Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Елена Сафронова. Вечер памяти поэта Валерия Прокошина. | Литпульс | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

ЛитпульсЕлена Сафронова. Вечер памяти поэта Валерия Прокошина.

Игорь Касько 2012.02.25 15:50 9 0

 

Три года назад, 17 февраля 2009 года, не стало Валерия Прокошина (1959-2009) – одного из самых интересных и самобытных современных поэтов. В начале XXI века Валерий Прокошин уверенно вышел на прямую «Между Пушкиным и Бродским» - так называлась книга его стихов, выпущенная в питерском издательстве «Геликон Плюс» в 2006 году и получившая едва ли не самый широкий резонанс среди прижизненных публикаций Валерия.

К сожалению, эта прямая оказалась и финишной чертой для поэта.

Почти ровно в третью годовщину ухода Валерия Прокошина – 20 февраля 2012 года – в Литературном салоне Андрея Коровина в «Булгаковском доме» состоялся вечер памяти и представление новых книг поэта. Это, главным образом, сборник стихов «Ворованный воздух» (М., Арт Хаус медиа, Библиотека журнала «Современная поэзия», 2012) и «многопрофильная» книга «Не кружилась листва…» (из неопубликованного) (М., Обнинск, 2011).

После смерти Валерия Прокошина его друзья развили масштабную деятельность по изданию богатого наследия поэта (привлекая для этого все возможности – спонсорскую помощь, собственные средства). Примеры такого активного и плодотворного сотрудничества в текущем литпроцессе, к сожалению, единичны. И сколь отрадно, что имя Валерия Прокошина не умолкает!..

Конечно, можно сказать, что актуальнее это делать было, пока Валерий был жив. Поэт, культуртрегер, издатель Евгений Степанов, выступая на вечере, сказал прямо, что «любят у нас в стране только мёртвых поэтов» - живущим государство меньше помогает. Но Евгений, надо признать, поскромничал – именно его литературные журналы, прежде всего «Дети Ра», больше всего публиковали стихи Валерия Прокошина (http://magazines.russ.ru/ra/2006/6/pr11.html , http://magazines.russ.ru/ra/2007/5/pro10.html , http://magazines.russ.ru/ra/2008/2/pro11.html и др.). Не остались в стороне и другие «толстяки» - журналы «Новый берег» http://magazines.russ.ru/bereg/2006/14/pro18.html http://magazines.russ.ru/bereg/2008/22/pro12.html и «ВОЛГА-ХХI век» http://magazines.russ.ru/volga21/2007/11/pro26.html порадовали автора (уже, к сожалению, больного; после оказалось – неизлечимо) подборками стихотворений. Первая большая подборка в «Новом мире» вышла в июне 2009 года http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/6/pro7.html . Но о том, что она готовится, Валерий Прокошин узнал в последние дни жизни и ждал её с радостью.

В случае с Валерием Прокошиным не то, чтобы литературное сообщество «возлюбило» ушедшего – скорее, интерес к персоне и творчеству Прокошина, возникший, увы, на излёте земного существования последнего, продолжается после его кончины. А то, что этот интерес поддерживается неравнодушными деятелями литературы, на мой взгляд, очень хорошо по-человечески - и значимо для искусства. Редко встречается такое единодушие в отношении к человеку и его наследию как к культурному объекту. Значит, человек это заслужил! – а что ещё предположить?..

Сила личности Валерия Прокошина, положительная энергетика, которой наполнены его тексты, сказывается метафизическим образом и на вечерах его памяти. Третий уже вечер Валерия, проходящий без самого Валерия, протекает удивительно гармонично, в «тёплой, дружественной атмосфере» - не знаю, куда уйти от этого канцелярского шаблона, ибо он идеально отвечает фактам. Может быть, это уникальный случай, когда фигура речи вновь и вновь оказывается правдой…

На вечер смогли прийти не все заявленные участники, но, несмотря на это, он легко и непринуждённо занял почти два часа (которых никто не заметил). Выступали Евгений Степанов, Максим Крайнов (человек, горячо влюблённый в стихи Прокошина, собирающийся выпустить полное собрание его сочинений), Ирина Медведева (координатор «Илья-премии», лауреатом которой стал в 2002 г. Валерий Прокошин). Вёл памятное мероприятие Андрей Коровин. Он первым делом информировал, что за эти три года выпущено 5 книг Валерия Прокошина – помимо двух, которые были объектами презентации, есть ещё сборники стихов. Один выпущен в Красноярске… поклонником творчества Прокошина за собственные деньги, разошёлся небольшим тиражом, но дорог сам поступок! Как я говорила в своей статье о «сампечате», не принимая это явление, когда речь идёт об увековечении себя, любимого, я ценю (за великодушие) самостоятельно изданные книги чужих стихов или антологии. Совсем другой вид имеет «сампечат», когда издающий печётся не о своём, а о чьём-то творчестве.

Да, все посмертные книги Валерия, к сожалению, малотиражные. Эту печальную реальность никто не скрывает: тираж «Ворованного воздуха», вышедшего в серии «Библиотека журнала «Современная поэзия»», 300 экземпляров, тираж «Из неопубликованного» - в тех же пределах. Но даже если счёт идёт не на сотни, а на десятки экземпляров, это лучше и больше, чем ничего – а при современных возможностях распространения культурной информации такой поэтический «вброс» не останется незамеченным. Кроме того, эти издания, надеются друзья Валерия, не последние книги, которые увидят свет. Художник Вячеслав Черников, иллюстрировавший все прижизненные книги своего товарища, сказал, что именно сейчас «пробивает» по издательствам выпуск трёх детских книг Валерия Прокошина – загадки, скороговорки и «просто» хорошие детские стихи.

Конечно, главными участниками вечера оказались гости из Обнинска – те самые, чьими усилиями и вышла книга «Не кружилась листва…»: Наталья Никулина, Эльвира Частикова, Вера Чижевская и другие. Эльвира Частикова рассказала, как являлся на свет этот сборник. Мысль опубликовать неопубликованное наследие поэта преследовала его друзей с момента самого ухода Валерия. Неоценимую помощь оказала, передав «архивы» Прокошина, скопившиеся у неё, художница Элеонора Киселёва. Архив этот друзья разобрали, а идея будущей книги в ходе первичной работы трансформировалась – если прежде мысль была только о стихотворной книге, то теперь решили выпустить и неопубликованную прозу. Проза Валерия Прокошина неоднозначна, но… она должна была увидеть свет. Если не сейчас, то когда? Также в книгу вошёл «венок» стихотворений, посвящённых Валерию Прокошину его товарищами. Эльвира Частикова вплела в этот венок поразительное произведение: посмертное (!) интервью с другом. Не пугайтесь, речь не шла о спиритическом сеансе, хотя без мистики тут не обошлось – женщина как Бог на душу положит раскрывала книгу «Между Пушкиным и Бродским». Прежде, чем распахнуть томик наобум, Эльвира задавала Валерию вопросы, на которые он «отвечал» строками своих стихов. Выглядит это так:

«- Что же это такое, Валера? – спрашиваю я и наугад распахиваю его книгу «Между Пушкиным и Бродским».

В.П.: «Я ушёл от всех, кого любил…». Стр. 113

- Но как же так, почему?

В.П.: «С точки зрения абсурда

В этом тоже есть успех». Стр. 111.

- Да уж, знаю я эту твою точку зрения. А с позиций реальной жизни?

В.П.: «Жизнь нереальна, пока мы живём». Стр. 74.

- В моих руках как раз неоспоримый факт твоей жизни – стихи. Всё ли ты успел сказать?

В.П.: «Я выдохнул полжизни прокуренным нутром». Стр. 100.

- На вторую половину не хватило воздуха, времени? Ты говорил, что за последний год не выдохнул ни строчки…

В.П.: «Это время – просто пропуск

В мир несбыточный, как сон».

И так далее. Что-то в этом есть, рождающее мурашки по спине… Не обязательно мистическое. Взаимопонимание до взаимопроникновения – тоже удивительный и нечастый пример…

Предисловие к книге «Не кружилась листва…» написал поэт и культуртрегер Андрей Коровин, давно следящий за творчеством Валерия, досконально его знающий. Видимо, потому предисловие у Коровина получилось вполне академическим – это, скорее, полноценная литературоведческая статья, чем «введение» в книгу.

Андрей Коровин грамотно построил программу вечера: речь – стихи, речь – стихи. Кто-то из выступавших воздал должное наследию Валерия Прокошина, кто-то поделился своими, написанными в его честь. Дал слово и мне – как одному из критиков, написавших о Валерии Прокошине. Моё эссе опубликовано на сайте журнала «Москва».

http://www.moskvam.ru/prilozheniya_k_moskve/literaturnaya_masterskaya/aplication1_item/?id=1

Там отражено всё, что я могла сказать о Валерии как человеке (по итогам своей единичной с ним встречи) – и далеко не все, что можно сказать об его стихах.

Но на вечере я говорила не о том и не о другом – а о статусе Валерия Прокошина в русской поэзии.

По формальному признаку «постоянной регистрации» Прокошин – провинциальный житель. По стихам его (смыкающимся с традициями российского почвенничества) велик соблазн называть его «провинциальным поэтом» (как и я сделала, назвав своё эссе «Великий поэт русской провинции»). Правда, от расстановки слов в перифразе многие смыслы зависят (кажется, Маршак некогда заметил, как прекрасно звучит «кровь с молоком», и как омерзительно – «молоко с кровью»). «Поэт провинции» - семантически не то же самое, что «провинциальный поэт». Разница очевидна! В первом случае - возвышенное уважение, во втором – определение, увы, содержащее уничижительную нотку, хоть оно сто раз согласуйся с паспортными данными…

Определение это справедливо и в оценочном смысле. Не секрет, сколько живёт и работает в нашей стране настоящих «провинциальных поэтов», лишённых шансов войти в большую литературу в силу невысокого своего дарования, малого образования, посредственной литературной грамотности, узкого круга общения и скромного кругозора! Я живу в провинции. Я таких персонажей вижу десятками. Их, как правило, жаль – но чаще всего к литературе они не причастны.

Вижу и другое: как часто к провинциалу проявляют высокомерное отношение, базируясь только на том, что он не столичный гражданин, не интересуясь его подлинными способностями и возможностями. «Кто это такой? Ах, какой-то из провинции… Ну и чего от него ждать?». Это вопрос не столько искусства, сколько социологии. Сколько ни повторяй в ответ на чванство «столичных штучек» «жлобство!» - от этого ни у тебя во рту слаще не станет, ни в обществе стереотипы не обрушатся. Не нами это выдумано – но так часто с этим сталкиваешься, что «не обращать внимания» не получается, увы, приходится воспринимать, как данность.

Так и живём: в противоречии между яркими и конкретными примерами больших талантов, процветающих где-то «на периферии», и мейнстримом столичных тусовок разных уровней. Мне очень не хотелось бы, чтобы таких фигур, как Валерий Прокошин «приговаривали» к статусу «провинциального поэта»! Правда, Андрей Коровин со мной не согласился, сказав, что «провинциальность» - это, скорее, награда Божья, особый склад ума и духа, а пренебрежительная нотка ничем не оправдана. Согласна, она от лукавого. Может быть, пройдёт - со временем и личностным развитием россиян?..

Я вовсе не хочу обидеть никого, живущего не в столице, задеть чьё-либо чувство любви к своей малой родине!.. Но пришлось вспомнить об общественной проблеме: взаимной «неприязни» столиц и провинции. Разговор о месте Валерия Прокошина в русской поэзии сейчас как нельзя более актуален: у Евгения Степанов и Андрея Коровина есть смелая мысль учредить премию имени Валерия Прокошина, предназначенную выдающимся литераторам, живущим не в столицах; а, может быть, даже региональным художественным журналам, сайтам, литературным объединениям и пр. Премии предстоит еще оформиться, в том числе обрести название и формулировки. Организационная работа будет вестись коллегиально, к сотрудничеству пригласили всех, небезразличных к творчеству Прокошина. Потому, отчасти, и возник вопрос, стоит ли педалировать как критерий отбора «нестоличность» будущих номинантов…

Валерий Прокошин написал гениальное стихотворение о любви к «малой родине», обойдясь без плакатных лозунгов, картонной заданности чувств, шаблонов и эмоционального надрыва. В этом стихотворении отражена любовь, которую питает русский человек к своей земле, без прикрас и слащавости:

«Мне холодно с тобой, но больше - одиноко,

Во тьме не разглядеть: куда теперь грести,

Где Бога снежный след, а где безумье Блока?

И некому сказать последнее прости.

 

Я не люблю свой край и Родину в придачу,

Берите всё себе и пейте на углу.

Мне ничего не жаль, и я почти не плачу,

Вдевая нежный март в апрельскую иглу.

 

Я знаю: всё пройдёт, лишь выползет наружу,

По вспаханному полю очерчивая круг,

Еврейская печаль. И растревожит душу

Крик поезда вдали, бегущего на юг.

 

Отсюда уезжать - какой корысти ради,

Сжимая чернозём в отравленной горсти?

В Венеции - чума, блокада - в Ленинграде,

И Бог глядит в глаза - и глаз не отвести».

Это, чёрт возьми, любовь! Любовь-приговор, любовь-наказание, любовь-неразрывность, любовь-обречённость, любовь-крест; из глубины души идущая, не выбирающая для самовыражения красивых слов. Кто хочет, пусть спорит с Валерием, что привязанность «обычного» россиянина к своей земле такова. У меня лично язык не повернётся.

Это стихотворение я и прочитала на вечере памяти. Что называется, была краткой.

Запомнился финал вечера, когда произошло событие, диссонировавшее с его течением. Напоследок (когда ведущий уже попрощался с гостями и героем мероприятия) попросил слова один из гостей. Тоже пообещал «быть кратким». Он хотел поделиться мыслями, которые возникли у него в ходе вечера. Мысль основная была такова: «Я понял, что, когда я умру, возникнет такая же ситуация, как с Валерием Прокошиным. Это не понты, это реальность». В доказательство этой реальности автор (он представился, но я не хочу повторять его имя, милосердно не желая опозорить его окончательно) прочитал два своих стихотворения – убедительно серые заурядные стихи. Тот случай, когда человек не известен заслуженно. Демарш автора не был понят. В зале обменивались ухмылками. Раздался кашель, каким предупреждают о неловкости и бестактности. Андрей Коровин вернулся к микрофону, чтобы завершить встречу стихами Валерия Прокошина.

Никто не заметил, как ушел этот человек. Наверное, он понял (по крайней мере, мне хочется так думать), что его выход был неуместным. А может, просто обиделся, что плохо приняли… А мы обменялись впечатлениями, которые он по себе оставил. Ирина Медведева произнесла золотые слова: «Чем талантливее поэт, тем больше у него сомнений, так ли он хорош. Если нет сомнений, то можно крест ставить на таланте».

И ещё острее захотелось, чтобы не престала память поэта Валерия Прокошина и долгое эхо его стихов – которые, по-хорошему, ещё и не все опубликованы, не в полной мере доступны широкому читателю – и чтобы все стихи его были обнародованы!..






     

    • 0 avatar Юрий Иванов 2012.02.25 19:11
      Как тут не вспомнить классика:
      "...Ах, сколько их прошло по свету
      от тех до нынешних времён,
      таких неузнанных поэтов
      и нерасслышанных имён!
      Всех бедных братьев, что к потомкам
      не проложили торный путь,
      считаю долгом пусть негромко,
      но благодарно помянуть..." (Я.Смеляков. Поэты ).
      Ответить
    • Недоступно avatar Марк 2012.02.25 19:49
      На днях умер единственный сын Набокова - Дмитрий. В конце 2011 года Набоков-младший получил российско-итальянскую литературную премию «Россия - Италия. Сквозь века» за лучшие переводы русской классической и современной литературы на итальянский язык.
      Ответить
    • 0 avatar Наталья 2012.02.26 03:52
      Мне вообще думается, что самые талантливые поэты живут (и жили) именно в провинции: Андрей Власов (Великие Луки), Диан Кан и Евгений Семичев (Новокуйбышевск), Аркадий Кутилов и Георгий Бородянский из Омска. Очень нравятся Вячеслав Киктенко из Красноярска, Дмитрий Мурзин из Кемерово, Николай Рачков из Тосно. В Ставрополье - замечательные поэты (привет Игорю). Нашу Тынду на карте российской поэзии отметил своим ярким флажком ныне покойный Владимир Гузий.
      Или, к примеру, вот это - в тему - одного провинциального поэта:

      Всё громче мёртвых голоса,
      всё ближе час посмертной встречи.
      Семейных снимков образа
      глядят внимательней и резче.
      Глядят из глубины времён
      жильцы ушедших измерений.
      Быть может, там, где Орион
      стоит в своём извечном крене,
      они собрались на совет
      решать судьбу своих потомков…
      А нити жизни тонки-тонки,
      "и от судеб спасенья нет".
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Иванов 2012.02.26 10:21
        Спасибо, Наталья, за цитирование! Автору, безусловно, приятно...
        А откуда Вы знаете Георгия Бородянского? Ну, Кутилов-то сейчас достаточно широко известен, а вот Георгий...Я о нём лет 25 ничего не слышал. Хотя, я не показатель, конечно.
        Ответить
        • 0 avatar Наталья 2012.02.26 12:21
          О Георгии Бородянском я узнала в году 2003-ем из замечательного очерка Марины Улыбышевой "Пасынки русской поэзии". Может, помните, Юрий, была в "Литературке" дискуссия на тему "Век - новый. А поэзия?"? Интернет у меня появился только в конце 2009-го. Вот тогда я ещё нашла о нём информацию всё той же Улыбышевой:
          http://y-marina.livejournal.com/13610.html?thread=61226
          Но вот никак не могу сопоставить: омский поэт-журналист из "Новой газеты", лауреат нескольких премий, Георгий Бородянский и наш фигурант - это одно лицо?
          В таком случае, пасынком сегодня его уже трудно назвать.
          Ответить
          • 0 avatar Юрий Иванов 2012.02.26 15:27
            Спасибо за подсказку! Я уже прочитал блог Марины по Вашей ссылке. И посмотрел сайт "Новой газеты". Да, омский лауреат-журналист и тот юный романтик, о котором тепло пишет Улыбышева, это один и тот же Жора Бородянский.
            Представьте, я со всеми героями воспоминаний Марины знаком. Вот жизнь!..
            А дискуссию в Литературке я не захватил, интернет у меня появился только в 2006 году. А выписывать газету для меня в 2003 году было дороговато. Мда...
            Ответить
            • 0 avatar Игорь Касько 2012.02.26 17:58
              Сколько замечательных имён мы вспомнили, я считаю, что это самое главное Региональные поэты звучат в контексте современного литпроцесса - это уже хорошо!
              Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт