Живая Литература

avatar

Рецензии



Открытый раздел для публикации рецензий

 
репутация

140.5

2 место
 
avatar

РецензииСчастье - просто счастье! О книге Татьяны Соломатиной

Ольга Воронина 2010.09.14 02:11 0 0

 

Татьяна Соломатина. Психоз. - М.: Яуза-пресс, Эксмо, 2010. - 384 с. - (серия "Акушер-Ха! Проза Т. Соломатиной").


Счастье - просто счастье!

«Она сидит на пахнущих смолой досках и все помнит».
«Она была не такая, отлично выучившая такие правила».


Она. Неповторимая (почти инфернальная) красавица, естественно, блондинка-умница. Плюс подруга – потомственная ведьма. Плюс мужчины, один другого «аппетитнее», мечтающие осчастливить принцессу… вернее, себя. Плюс Единственный, незыблемо и молчаливо ожидающий по ту сторону Потока… Чем не сюжет для «женского романа» с модным мистическим и эротическим привкусом? – Но! – Да простит меня «бумага» – первый (случайный!) читательский отзыв из Всемирной паутины: «Книга очень глубокая... по крайней мере, мне так показалось... фабула не слишком сложная, но за фабулой скрывается такая неописуемая сила, что не передать словами... хотелось подчеркнуть каждое второе предложение и использовать в качестве цитат. После того, как я прочитала ее, целый день не могла ни о чем больше думать... очень тяжелый конец». – Катерина (Омск).

Фабула, действительно, не сложна. Да, в романе «Психоз» нет линейного развития сюжета, как и нет – по большому счету – обратной перспективы. Как и нет потока времени вообще (не путать с Потоком!). – «Время» – умозрительная, «придуманная» категория, если уж на то пошло; впрочем, в романе (точнее: из романа) – можно вычитать и это… Равно как и «карму», и «колесо Сансары», и неповторимые босоножки (тоже Единственные!), которые могут оказаться нелепым мерилом для непреходящего принятия: «свой – чужой»… Но не это главное! Главное – странное: […«– Знаешь. Все знают. Все в потоке. Но большинство, как ты, – зажмурившись от ужаса…»] Это говорит прекрасной Александре – «первой леди» романа – потомственная ведьма Ирина. (Ведьма – от слова «ведать».)
Впрочем, кто сказал, что главная героиня – Александра, – сколь бы ни была она загадочна и прекрасна? А она такова! – Черти что, а не женщина: «– Подожди, кто тут у нас потомственная ведьма? – Я. Поэтому и боюсь. Ты – иное существо. – Ага. Вампир? Чужой? Темный маг Скипидар? Крыса-трансформер? Пятый элемент? Дух сливного бачка? – Трепло ты несусветное. Иное». Собственно, она – Сашенька, «детка» – и не задумывается. Она просто устала. Устала так, что даже дышать лень. – От быта, от несчастливости, от невозможности подстраиваться, от жизни «по таким правилам», от не-любви, подмененной иллюзией. Плохой, кстати, потому что для «иных» иллюзии не живут долго: «Никто не виноват. Вот уж чего он от тебя точно никогда не дождется – так это горячо любимого всеми чувства вины. Чувство вины – суррогат. Жалость – вот еще неплохой заменитель любви. “Нет хлеба? Пусть едят пирожные!” Спасибо, ты сыта».
Впрочем, в жалости Саша – Александра Ларионова – не нуждается: брезгует, не снисходит до смертных (а тут надо бы – смердов: гордыня ей к лицу), – сарказм, помноженный на боль, сила, помноженная на беззащитность. Простое – женское – желание: «Так хочется, чтобы просто любили. Не за то, что богиня. И не за то, что быстрее бегаешь, метче стреляешь, готова принять мученическую смерть, умеешь превращать слова в стихи или воду в коньяк. Хочется, чтобы просто любили. Тупо – ни за что». Невозможность сделать шаг – раз и навсегда, через страх – в Поток…
Увы! – Она его сделала – шаг в Поток. «Живущий ищет выход. Мятущийся – повод…» Плачьте: хеппи-энда (в «исконном понимании» – жили долго и счастливо и умерли в один день) здесь не будет. Зато будет – Любовь, та самая, над которой не властно время. Несмотря на то, что «...битком народу на планете. Непредпочтительная страсть… Одноразовые люди надолго задерживаются рядом просто потому, что им страшно быть совсем одним. Они не ищут своего. Они прислоняются к чужому теплу. Просто потому, что тепло… А потом лгут, обманывают, потому что другой чужой недолго кажется своим…Все изменяют друг другу, изменяют себе, выбрасывают на улицу собак, оставляют на дачах котов, важные фотографии хранят в гардеробной при сауне, а неважные развешивают на видных местах. Видное подменило собой важное… А надо все не так…» Потому что, как ни крути, «в мире огромное количество нормальных мужчин. Их куда больше, чем нормальных женщин. Женщина по сути своей текучей ненормальна и способна принимать любые формы, заполнять собой все. А мужчина – норма уже только по единожды определенной твердой форме…» Да и время ни над чем не властно. И пространство. И материя. И иногда, чтобы дожить до Любви, надо – умереть.
И это точно знает – ведает – потомственная ведьма Ирина Смирнова. (Которая, по-моему, могла бы оспорить у Александры «роль» главной героини в романе «Психоз». Просто потому, что видит. Не зажмуривается! Ангел и дочь фараона.) Да и бабушка говорила, бабушка, ничего не понимавшая (что никогда не мешало – понимать) ни в молекулах, ни в системе координат: «Нет потерянных людей, нет потерянных чувств, нет потерянных жизней. “Камень потерян для тебя, но не для воды! – говорила бабка, пуляя булыжник в реку. – Представь себе, что весь мир вода. Вот эта река. Разве исчез камень, просто переместившись в воде? Разве умер камень? Разве умрет он даже тогда, когда течение источит его? Он не умрет, но просто станет водой”».
Впрочем – и снова впрочем! – во всех своих романах (а серия «Проза Т. Соломатиной» – уже повод для серьезного разговора): и в «Большой Собаке», и в «Приемном покое», и в «Кафедре А &Г», и даже в «Акушер-Ха!», которая, по сути, скорее острая публицистика, чем «художественная» проза, Татьяна Соломатина говорит одно и то же; говорит то, о чем не решаются или не умеют сказать остальные. – Счастье – есть! Любовь – есть! Истинная Любовь. Только осмелься, только руку протяни, только не подменяй разговор – коммуникацией. Заботься о близких – и о себе. И все сбудется. Все – просто. «Нет жажды жизни. Нет жадности жизни. Есть просто жизнь (…) Бессмысленная и прекрасная… Жизнь – это просто дотянуться до ладони бога...»

В сокращенном варианте рецензия опубликована в "Книжном обозрении" № 16, 2010.






 

I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт