком Михаилом Бойко (анонсированная, в том числе, и на «ЖЛ»). Заявлена была тема «о литературных премиях». Этого и ждали многие участники встречи. Но большинство собравшихся были безусловно молодыми: студентами факультета журналистики МГУКИ и других гуманитарных вузов Москвы (ибо собрание прошло в рамках литературно-просветительской работы, ведомой специально для молодых Московской городской организацией СПР). Для «стимуляции» творческой мысли предполагалось чтение собравшимися своих работ и награждение лучших дипломами. И потому выступление Михаила Бойко оказалось - логичным образом – посвящено становлению творчества и формированию личности в писателя. Когда же дошла речь до премиального процесса, главное, на что Михаил Бойко ориентировал аудиторию – на ошибочность соотнесения премий с творческим потенциалом, со способностями автора и качеством его книги. Он сам к премиальной практике относится скептически, считая, что премия – явление более социологическое, нежели культурное. Что, однако же, не мешает Михаилу Бойко быть учредителем литературной (номинально) премии «Нонконформизм» (смайлик). Однако противоречия нет: премия «Нонконформизм» вручается за некое «опровержение устоев», то есть за деятельность, скорее, социальную.
Но все-таки после встречи я предложила ведущим Михаилу Бойко и Александру Гриценко собрать что-то вроде «круглого стола» на «премиальную» тему для более «взрослых» авторов – критиков, прозаиков, поэтов. Потому что, действительно, молодым, чтобы начать писать всерьез, надо не о премиях думать, а о своем даровании и умении. Даже если это умение «социологического» толка… Не хотелось бы, чтобы в обществе возникали искаженные представления, что, мол, премия – это «халява», а литература – сплошная синекура. А вот что юных МГО СПР вовлекает в литературную жизнь и приобщает к солидным мероприятиям, в том числе международным, в качестве признания особых талантов, - очень прогрессивно.
Оба ведущих обещали подумать: мол, почему нет? Надеюсь, что эта встреча состоится. Хочется, конечно же, обсудить с компетентными лицами эту животрепещущую тему, о которой не думать так же невозможно, как о белой обезьяне! (смайлик)

Елена Сафронова






     

    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.10.04 16:34
      Я так понял, грамоты не раздали в итоге?
      А на фото, надо полагать, Михаил Бойко?
      Извините, очень мало подробностей, оттого и спрашиваю.
      Ответить
      • 0 avatar Елена Сафронова 2011.10.04 18:57
        Нет, Алексей, грамоты раздали, правда, я не запомнила имён молодых людей, которым их вручили. Еще подумала, что я бы выбрала других авторов... Но устроители вечера решили по-своему, имея на то полное право. А на фото - действительно, Михаил Бойко; фото из интернета, так как мои фотографии неважно получились в помещении.
        Ответить
    • 0 avatar Наталья 2011.10.05 13:00
      Уж не знаю, Асадов ли Емелин, но Асадов - точно не Емелин.
      Незамысловатость - всего лишь формальный признак, далеко не главный.
      Емелин принципиально не сентиментален.
      А Асадов абсолютно не политизирован.
      Ответить
      • 0 avatar Александр Титов 2011.10.05 13:50
        Полностью согласен с Натальей.
        Ответить
        • 0 avatar Елена Сафронова 2011.10.05 22:37
          Ну, как сказать... Насчет одного и другого... По-моему, Емелин достаточно сентиментален, хотя оформлена его сентиментальность довольно грубо - взять хоть ту же "Лили Марлен". Он еще там некоторые стихи про любовь читал...
          А у Асадова, среди лирики, отыщется много стихотворений гражданской направленности, с четкими политическими установками из сферы правящей тогда идеологии. Вот это, например:
          http://www.easadov.ru/D_14.html
          Впрочем, оспаривать с пеной у рта, что кто-то из нас прав, кто-то - нет, я не буду. Просто: мое устойчивое ощущение такое, что эти два поэта друг на друга весьма похожи "во глубине" своих творений.
          Ответить
          • 0 avatar Александр Титов 2011.10.06 07:06
            Литературные параллели всегда условны, тем более поэты разделены большим отрезком времени, но как литератор я не против подобных сравнений -- они дают пищу для размышления.
            Ответить
            • 0 avatar Наталья 2011.10.06 07:52
              А мне, Александр, только дай эту самую пищу. У каждого свои "профзаболевания". С утра уже столько мыслей всяких в голове роИлось. Но я уже не стала Елену доставать. Тем более, что не совсем по теме. Вот если бы Вы, Лена, предложили статью отдельную на эту тему, тогда можно было бы конкретнее поговорить.
              Ответить
              • 0 avatar Александр Титов 2011.10.06 08:31
                Да, была бы интересная статья, ведь Асадов уже далеко в прошлом, я помню в нашем классе (середина 60-х) почти все девочки вели дневники, и в каждом дневнике -- подборка стихов Асадова. Но все стихи у них были -- только о Любви. Эти же стихи девочки декламировали на школьных вечерах и в ДК со сцены, читали вдохновенно, чуть ли не со слезами на глазах. И это был здорово.
                Лет пять назад попался случайно томик стихов Асадова, пробежал некоторые, но уже не то, не юношеское впечатление.

                Лет дест
                Ответить
                • 0 avatar Елена Сафронова 2011.10.06 09:43
                  И Вы, Александр, тоже можете подхватить предложение Натальи! Повторюсь, я желанием не горю, не говоря уж о том, что достаточно загружена...
                  Что девочки читали из Асадова только о любви, мне лично понятно со всех позиций - психологической, социальной, конкретно-исторической. Девочки выбирали стихи, которые им были близки и понятны. До "идеологем" Асадова они просто не доходили - зачем это взрослеющим девочкам?..
                  Ответить
              • 0 avatar Елена Сафронова 2011.10.06 09:41
                Отдельную статью - сравнительный анализ Асадова и Емелина? Вы знаете, Наталья, идея неплохая, но, честно говоря, лично мне ни тот, ни другой не интересны в такой степени, чтобы этим заняться. Поэтому не обещаю. Зато если кому-то другому эта идея по вкусу, дарю! Наталья, Вы же тоже можете написать эту статью - скажем, в опровержение моего краткого тезиса...
                Ответить
            • 0 avatar Елена Сафронова 2011.10.06 09:39
              Именно о пище для размышлений я и думала, Александр!
              Что касается времени - исторический отрезок в 30-40 лет нельзя называть большим, он велик только в масштабах одной человеческой жизни, но не исторического процесса. К тому же время "активности" Асадова не так уж отличается от современности, мне кажется. Вот 90-е годы - да, концептуально были другим временем. А сегодняшняя эпоха на ту весьма похожа. Впрочем, тут уже начинается политика...
              Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.10.05 18:32
      Сравнение Емелина с Асадовым мне тоже показалось натяжкой.
      А что на фото - Михаил Бойко - удивило. На фото в ЛитРоссии он выглядел гораздо старше. Хотя, м.б., фото из интернета - из времён его молодости?
      Ответить
    • Недоступно avatar Марк 2011.10.06 10:00
      И я могу подтвердить, что фотка свежая, так как удалось в живую "пообщаться" с Михаилом на конвенте фантастов, который состоялся этим летом в Карпатах.
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт