Живая Литература

avatar

ЛитпульсТеатр и литература едины!

Елена Сафронова 2012.08.29 14:50 4 0

 

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа», - утверждал величайший русский поэт Александр Пушкин в стихотворении, написанном, по его собственноручной датировке, 21 августа 1836 года. За века, прошедшие со дня гибели поэта, Россия убедилась, что к Пушкину «народная тропа» не зарастает даже в самые чёрные годины отечественной истории. Не зарастает она и сейчас, несмотря на всеобщее опасение о деградации культуры. Не только в фигуральном смысле – дороги к прекрасному, но и в буквальном прочтении.

В Пушкиногорье поэтическое определение «народная тропа» обретает фактический вид. Пушкиногорье всё опутано стёжками, протоптанными гостями заповедника к местам концентрации духовной энергии. Это, разумеется, музейные усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, этнографический музей в деревне Бугрово, городища Велье, Воронич, Савкино, заповедные озёра… Но есть и ещё одна тропа, прохожая и проезжая.

 


Она берёт начало в двух километрах от райцентра Пушкинские Горы и уводит через поле в лес. Её обозначает броский деревянный указатель: Лаборатория Искусств «Кордон-2» (сокращенно ЛИК). В начале августа ближе к вечеру по дороге к «Кордону-2» тянутся вперемешку люди, велосипеды, автомобили. Взрослые и дети идут проверенным маршрутом. Знают – там их ждёт ещё одно «место силы».

Лаборатория искусств «Кордон-2» - общественная некоммерческая организация (http://www.lik-masterklass.com/index.php), действует на Псковщине с 2004 года. С 2005 года «Кордон-2» организует Малый международный Театральный Фестиваль «ЛИК» в первую неделю августа. Название у мероприятия такое же, как у лаборатории, однако в контексте театрального действа обретает хороший второй смысл. Формат фестиваля - днем занятия и мастер-классы, вечером – спектакли и встречи с артистами у костра. Всё – под открытым небом; всё - бесплатно.

При первом директоре Пушкинского музея-заповедника Семен Гейченко (1903 – 1993; возглавлял заповедник с 1945 года) в усадьбе Михайловское существовал открытый «Зелёный зал» - место встреч С. Гейченко с гостями заповедника, поэтических чтений и неформального общения. Спустя десять лет после ухода Семёна Степановича Лаборатория искусств «Кордон-2» возродила эту добрую традицию на территории, принадлежащей художнику Петру Быстрову, начинавшему работать в музее-заповеднике ещё при Гейченко. Лаборатория – это некоммерческое партнерство Петра Быстрова (художника, скульптора, актера), Григория Кофмана (артиста, режиссера Русского Берлинского театра), Иосифа Будылина (музейного работника, культуролога, академика Российской академии естественных наук) и ещё нескольких человек. Дело в том, что «ЛИК» как миникультурный комплекс управляется коллегиально Общественным советом, а члены совета ведут разные направления работы.

Территория «Кордона-2» - поляна площадью около 1800 кв.м. и несколько построек культурного и бытового назначения: дом со сценой, «лавка лесного художника» - обиталище и мастерская, баня по-белому, летняя кухня под навесом. Никак нельзя не упомянуть о замечательных деревянных скульптурах работы Петра Быстрова, украшающих поляну: «Человек-скворечник» (портрет С. Гейченко), Пушкин и его няня.

В 2012 году фестиваль «ЛИК» состоялся восьмой раз.

С лета 2007 года на «ЛИКе» проходят практику студенты творческих вузов. Например, «ЛИК» является площадкой для мастер-классов, которые проводят руководители театральных трупп. Всего проведено19 мастер-классов. 2007 год был Годом русского языка в Михайловском. С того момента на «Кордоне-2» стали организовываться праздники поэзии – в день рождения Пушкина, 6 июня. Нефомальных праздников прошло уже пять.

В программе каждого театрального фестиваля присутствует спектакль или спектакли, посвящённые Пушкину. Особенно любима маленькая трагедия «Моцарт и Сальери», ей воздают должное чуть ли не каждый год. А в 2011 году прямо на фестивале была поставлена Григорием Кофманом с помощью артистов – участников фестиваля – читка-презентация пьесы М. Булгакова «Последние дни. Пушкин». Создание постановки за несколько дней называется на фестивале лабораторной работой, это обязательный элемент фестивальной программы.

Может показаться, что связь театрального «опен-эйр» фестиваля с пушкинской землёй и самим именем поэта косвенная. Да, не исключено, что, сложись команда «Кордона-2» в любом другом месте, она бы так же успешно действовала – и «ни при чём» был бы Пушкин. Но история не знает сослагательного наклонения, а теперь уже исторически театральный фестиваль «ЛИК» привязан к Пушкиногорью, вписан в культурный контекст «пушкинского» лета. А первый из русских поэтов незримо благословляет начинание. Театральный фестиваль «ЛИК» пользуется популярностью в сценической среде. Об этом свидетельствуют цифры: за время существования фестиваля в нём принял участие 71 театральный коллектив с общим количеством более 260 человек (некоторые команды – не по одному разу). Кроме театров изо всех без преувеличения уголков России, на фестивале выступили представители восьми европейских стран: Германии, Австрии, Италии, Израиля, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии. Было продемонстрировано более сотни театральных работ, треть из них – сольные спектакли. Но ещё важнее, чтобы в театр стекались не только артисты, но и зрители. Со зрителями полный порядок: как подсчитали на «Кордоне», в среднем на спектакль приходит полтораста человек разного возраста. Дети любят сказочную поляну: с 2007 года фестиваль специально для маленьких зрителей проводит «Детский день». На открытие и закрытие «ЛИКа» наплыв желающих ещё больше. При том, что с улиц Пушкинских Гор порой загадочным образом исчезают афиши, гласящие о ближайших спектаклях – понятно, это же Лукоморье, там чудеса, там леший бродит… Всего же за эти годы на «ЛИКе» гостили и участвовали порядка 18 тысяч человек.

Но команда «ЛИК» отдаёт себе отчёт, что все эти успехи - достижение не только фестиваля, но и особенной атмосферы Михайловского. Поэтому всё время активной  деятельности масштабного творческого проекта «Кордон» его руководители искали пути сближения и сотрудничества с государственным Заповедником «Музей-усадьба А.С.Пушкина». Они уверены: сотрудничество будет взаимовыгодным. Признаться, переговоры шли с переменным успехом. Вот и сейчас Общественный совет «Кордона» утвердил очередное письмо-предложение дирекции музея-заповедника – в связи с тем, что фестиваль «ЛИК» имеет отчётливую тенденцию к расширению количества участников и времени проведения мероприятий. Постоянные участники фестиваля не против собираться и зимой, почему возникло мнение проводить зимние (рождественские) семинары театральных деятелей и представителей культурной общественности. Но на это «мощностей» некоммерческой организации, финансируемой своими членами, явно не хватит. Предложение к музею-заповеднику подразумевает объединение усилий и разделение обязанностей, связанных с организацией фестиваля «ЛИК», так, чтобы это принесло пользу обеим сторонам. Команда «Кордона» предлагает перенести часть мероприятий на большую Пушкинскую Поляну в крытое помещение, чтобы музей мог продавать на эти вечера билеты, как на свои экспозиции, совместно организовывать зимние сессии, вместе облагораживать территорию заповедника, ещё чаще обращаться к творчеству А.С. Пушкина. Хочется верить, что это обращение будет услышано, а главное - воспринято.

Формат театрального фестиваля не так и далёк от задач мемориального музея-заповедника в честь знаменитого поэта. Напомню, что вообще сегодня литературная деятельность «сливается» с театральной – чему свидетельство, например, популярный жанр перформанса. Литературный критик Евгения Вежлян в статье «Новая сложность. О динамике литературы» («Новый мир», №1 – 2012, http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/1/v14.html), рассуждая о состоянии сегодняшней литературы, употребила характерную фразу: «Литература (вернее, литературная сцена) стала полем сплошной ротации и презентации… В этой ситуации — когда не ты объясняешь себя, а тебя «раскручивают» и «предъявляют» — все стратегии стали равноценны и равнозначны, вернее — совместимы». Это наблюдение, на мой взгляд, свидетельствует, что критики принимают уже как должное «сценический» облик современной поэзии, её существование на подмостках, сродни театральным. Что касается не только «текущего» литпроцесса, но и классики. Собственно в театре наблюдается похожая тенденция: на сцену «восходят», превращаясь в постановки, отнюдь не драматические произведения, но проза и стихи. Театр всё плотнее «срастается» с литературой, что постоянно демонстрирует «ЛИК». Так, в прошлом году на сцену фестиваля выходили артисты с инсценировкой «Гранатового браслета» Куприна, а в этом – со спектаклем «Дорога», собранным из четырёх рассказов Чехова: «Горе», «Ведьма», «Егерь», «Спать хочется». Это была лабораторная работа молодых режиссёров Натальи Постоваловой и Бориславы Шаровой. Но куда более удивительно, что «материалом» для театральных постановок становятся тексты Милорада Павича. Правда, осмеливаются на это в основном экспериментаторы, реформирующие в собственном творчестве и само представление о театре. Год назад на «ЛИКе» творческое объединение InPorta показывало инсценировку «Хазарского словаря» в виде «театрального джема» из номеров разных жанров. В этом году Григорий Кофман поставил главу из повести Павича «Стеклянная улитка» (ту, что начинается фразой «Мадемуазель Хатшепсут, продавщица в магазине дамского белья, проснулась опять очень поздно и с ощущением крайнего одиночества»), играла мадемуазель Татьяна Парамонова. Также была поставлена поэтическо-пластическая композиция по «Стихам Принцессы Атех» (одной из героинь «Хазарского словаря»), автор стихов Шамиль Пею, режиссёр Елена Шкурпело, автор идеи и исполнитель Вера Васильева.

В 2012 году на фестивале «ЛИК» было показано девять сугубо «литературных» композиций и сольных программ. На открытии фестиваля публику приветствовали чтениями писателей, живших в Пушкиногорье: С. Довлатова, А. Пушкина, С. Гейченко. В том числе прозвучали и рассказы писателя Дмитрия Горчева (умер в 2010 году), незаурядного автора, однако известного больше в качестве художника и книжного иллюстратора. В последующие дни зрители увидели и услышали несколько инсценировок по стихам: «За гремучую доблесть грядущих веков» (по произведениям О.Мандельштама), «Облако в штанах» (по одноимённой поэме В. Маяковского), сольную программу народного артиста РФ Виктора Никитина «И неотвратим конец пути…» (по произведениям А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.П.Чехова, Б.Л.Пастернака), моноспектакль Павла Михайлова «RETWEET» по стихам И. Бродского, музыкально-поэтическую композицию Романа Захарова по двум поэмам Павла Васильева. Также снова имел место опыт инсценировки прозы - спектакль по рассказу Г.-Г. Маркеса «Женщина, которая приходила ровно в шесть» драматического театра «Апрель» (г. Лодейное Поле).

Можно только приветствовать «перевод» литературных произведений на язык подмостков. Настоящее время – пора чрезвычайной информационной насыщенности, общество избаловано обилием и изысками культурных «месседжей», и приходится это учитывать. И авторам произведений искусства, и хранителям культуры. В числе прочих возможностей - делать просветительские программы более зрелищными. Фестиваль «ЛИК» успешно придаёт литературе зрелищности. Не в этом ли секрет притяжения к нему интеллигентной публики?..






 

  • 0 avatar Юрий Иванов 2012.09.06 16:17
    Вы, Елена, по-моему, правильно отметили особую атмосферу Михайловского. В другом месте на этот ЛИК, возможно, мало кто обратил бы внимания: мало ли у нас творческих мастерских? В общем, как обычно - оказаться в нужное время, в нужном месте...
    Что до переноса прозы и поэзии на сцену, то Вы ведь знаете, что существует такое понятие, как инсценировка (хотя с поэзией в этом случае всё гораздо сложнее). И лучше, если этим будут заниматься профессионалы. Иначе можно такой галиматьи нагородить!.. Всё-таки театральная драматургия имеет свои жёсткие законы. И если их нарушать - вряд ли спектакль будет иметь успех у публики. Эксперименты в счёт не идут, не они делают сборы. А любая "лаборатория" мечтает стать "институтом".
    Елена, а Вы, наверно, сторонница Театра.doc?
    Ответить
    • 0 avatar Елена Сафронова 2012.09.06 18:08
      Спасибо за отклик, Юрий! Позволю себе лишь одно возражение. Все, кто принимает участие в этом фестивале, профессионалы в артистическом деле. У ЛИКа строгий отбор. Но он не мешает, наоборот, помогает экспериментам.))
      Спектаклей Театра.doc я видела не так много, чтобы объявлять себя его поклоннницей, однако одна постановка - "Заполярная правда" - вызвала у меня живой отклик, который даже вышел в журнале "Гипертекст".
      Ответить
  • 0 avatar Юрий Иванов 2012.10.25 17:22
    С публикацией Вас, Елена, в ЛитРоссии!
    Хотя, думаю, для Вас это не существенно.
    Ответить
    • 0 avatar Елена Сафронова 2012.10.25 17:29
      Спасибо, Юрий! Вы имели в виду - что для меня это "рабочий момент"? Отчасти, так, но я очень рада, что "ЛитРоссия" осветила этот проект, потому что он стоит самого широкого пиара!
      Ответить
I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт