Живая Литература

avatar

Рецензии



Открытый раздел для публикации рецензий

 
репутация

140.5

2 место
 
avatar

РецензииЛитературный Аваддон как ангел премиальной бездны

Алексей Зырянов 2011.02.28 17:33 4 0

 

Мария Галина. «Покрывало для Аваддона» (повести и рассказы); Москва, изд-во «Текст», 2002 г.,160 с.

Медными крыльями грозно стуча,

Вышла из дыма с коня саранча.

Львиные зубы, коса как у жён,

Хвост скорпионовым жалом снабжён.

Царь её гордой сияет красой,

То Аваддон, ангел бездны земной.

(Афанасий Фет «Аваддон»)

 

Несуразные итоги премий, почившие во чреве прений, подтолкнули на раздумья о поиске зачатков тех безумий, что несомненно теплились задолго до скончания «нулевых».

Мне кажется, я смог узреть рожденье смуты через конкретный образец литературы.

Я, буду откровенен, издавна пленён эзотерической мистерией. Мне таинства и символы заполонили ум в то время, с коим надвигался новый век. Но здесь, в своей рецензии, литературный мистицизм раскрою всё в том же для себя ключе, как принял его сам совсем недавно.

Иной виток, иная жизнь в литературе. В России зарождалась смута на экономически благоприятном фоне. В разрозненной писательской общине, где, не признавая факты друг для друга, заводилась саранча – фантастика в литературе.

Доселе с лёгкостью живя разъединёно, одна собою стала подменять классический мотив для прозы.

И вот уж третье тысячелетье, в котором обычный «реализм» померкнет на смену мистицизму, в котором варятся Пелевин и Сорокин.

Один заимствовал из Кастанеды мудрость, чтобы заполнить ею Пустоту словесных выражений, чтоб и герои не болтали глупость, когда их автору взбредёт их мучить в текстах.

Другой всей мудростью пренебрегал, а тексты наполнял гнуснейшим мусором своих воззрений, коим несть числа читателей он приобрёл в России.

Так вот, иные времена настали, и вышла на берег крутой с бумажной «Волги» повесть той Марии Галиной, которая статьи критические писала для журналов.

 

Повесть «Покрывало для Аваддона» в двухтысячном вошла в шорт-лист авангардной премии Аполлона Григорьева. О ней поведаю на тот предмет несоответствия в итогах премий всем нашим чаяньям читательским, которыми живёт и весь наш лит.процесс.

 

Тайные сообщества, библейские пророчества и каббала с магическими камнями – всё будет здесь в избытке, заранее, читатель, тебя предупрежу.

Анекдотичны похождения двух неординарных девушек, коими в еврейских кладбищах могилы убираются и тщательно приводятся в тот надлежащий вид, что иностранцам нравится, и, соответственно, которыми за это щедро платится тем героиням-девушкам по пятьдесят «бакинских» долларов на рыло, миль пардон.

Спасает женский юмор – он самый привлекательный тот элемент в повествовании, что не даёт читателю законнейших сомнений на счёт уплаченных за книгу всех деньжат. Всё произведение на ровном уровне – сплошная беготня и поиски. Мария Галина использует здесь методы Донцовой Дарьи: бессмысленна цепочка ситуаций, которые из памяти порой уходят за очерёдным поворотом по сюжету. Героини прорисованы в диалогах как живые вместе с мальчиком со скрипкой, но, в такой поспешной череде событий, на других героев не хватает слов для описаний, как тут же всё сменяется – уходит фон второстепенных личностей, чтоб сразу же пуститься в марафон по-новому для главных героинь.

Здесь, в произведении Галиной, мир как будто наш, но всё в нём, всё-таки, там чуточку не так, как всё привычным кажется читателю на самый первый раз. Феерия из мистики и юмора – спасает положение, но всё-таки не верится, что может быть и так, как всё нам здесь представлено по мнению писателя.

Увидится любому здесь и сплошь да рядом заговор, преступный синдикат, стрельба из автоматов и взрывы наугад. Мария Галина об этом скажет в спешке, и мы всё изобилие не видим в самой точности, совсем не успевая с автором разглядывать присутствие столь «второсортных» личностей, которые на путь встают одесских героинь. Казалось бы, в какой-то мере, страшен мир. Но эту, вот, догадку вам сейчас же опровергнет столь милая компания из двух чудесных дамочек (одесских педагогов) и мальчика со скрипкой. Им всё, как диво дивное любому из читателей, легчайшим обстоятельством покажется история, вот словно бы здесь речь идёт о совсем уж незатейливом походе малых деточек в одной из группок ясельных.

И веришь до конца: всё будет хорошо у них, и лишь синяк скромнейший на мягком месте одной из героинь напомнит им те незабвенные часы столь необычнейших, забавных происшествий. И в них там, кстати, всё намешано, и я представлю вкратце. Всплывают имена еврейские, затем упоминанье о магических камнях, потом уж и сказания библейские, а следом каббала – всё вперемежку там, ну, в общем - винегрет.

Но раз за разом весело становится к концу. И стиль художественный мягонький – ведь женскою рукой! Но памятуя о высоких темах в любой литературе, буду откровенен в своих чувствах. А чувства эти выражу вот так: узнал исход истории, закрыл страницу повести, и сразу же забыл, о чём конкретно сказано в прочитанном из книги.

Кому захочется развлечься так, моя рекомендация: читать, читать, читать. А тем, кому такое «фэнтези» из беготни героев в поисках чего попало всё же – скучный жанр, поведаю одно: достаточно имён в литературе, кто на верхних полках, к которым можно возвращаться вновь и вновь, а писателя Марию Галину оставьте молодёжи. Её критические тексты куда для нас серьёзней, чем суповой набор из мистики, преступности и Библии.

Любой тут будет удивлён, что уморительная повесть в премиальный список с нефантастическими текстами вошла, откуда «сексуальная контрреволюционерка» Павлова и петербуржец Кононов на пьедестал взошли. Возможно, вследствие того был сделан выбор, что текст с красивейшей аллюзией в занятных выражениях, в котором сам сюжет взрывается в мозгу снопами искр из ловких пертурбаций, как нынче всё же принято у «модненьких» писателей.

Задумайтесь не в шутку, кто выгоднее в прозе: фантаст иль реалист? Кто с истиной не дружит: пёстрая фантазия иль мрачный реализм?

Есть у фантастов премии свои, а не фантасты само по себе. Давайте все так жить, а не навязывать стороннее. А то, глядишь, нагрянет к нам всамделишный ужасный Аваддон.

4-5 февраля 2011

«Литературная Россия» №8 (25.02.2011)

http://www.litrossia.ru/2011/08/05995.html






 

  • 0 avatar Наталья 2011.03.10 01:51
    Только что вычитала у Татьяны Москвиной: "...кто спорит, эффектно! Всё эффектнее и эффектнее! Так эффектно, что уши болят от грохота, глаза - от мелькания. Хочется тишины, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО слова, понятного сюжета. Люди так привыкли к разлитому по земле свету, что плохо представляют себе, что с ними станется, если, выражаясь по фэнтези-понятиям, "решение об эвакуации света будет принято". Тогда с человекоразмерными историями будет закончено. С жизнью, конечно, тоже."
    Ответить
    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.03.10 15:56
      А в каком году ею написано это эссе? В поисковике не нахожу конкретного эссе по тексту.
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2011.03.11 02:15
        Алексей, я сейчас читаю сборник эссе Татьяны Москвиной "Общая тетрадь". Статья написана ею в 2006 году о фильме "Дневной дозор" и называется "Иное тёмное кино".
        Задача "света" - светить. Но не ослеплять. Иначе он сравняется с тьмой.
        Ответить
        • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.03.12 07:46
          Вот, удивительно. Но и в моём случае не могло бы произойти написание моей рецензии-фельетона, так как изменения на лит.процесс можно было заметить, спустя время. Но и я высказывался в контексте лит.премий, но... общую надвигающуюся тьму заприметили оба. Вячеслав Огрызко удачно обозначил полосу, где располагалась моя работа, как "В нынешней тьме".
          Ответить
I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт