Живая Литература

avatar

ЛитпульсСловоNova. День первый. Вера Павлова. Леонид Костюков

Евгения Коробкова 2010.12.10 23:32 4 0

 

 

Увеличить

В Перми проходит крупный поэтический фестиваль "СловоNOVA". Среди участников - поэты Москвы и Урала. Лекции и мастер-классы ведут Дмитрий Быков, Вера Павлова, Виталий Кальпиди, Леонид Костюков.


1. Выступление Веры Павловой

Я проспала на первую лекцию фестиваля "СловоNova" и поэтому отправилась сразу на вторую. Вера Павлова вела лекцию "Современная поэзия: про любимых и друзей".

Посмотреть на живую Веру Павлову собралось видимо-невидимо народу, так, что в аудитории Пермского педагогического университета, где проходило мероприятие, не хватило мест. Студенты вуза и гости города устраивались на подоконниках и на полу.

Павлова начала лекцию оригинально:

- Я знаю очень много поэтов и писателей, и многие из них поют, - сообщила она.

Зал зааплодировал.

Павлова рассказала, что мечтает поставить оперу "Евгений Онегин" силами пишущей братии. Партию Татьяны в опере будет петь Петрушевская, Онегина - Владимир Сорокин, Ольги Лариной - сама Павлова.

О певческих способностях литераторов Павлова знает непонаслышке. Когда-то она аккомпанировала Окуджаве и Фазилю Искандеру, пела дуэтом с Петрушевской. Ей приходилось слушать вокальные партии, исполненные Гандельсманом, Цветковым, Львом Лосевым, Львом Рубинштейном. Профессиональное ухо Павловой (поэтесса имеет музыкальное образование) сразу определило, что у Искандера и у Юза Алешковского - нет слуха; что Дмитрий Пригов был поразительным знатоком оперы; Лев Рубинштейн - плохой ансамблист, а Владимир Сорокин поет хорошо, но все равно опозорился на свадьбе Веры Павловой, плохо исполнив одно из произведений классики.

Неудачное исполнение лишь прибавило Сорокину народной любви. По словам Павловой, на следующий день все ее гости звонили и говорили: Вера! А Вова, оказывается, хороший. Он так плохо поет!

- В общем, я поняла, чтобы тебя полюбили, нужно что-то сделать плохо, - подвела итог повествованию Павлова и перешла к чтению собственных стихов из новой книги.

Аудитория слушала Павлову с неподдельным интересом. Не единожды Павлова срывала овации. Что любопытно, особо громких аплодисментов удостаивались каламбурические стихотворения Павловой, такие, как "газета выходит как вышла дочка замуж за идиота" или "мой язык литературен, твой - проколот".

После стихотворений Павлова отвечала на многочисленные вопросы публики. Приведу небольшие цитаты из ответов поэтессы.

- Для меня чтение своих стихов - все равно что детский стриптиз.

- Я могу менять прошлое. Я его переписываю с в стихах.

- Мой любимый толстый журнал - "New Yorker". Правда, это не совсем толстый журнал. Но там телепрограмма есть.

- Когда - нибудь напишу кулинарные стихи. Я умею готовить. Грибной суп - как никто. Борщ - как моя бабушка. В общем, тоже как никто.

- В своей жизни я работала только шесть месяцев. Экскурсоводом в музее Шаляпина. С каждым месяцем я была все больше и больше беременной и мечтала только об одном: чтобы мой ребенок не родился 13 февраля, в день рожения Шаляпина. И что вы думаете? Так и случилось. Это была потеха всему музею.

Непосредственность Павловой совершенно покорила аудиторию. Поэтессу долго не хотели отпускать и в завершение лекции каждый из присутствующих посчитал своим долгом сказать Вере Павловой какую-нибудь приятность.

- Ой, - я по этому поводу вспомнила, как меня подруга поздравляла, - неожиданно вспомнила Вера Павлова, - представляете, она сделала запись, как ее ребенок читает чтихи. А когда ребенок отчитал, она спросила: ты больше ничего не хочешь сказать Вере?

- КАКАШКИ! - ответил он.

Увеличить

2. Уральский треугольник. Леонид Костюков

Программу первого дня мероприятий продолжило выступление в музее современного искусства PERMM пермских поэтов: Антона Бахарева, Ивана Колпакова, Юрия Куроптева, Ивана Козлова, Дарьи Тамировой, Алексея Черепанова.

После выступления стихотворения каждого были разобраны Леонидом Костюковым. С мнением Леонида можно соглашаться или не соглашаться, но его видение современной поэзии настолько оригинально и интересно, что даже поспорить с ним - удовольствие.

Увеличить

Привожу краткий конспект  из выступления Леонида.

1. Ритм. Самое главное в поэзии - это ритм. Он должен быть абсолютно индивидуальным. Даже если вы пишете пятистопным ямбом, его нужно раскачать так, чтобы слушатель не понял, что это за размер. Выдающийся стих не может совпасть по размеру с каким- либо другим стихотворением, существовавшим ранее.

2. Рифма. Особый интерес представляет внутренняя рифма. Она подразумевает совершенно иной тип мышления. Она возникает быстрее, чем ее ожидаешь.

3. Стихотворения должны быть короткими. Как правило длинные стихи неудачны. Стихотворение - это как кусок металла с памятью. Он имеет свою форму и помнит о ней. Поэтому если вы написали, к примеру, стихотворение на четыре катрена, подумайте, зачем в нем второй или третий катрен. Скорее всего, их можно выкинуть. Есть какая-то неспортивность в том, что ты говоришь за пять строф ровно то, что мог бы сказать за три. Если в вашем стихотворении можно выделить начало, чередину и конец - выбрасывайте это стихотворение.

4. Нельзя обозначать поэтический прием. Это всегда слабость стихотворения.

5. Современная поэзия отказывается от метафор. Сейчас существуют совсем другие, более быстрые способы сказать мысль. Раньше таким способом была только метафора. Сегодня - масса других способов. Помните, как в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", герой думает, что сказать девушке и, наконец, говорит: "Они полоджили сырой порох". От поэта нужна фраза этого типа. Сказать, не просто " я тебя люблю", я по-другому. " Я тебя люблю так, что, натирая морковку на терке, стер все пальцы".

6. Влияние Бродского на современную поэзию негативно. Да, ранний Бродский - великий поэт. Но поздний - алгоритмичен. Почему никто не пишет так, как он в "Стансах"? Почему все переняли его познюю манеру: все эти переносы, все эти алгоритмы... Ничего не может дать современной поэзии и Шкловский.

7. Еслы вы можете говорить стихами, значит, поэзия ушла от вас.

3. Выступление Кальпиди, Павловой и Чепелева

В шесть часов вечера в татре "Сцена - Молот" состоялась поэтическая программа "Стихи о любви". Читали Вера Павлова, Виталий Кальпиди, Василий Чепелев.

Странно. Из всех троих наиболее органично со стихами смотрелась именно Вера Павлова. Она была естественна и ненатужна. Кальпиди читал нечто длинное-предлинное, впрочем, как всегда. Решительно, он больше не производит прежнего эффекта на публику. Затерялся среди всеобщего подкальпидничества и подражания на самого себя. Виталий Чепелев снова выдавал за стихи плохо сделанную прозу. Все трое, при всей их взаимной разноте, были похожи. В их творчестве мало поэтического вещества. (При всем моем уважении к Кальпиди).

Вечер завершился всероссийским финалом СЛЭМА. Стихи были скучные и давно немодные. Если бы на сцену вышел Тредиаковский, он бы выгодно выделился среди прочих.

Завтра будет продолжение.






 

  • Недоступно avatar pisatel 2010.12.11 01:47
    опечаток слишком много. вообще на этом сайте хоть кто-то редактурой занимается? поражает неграмотность каждой второй статьи.
    Ответить
  • Недоступно avatar anya 2010.12.14 18:54
    Виталий Чепелев?
    Ваш сайт можно вместо Монти Пайтона просматривать, так же поднимает настроение. Продолжайте в том же духе и, главное, не забывайте оправдываться: это всего лишь блоги, тут все можно!
    Ответить
I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт