Живая Литература

avatar

Рецензии



Открытый раздел для публикации рецензий

 
репутация

140.5

2 место
 
avatar

РецензииДаёшь, молодёжь!?!

Игорь Касько 2010.12.28 16:47 4 0

 


Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Булат Шалвович Окуджава «Я пишу исторический роман»

Каких авторов в сегодняшней литературе принято называть молодыми? Возрастные рамки чётко не определены, но с большой долей уверенности можно сказать о том, что до сорока лет большинство литераторов таковыми считаются.

Какие же черты присущи произведениям молодых литераторов? Автобиографичность, иногда граничащая с самопиаром и переходящая в нарциссизм. Но, при определённой работе над собой, это же качество может стать и положительным, ведь недаром Михайло Ломоносов сказал: «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют». Сырость (не путать с серостью) текстов. Молодёжь стремительна в своём движении вперёд и иногда, в данном случае так уж точно, это мешает. Всё таки стоит время от времени останавливаться и оглядываться вокруг. А ещё лучше, вглядываться в свои тексты (работать над этим никогда не поздно) и искать там технический брак (это подразумевает не только проверку Вордом, хотя некоторым и это делать недосуг бывает). Нечёткость в определении своих авторских и жизненных принципов (тех китов, на которых зиждется творчество настоящего писателя). А вот чего, на мой взгляд, очень сильно не хватает современной молодой русскоязычной литературе, так это ноток пророчества, того чем и отличалась великая русская литература от остальных на протяжении последних двух веков.Владислав Ходасевич, поэт и публицист, в статье «Кровавая пища» (1932) писал: «…ни одна литература (говорю в общем) не была так пророчественна, как русская. Если не каждый русский писатель – пророк в полном смысле слова (как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский), то нечто от пророка есть в каждом, живёт по праву наследства и преемственности в каждом, ибо пророчественен самый дух русской литературы. И вот поэтому древний, неколебимый закон, неизбежная борьба пророка с его народом, в русской истории так часто и так явственно проявляется».Настало время, когда на смену старшему поколению (я бы даже сказал точнее, учитывая непростую ситуацию в литературе, на помощь) должно выступить «племя младое, незнакомое». Есть ли представители его в ставропольской литературе, авторы, достойные своих старших товарищей, люди, которых можно наградить этим высоким званием – писатель? Есть ли имена и произведения равные по своему таланту и силе воздействия на читателя лучшим образцам новой литературы, в числе которых можно назвать произведения Романа Сенчина и Захара Прилепина, Александра Карасёва, Сергея Шаргунова. Это – авангард молодой русскоязычной литературы ХХI века. Есть ли в нашей региональной (ставропольской) литературе творческие удачи такого уровня? Выяснению этого факта и будет посвящена эта статья. Начнём с имён, которые уже не один год знакомы местным ценителям литературы, в частности, поэзии: Елена Гончарова, Андрей Недавний, Станислав Ливинский.
Елена Гончарова (Ставрополь) — поэтесса, журналист, мама троих детей. Родилась в 1974 году в Ставрополе. Окончила Ставропольский государственный университет. В 2001 году стала победителем городского конкурса молодых поэтов. С 2003 года — президент литературного клуба «Экспромт». Финалист конкурса «Илья-Премия» (Москва, 2004). Стихотворение «Ты мне напишешь длинное письмо…» вошло в антологию «Гениальные стихи» (Красноярск, 2007). Публиковалась в журналах и альманахах «День и Ночь», «Илья», «Литературный Кисловодск», «Южная Звезда», в «Литературной газете», газете «Трибуна», на сайтах «Сетевая Словесность» и «45-я параллель». Готовит к изданию авторскую книгу стихов.
Задолго до личного знакомства я читал и восторгался её глубокими и пронзительными стихами.

Заглянула в вышину: пусто.
Занырнула в глубину: страшно.
Не оставь меня одну чувству,
От которого тепло с каждым.
Мы с тобою до сих пор дети.
Наши игры не чета прочим.
От безвыходности взор светел,
И душа срослась с душой прочно.
Отчего же в вышине пусто?
Отчего же в глубине страшно?
Оттого, что прожила устно
Миг, который написать важно...


Елена считает, что поэзия – это неподдающаяся определению стихия, такая же, как любовь и счастье: с одной стороны они весьма многогранны, с другой – они либо есть, либо нет.


Скажешь, меня и не было.
Нет,
Я была!
Посередине неба я
Рыбой
Плыла.

Жабры водою облачной
Дождь
Окропил.
Дал плавники-оборочки
Бог
Вместо крыл.

Есть на земле и лучшие:
Девы,
Мечты.
Но — налету плавучую —
Встретишь ли
Ты...
********************
Кровоточащий, рассыпанный горько по насту,
Черным прищуром зажатый в глухом уголке,
Не донимай, я могу, как и все, оказаться
Каплей древесной смолы в заскорузлой руке.

Ты будешь жить, как хотел, а меня не отыщут:
Окроплена и отпущена, навзничь цела.
Чуткой дремотой придавлен, придушен, пресыщен.
(Крошевом веры дремуча печная зола.)

Будь обогрет, не тебе подземельное эхо:
Схвачен дымком, одомашнен, а значит — прощен.
Сонным Емелей по жесткому насту проехал,
Искрой не выдав,
что до смерти
мне
наречен.


В стихах она, конечно же, больше лирик и романтик. Зато в своей журналистской деятельности Елена – профессионал, работающий на основе фактов и событий. Поэтому иногда столь непривычными могут показаться следующие строчки:


Там, где меня впечатали
Каплями в чернозем,
Будут гулять — с внучатами,
Порознь или вдвоем.

Там, где меня освоили,
Вымарали, сожгли,
Цепкою лапой хвойною —
Горький укол земли.

Там, где меня обрыскали
Вдоль, поперек, насквозь,
Щедро сочится искренность
Из-под коры берез.

Там, где со мной не сладили,
Глохнет гнилой стожок,
Жизнь багровеет за день, и
Ласточка свет стрижет.


Своё первое интервью с ней несколько лет назад я начал такой фразой: «Сегодня у нас в гостях поэт милостью Божьей, очень интересный человек и просто красивая женщина – Елена Гончарова». Я и сегодня с удовольствием подписываюсь под этими словами.
Музыка и поэзия очень близки. Сергей Рахманинов, страстно любивший поэзию, однажды даже написал "белые" стихи:
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!
Сестра музыки это поэзия, а мать ее – грусть!
Музыка бывает поэтичной, а поэзия музыкальной. Это две родные сестры искусства. Действительно, и то и другое имеет интонацию, ритм, темп, кульминацию. Поэзия и музыка могут затронуть самые тонкие струны человеческой души. Поэт и прозаик Андрей Белый называл некоторые свои литературные сочинения симфониями. Стихи могут стать песней. Об этом мечтают многие поэты, даже великие. Музыка может стать портретом стихотворения или просто его сопровождать, а стихотворение может раствориться в музыке.
«К чему эта очередная преамбула?» - спросите Вы. Именно так мне хочется начать представление замечательного поэта и прекрасного музыканта Андрея Недавнего из Ставрополя. Хотя, к сожалению его друзей и знакомых, Андрей никогда не пишет музыку на свои стихи. Я думаю, что просто не пришло ТО время. В формате печатного СМИ довольно проблематично познакомить Вас с его музыкой, поэтому остановимся на стихах. Поэзию Недавнего отличает особая, не всегда понятная, иногда даже не грани фола, смесь лирики и обыденности.


Вероника отложит таблетки, передумает умирать.
Из-под фаустовской беретки взглядом циника презирать
Этот мир относительно просто. Сердце – камень, а кровь – вода.
Покрывается миф коростой. Да и прочая ерунда.
Алхимичны твои рефрены. И мозаика слов проста.
Не уйти навсегда с арены этой жизни, живи до ста.
Вероника найдёт решенье, закрадётся в роман обман.
Жизнь по сути – кораблекрушенье – так сказал мне один шаман.
И елозит иглой по пластинке, и мелодия еле слышна.
Бьются мухами в паутинке позабытые имена.


Иногда несколько кусочков поэтической мозаики достаточно для того, чтобы привести в восторг читателя, ощутившего и вкусившего плод под названием гармония.


Так дети улыбаются во сне –
И птицы счастья выбирают нас.
Хрустит под каблуком упругий наст.
И дело приближается к весне.
Воловьим взглядом посмотреть окрест –
В тумане мир, неярок, словно фреска.
И слышимость таинственна, не резка.
Душа, что села в тело под арест,
Напоминает некую вдову,
А может быть подснежник или ландыш.
И голосом испытывая гланды,
Подснежник, словно голос, я сорву.


Впрочем, у меня всё равно не получится рассказать об Андрее Недавнем так хорошо, как бы хотелось, поэтому предоставим слово самому автору.


В начале были книги, а потом –
Спортзалы, класс 6-ой, любовь к еврейке.
Мои тетради с прозой снёс гуртом
Отец под мост и сжёг. И канарейке

С тех пор не пелось в клетке на окне.
И я молчал. И ненавидел взрослых.
Так возникает истина в вине,
И задаются новые вопросы.

Потом явилась музыка, она
Была почти всегда от Мельпомены:
Грустна, правдива и оголена,
Как провода, что с током переменным.

На глупые вопросы «что грустишь?»
Я делал бровью, разводил руками.
Не праздники предпочитаю, – тишь.
И не люблю Коэльо с Мураками.

Стихи, что та Дюймовочка, летят
(На ласточке) подальше от надсада.
Утёнком гадким дети не хотят
Быть – это знаю я ещё с детсада.

Андрей Недавний, вместе со Станиславом Ливинским, был участником нескольких форумов молодых писателей, которые ежегодно проходят в подмосковных Липках. В 2009 году, занимаясь в мастер-классе журнала «Знамя», под руководством Максима Амелина и лауреата национальной премии «Поэт» Олеси Николаевой, наши поэты были отмечены за творческие успехи. Стихи Андрея Недавнего представлены к включению в «Каталог лучших произведений молодых писателей России за 2009 год», а Станислав Ливинский выдвинут на соискание стипендии Министерства культуры РФ. Это не первые достижения молодых ставропольских поэтов. Ранее они публиковались в различных журналах и газетах. Так, подборки стихов Станислава Ливинского печатались в журналах «Литературный Кисловодск», «Южная звезда», «Дети Ра», «Волга», в «Литературной газете». А в сентябре прошлого года оба автора были приглашены на XXII Международную Московскую книжную ярмарку, где состоялась презентация сборника «НОВЫЕ ПИСАТЕЛИ. Проза, поэзия, драматургия, критика», в котором есть и произведения этих молодых ставропольских поэтов. Что ещё можно добавить к портрету Станислава Ливинского, прежде чем перейдём к его стихам? Он занимается фотографией, звукорежиссурой и видеомонтажом. Автор книги стихов «Оглазок».


Ты знаешь, в этом крае из песка
и камня есть своя скупая прелесть,
хотя бы в том, что местная тоска
с отливом желтизны; и в том, что шелест
листвы вполне рифмуется с людьми,
спешащими по утру на работу.
А, впрочем, ты превратно не пойми —
в степи все дни недели, как суббота.

Короче — выходной... Край из песка
и камня, — в городах — с оттенком стали.
И высыхает к вечеру река.
Пейзаж, бархоткой сумерек хрусталик
шлифуя, видно, на ночь норовит
стать на постой ни где-нибудь, а в сердце
приезжего. Он допоздна сидит
в кафе. Луна на небе, как сестерций,

как чаевые вечеру. И взгляд
уходит в молоко. Ты знаешь, просто
степь — это девяносто, шестьдесят
и снова (извините) девяносто.
Здесь в городе под литерою S
есть улица, что, начавшись острогом,
кончается погостом, то есть здесь
от черта две версты пешком до Бога.

И жизнь летит вперед и лишь назад
отдача где-то в области предплечья,
как от ружья. И сотни здешних хат
для местного ландшафта — части речи.
Он где-то ставит точку с запятой.
И на закате выглядит устало.
И в небе Бог слагает над тобой
из звезд в степи свои инициалы.
************************
В пересуды листвы, в желтизну ноября
с осторожностью первого снега
ты уйдешь. Оглянись и запомни меня,
молодого еще человека.

Мы в грибные леса уезжали с тобой
за дождями, за запахом хвои.
Но под вечер на дачном спешили домой
и на задней тряслись в нажитое.

В этот смуглый проулок с его нищетой
и горбинкой почти человечьей.
Мы кому-то казались семейной четой.
Первый снег прорисовывал плечи.

Козырек остановки. И рядом взамен
тополей столб с листвой объявлений.
И я думал, что смерть, как квартирный обмен.
Только толку в подобном обмене?

Мы еще поживем. Я тебя обнимал
и засовывал руки за хлястик.
Но последний троллейбус уже грохотал
и позвякивал мелочью в кассе.

И троллейбус гудел и тебя увозил.
Под колеса кидалась собака.
Напишу в этом месте, что я закурил,
но на самом-то деле — заплакал.
**********************
Страстной Четверг. Соседка варит рис
и красит яйца шелухой от лука.
Ей пятьдесят. Она имеет друга.
Но время не идет на компромисс
и оставляет в память ей морщины.
Она стареет со своим мужчиной.
Страстной Четверг. Так быстро дождь прошел,
как будто это был всего набросок
на будущее, как и тот подросток,
что сам с собой играет в баскетбол
резиновым мячом там, у подъезда,
на улице бог весть какого съезда.
Страстной Четверг. Старуха, взяв халат
и выглянув в окошко, кормит кошек.
Ее судьба, как и халат, в горошек,
а прошлое, как антиквариат,
начищенный любовно не иначе
бархоткой ее памяти для сдачи
в музей небытия… Часы идут.
Жизнь, будто чай, — как правило, вприкуску
с любовью… В общем, время — это мускул
материи, и не попишешь тут
ты ничего. И что бы там ни вышло —
Страстной Четверг, цветут каштан и вишня.


Есть ещё очень интересный, на мой взгляд, прозаик из Пятигорска Александр Драч. Он тоже представлял наш регион на прошлогоднем писательском форуме в Липках. Его наставниками в мастер-классе были Вячеслав Пьецух и Валерия Пустовая. Пьеса невинномысского автора Владимира Карчаевского «Веселые картинки» вошла в лонг-лист независимой литературной премии «Дебют» за 2009 год. В ставропольском ДК имени Гагарина работает (именно работает, а не просто существует) поэтическая студия «Изысканный жираф» под руководством прекрасного педагога Татьяны Касьяновой. Несколько студийцев становились лауреатами всероссийских литературных конкурсов для детей и юношества. В наших ВУЗах открыты двери поэтических клубов и литературных объединений для всех творческих людей («Экспромт» в СевКавГТУ, «Логос» в СГУ). На протяжении многих лет в краевой библиотеке имени Лермонтова собираются участники клуба «Современник» (руководитель – Пётр Петрович Пересыпкин). В городском доме культуры проходят творческие встречи авторов «Южного ветра» (Елена Чурилова). Именно здесь пытаются как-то объединить местных авторов, расшевелить их, дать установку на дальнейшее развитие, участие в литературном процессе.
Настораживает то, что все творческие успехи и удачи наших молодых авторов были достигнуты не благодаря, а, скорее, вопреки ситуации, сложившейся в современной региональной литературе. Нет никакой координации, нет единого пространства, все сами по себе и каждый сам за себя. Показательный факт: в Липках-2009 четверо ставропольчан так и не познакомились друг с другом (кроме Недавнего и Ливинского, которые давно знакомы). Интересуясь творчеством многих из сверстников-литераторов и большинства из вышеперечисленных авторов на протяжении последних семи-восьми лет, я пришёл к выводу, что без общения с профессионалами и педагогами, с состоявшимися писателями, молодые авторы останавливаются в своём творческом росте. Приходит самоуспокоение или самолюбование, нивелируется «оценочная шкала», с помощью которой автор определяет свой потенциал и свои литературные возможности, автор попадает в «творческую яму» из которой порой очень трудно выбраться в одиночку.
Я обращаюсь к тем людям, которым небезразлична судьба молодых представителей ставропольской литературы: надо уже сейчас делать конкретные шаги по поддержке пишущей молодёжи, прервать сложившуюся тенденцию, когда всё пущено на самотёк. Где краевые литературные конкурсы? Где семинары для молодых авторов? Где слёты, форумы, встречи, на которых молодёжь и представители старшего поколения узнали бы друг о друге, да и сами молодые прозаики и поэты поближе познакомились бы? Мне кажется, что координацию всего этого должны взять на себя сотрудники краевого литературного центра. А руководители творческих союзов и литературных объединений города и края им в этом, с удовольствием, помогут.







 

  • 0 avatar Алексей Зырянов 2010.12.29 18:18
    Игорь, поэзию представленных авторов разбирать с конкретными заметками не могу - это почти не мой профиль. Но могу лишь высказать впечатление. Не увидел здесь сколько-нибудь занимательных стихов. Уж, откровенно говоря, они исполнены школярским стилем: попытка найти метафору путает большую часть смысла и ровность для восприятия.

    Но главное замечание есть к тебе. В первых двух самых больших абзацах ты дважды повторяешь одну и ту же цитату Ходасевича. Просмотри ещё раз; здесь требуется переписать.

    "...Есть ли представители его в ставропольской литературе..."
    - Вот здесь я категорично выскажу: лучше бы в предложении сначала упомянуть в противовес московским автором (коих ты выделил) РЕГИОНАЛЬНЫХ в общем плане, а уж следом конкретно указать "ставрополь". А то попахивает дискриминацией нас, уральских парней и девчонок Не говоря уже о других регионах. Или уж давать в названии намёк именно на Ставрополь. Просто, мне кажется, без уточнения изначального "избранного" места, статья станет казаться (в умах некоторых) небрежной попыткой выделить «своих».
    Ответить
  • 0 avatar Игорь Касько 2010.12.29 20:22
    Алексей, спасибо за высказанное мнение. Вторая цитата Ходасевича образовалась, когда я добавлял статью здесь, в ЖЛ, и разделял на две части (анонс на главной и остальное), недоглядел. Уже исправил, спасибо. Ещё одно уточнение о том, что именно о ставропольских авторах пойдёт речь, когда употребляется термин "региональная литература", добавил.
    Что касается стихов: это, скорее всего, моя оплошность, раз они Вам не понравились. Я выбирал - мне и отвечать А стихи у них замечательные, тут я с Вами категорически не соглашусь. Уж не обессудьте.
    С уважением,
    Ответить
  • 0 avatar Артур Акминлаус 2011.01.08 18:24
    Уважаемый Игорь! Я понимаю, что вы душой болеете за своих, ставропольских, но я категорично не согласен что Александр Карасев - это авангард молодой литературы, но спорить с вами не буду. Военные рассказы Александра не плохие, но не более этого, но самого главное у авангарда насколько я знаю больше ничего нет. Да он пишет критику и достаточно скандальную, чтобы напомнить миру, что он еще существует.
    По поводу молодых?! Функцию Липок мне так и непонятна, из рассказов многих липкинцев все сводится до междусобойчиков и пьянства, и еще самопиара некоторых товарищей от литературы.
    Даже тот факт, что четверо ваших представителей так и не познакомились в Липках - наводит на печальные рассуждения.
    Вообще вы подали мне хорошую идею для написания статьи. Спасибо.
    Ответить
  • 0 avatar Игорь Касько 2011.01.08 20:17
    Артур, рад, что Вы ознакомились с моим материалом. И ещё больше рад тому факту, что это ознакомление стало толчком к написанию статьи.
    С уважением,
    Ответить
I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт