Живая Литература

avatar

ЖЛ-рингКаким вы видите будущее русской литературы?

Юрий Серов 2011.08.02 17:08 47 0

 

 

Вставить изображение

 

Друзья!

В последнее время разгорелось множество споров, касаемо будущего нашей литературы. Есть писатели и читатели, предрекающие русским книгам и рукописям крах, есть те, кто ожидает большого рывка и нового "Достоевского" (Чехова, Пушкина и т.д.), есть те, кто обещает долгие годы прозябания в болоте. В связи с этим возникает вопрос: Каким видите будущее русской литературы Вы? Что ждет ее впереди, в ближайшие пять-десять лет? Бум коммерческих авторов? Расцвет андеграунда? Время фантастики?

 

 







     

    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.08.03 13:46
      Пойду с конца списка.
      1) "Время фантастики?"
      - Для "фэнтези" век недолгий - однозначно: всех драконов поубивали, все принцессы давно уже не девушки, все земли открыты, всё волшебство надоело своей однообразностью, гномы и гоблины спились...
      Но... возможен расцвет научной фантастики вследствие сделанных открытий и наблюдений от первых посещений людей-космонавтов по программе "Марс-500". Как после первого космонавта начались эпопеи с написанием о путешествиях на Венеру и Марс, и дальше к другим звёздам, так и у нас будут продвигать космопоиски до пояса астероидов и спутников Юпитера.
      2) "Расцвет андеграунда?"
      - Андеграунд будет цвести и пахнуть. Он станет новинкой для тех, кому уже надоели: интеллигентствующий японский пенсионер Харуки Мураками, занудный уже повторятель известных всем истин Пауло Коэльо, топорный и бесцеремонный плагиатор всех наших классиков Дмитрий Быков.
      3) "Бум коммерческих авторов?"
      - Коммерческих авторов читать уже "не бум"
      Как я уже говорил ранее, Донцова уйдёт-таки в телевидение и станет партнёршей Андрюши Малахова.
      Детективщицы и детективщики примутся писать околополитические романы с загадками и тайнами, так как простое родственное, рабочее, мстительное убийство ножиком и ядом вряд ли кого привлечёт - в стране назревает бум социальных потрясений и продолжение подковёрных интриг в эшелонах власти. Мир россиян стоит на перепутье выбора новой идеологии и возможного ухода от демократии к социалистической направленности. А вот значение Церкви растёт, а значит, те, кто интриг вообще не любит, а в политике разочаровался, то некоторые из их числа будут искать утешения у "почвенников". Одного такого я знаю - Владимир Крупин. Он будущий наш живой классик, защитник православных идей.
      Конечно, "офисный планктон" не уйдёт, "манагерская" литература найдёт свою нишу, а может и сохранит тот же уровень, пока не произойдёт смена режима. А когда мы перейдём на социализм, то расцветёт такой газетный жанр как фельетон, но он ещё станет и гламурножурнальный: "СНОБный", "МЕДВЕДЬный", "КОММЕРСАНТный", "ESQUIREный и т.д. Возможно, даже вновь заживёт сатирический журнал "Крокодил".
      Ну, в общем, вот так.
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.03 16:11
      Любопытно, Алексей. Кто что думает еще?
      Ответить
    • 0 avatar Александр Титов 2011.08.03 16:23
      Я предсказываю пессимистический вариант существования литературы. Отпала необходимость в книге в качестве духовного, воспитательного инструмента. Скорее наоборот, литература современного общества подавляет "разумное, доброе, вечное". Прогноз тяжелый.
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.03 16:45
        С вами, Александр, соглашусь. Читая современных авторов, сталкиваешься с банальным "живу-ем-сплю".
        Ответить
    • 0 avatar Сергей Кубрин 2011.08.03 16:50
      Не будет ни нового Достоевского, ни Чехова. Будут новые и единственные! Думаю, все будет хорошо, как иначе...
      Ответить
    • Недоступно avatar Марк 2011.08.03 17:27
      С развитием кино театру также пророчили смерть, но время показало, что не все так плохо, как кажется, так и с литературой будут новые формы, новые имена, новые стили и течения, просто не всем это будет по вкусу. И во все времена было чтиво в виде дамских романов, и более элитное для гурманов.
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.06 08:41
        многим уже не по вкусу нынешние творения
        Ответить
        • Недоступно avatar Марк 2011.08.07 16:56
          Суперпопулярный на Западе жанр мэш-ап добрался наконец и до России. А как по другому объяснить тот факт, что третье место литературной премии "Рукопись года" в номинации "Язык" досталась Татьяне Королевой за "Тимур и его команда и вампиры". То что такие "творения" многим не повкусу, согласен, но невольно задаешься вопросом: а судьи кто?
          Ответить
          • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.07 19:24
            не читал, поэтому судить не возьмусь, но от одного названия в дрожь бросает. Мэш ап - это вроде смешения жанров?
            Ответить
            • Недоступно avatar Марк 2011.08.08 20:22
              Да, мэш ап -буквально — «смесь», «путаница», представляющий собой коллаж из классической литературы и хорроров категории «Б». Не могу сказать, что был в восторге от прочтения «Гордость и предубеждение и зомби» сочетания классического текста Джейн Остин и современных вставок. Так, для общего развития пробежался
              Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.08.03 19:54
      С литературой всё будет нормально. Будут продолжать существовать все жанры (виды, роды) литературы. И полиграфия останется, не всё уйдёт в электронный формат (кто знает - в любом учреждениии ныне все, связанные с обработкой информации, воют: помимо электронных данных требуются всегда и бумажные варианты. Компьютер и Интернет упростил обмен информацией, но и резко повысили её вал ). Любой сервер в такой же любой благоприятный момент может сгореть - и хана его содержимому. Поэтому никто не захочет полагаться в деле сохранения своих шедевров только на электронику. А, значит, да здравствует бумажный формат! И новые имена появятся, а как же?
      (Спасибо Алексею Зырянову, что в соответствующем ключе помянул пресловутого Коэльо. Вот разводило, так разводило лохов! Не удивительно, что он нравится Джорджу Бушу-младшему, тот слаще морковки - в литературном смысле - ничего не ел, похоже... )
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.06 08:44
        Коэльо - такой же разрекламированный автор, как и многие другие: Вербер, и т.п. Простые истины выдает за умные мысли
        Ответить
    • 0 avatar Наталья 2011.08.04 05:23
      Один известный критик недавно в своём блоге, как бы, между прочим, задался вопросом, может ли литература менять жизнь человека. Я ответила, что если литература не меняет жизнь человека, она не нужна.
      Разве не это мы наблюдаем сегодня?
      Когда-то великая литература формировала менталитет целой нации. Сегодня, в лучшем случае, отдельные произведения оказывают воздействие на отдельных личностей. Литература не учит, не воспитывает, она в массе своей не сеет добро (скорее, наоборот), она не является той клейковиной, которая цементирует общество. Поэтому и отношение к ней соответствующее - как к обслуге, к партнёрше по лёгким утехам. Будет - хорошо. Исчезнет - найдём другую. Потому и место ей - на задворках истории. Кто-то сейчас может мне опять возразить, мол развлекательная литература тоже нужна и т.д.. А я разве спорю? Конечно, нужна. Но ведь и развлекательная литература тоже может и должна воспитывать, если вспомним классиков приключенческой литературы.
      Когда смотришь на канале "Культура" очередную передачу "Апокриф" - одну из немногих на тему литературы, невольно возникает мысль, что вот с таким же успехом может заседать какой-нибудь автоклуб, где рассуждают о технических преимуществах одной иномарки над другой, и выводы дискутирующих никому, кроме узкого круга любителей не интересны.
      В конце прошлого года на страницах "Литературной газеты" развернулась дискуссия о роли литературы в современном обществе (я в то время ещё не знала о сайте "Живая литература" ). Мне очень понравилась и запомнилась статья одного, дотоле не известного мне писателя, с которым мы с вами сегодня знакомы плюс ещё и по нашему сайту. (Я думаю, он узнает себя в процитированных мной строках).
      Вот что он пишет: "... современная литература живёт сама по себе, не интересуясь ни жизнью общества, ни другими сферами культуры".
      И это, действительно, так. И вправе ли после этого литераторы сетовать на то, что общество посылает им алаверды? Интерес может быть только взаимным, не иначе.
      "А была ли литература вообще? - спрашивает далее писатель. - Если была, то почему ушла в сторону от реальных проблем духа?" Получается, что литература в своё время "пробила дорогу гласности, демократии, и... почти сразу сделалась невостребованной в качестве атрибута общественной жизни".
      То есть, литература в известный всем момент истории стала могильщиком самой себя…
      Есть ли выход из этого замкнутого круга?
      Выход один. На серьёзную литературу снова должен возникнуть общественный запрос. Хорошо, когда этот запрос совпадает со стратегией руководства страны. А если нет? Если эта генеральная стратегия - развлекать и отвлекать?
      Тогда рано или поздно в обществе, если оно не утратило способность к сопротивлению смертельным недугам, обязательно созреют силы, заинтересованные в возрождении того потенциала, которое заложила в этом обществе великая отечественная словесность. Вот тогда и востребуется вновь могучее писательское слово.
      "Идея - сердце литературы, её дух. Когда нет идеи, в людях остаётся одна лишь по себе искорка Божия, дежурный огонёк, бакен на бурливой ночной реке", - цитирую я дальше нашего знакомца.
      Вот эту искорку и будем беречь. В надежде, что когда-нибудь из неё возгорится пламя.
      А что нам остаётся?
      Ответить
      • Недоступно avatar Александр Титов 2011.08.04 07:22
        Да, Наталья, эту статью я когда-то написал... Статья называлась "Литература стала ничем". И до меня на эту тему много высказывались, и после. Но в той статье моей еще тлела хоть какая-то надежда на восстановление, хотя бы частично, общественного статуса литературы...
        Ответить
        • 0 avatar Наталья 2011.08.04 11:34
          Статья написана не просто писателем - мужчиной. Бойцом.
          Не прошло и года. Что же такого страшного должно было произойти с сыном фронтовика, Александр?
          Ответить
          • 0 avatar Александр Титов 2011.08.04 12:37
            Не знаю, просто, наверное, постарел... Поучаствовал в некоторых литературных дискуссиях, понял, что остались еще люди -- честные и неравнодушные, в том числе и к настоящей литературе. И это утешает. Надеюсь на молодых писателей, на тех, кто приходит в литературу честно и бескорыстно.
            Ответить
            • 0 avatar Наталья 2011.08.04 12:46
              Постарели, говорите? Ну, тогда самое время возродить наставничество
              Ответить
              • 0 avatar Александр Титов 2011.08.04 13:07
                Наставничество -- дело хорошее. Я лет 6-7 руководил кружком юных писателей при Доме пионеров. Ребятишки сказки сочиняли, стихи, и даже повести. Конечно, это были дети, игра... За работу мне немного платили... Затем разразился кризис, и меня сократили. А то может быть, я и сейчас помогал бы юным авторам публиковаться в местных газетах.
                В юности моей литературной у меня было несколько бескорыстных наставников, писателей и редакторов, но оценить их внимание ко мне, отдаться целиком литературе мешала молодость житейская -- со школой, любовями, попытками понять тревожный, открывающийся передо мной мир... Удивляюсь, как я смог в ту пору прочесть много книг.
                Рассказы мои были слабы, беспомощны, почти графоманские, но реалистичные, о жизни, как говорится. Может, поэтому меня и поддерживали старшие товарищи по цеху.
                Я тогда не верил словам, что "литература -- дело жестокое". А сейчас приходится говорить жестко и о графоманстве, и о увядании литературного профессионализма.
                Я бы большего мог бы добиться в литературе, если бы в молодости стал литературным монахом, стоиком, философом-отшельником, а вместо этого я бродил по танцулькам, все выискивал самую лучшую, необыкновенную -- свой идеал...
                Впрочем, Наталья, о юности каждый человек вспоминает с теплотой. Я, в общем, тоже.
                Ответить
                • 0 avatar Наталья 2011.08.04 13:29
                  А я вот всё никак не "повзрослею". Всё ветер в голове.Так и тянет иной раз через забор перелезть или свистнуть во всю мощь своих лёгких ...
                  Кстати, как продвигаются съёмки фильма?
                  Ответить
                  • 0 avatar Александр Титов 2011.08.04 13:38
                    Вы молодец насчет "невзросления", да и я в общем такой же, часто забываю свой возраст, катаюсь на велисипедах с внуком, поглядываю на людей, на природу...
                    О фильме: съемки в деревне окончены, теперь монтаж, редактирование ленты, весной, если все будет хорошо, премьера.
                    В титрах будет значится " по мотивам повести такого-то..." Это уже совсем другое произведения, не мое.
                    Ответить
      • Недоступно avatar Татьяна 2011.08.04 07:35
        Четко помню воздействие на мою психику прочитанного мною в средней школе романа "Как закалялась
        сталь" ( тут я не единична и не в выборе не оригинальна). Естественно, что дочитав ночью книгу, уснуть я
        тогда не смогла - думала, восхищалась, анализировала... Через несколько лет подобное влияние - от прочтения романа "Овод" Э.Л.Войнич, потом прочла все у Войнич, что нашла в библиотеке. Тот же восторг! И книги тянули к себе, даже втягивали в себя. Теперь эта сила сильно ослабла, простите за каламбур. Вот мои дети почти не читают книг. Сын любит историческую литературу, но предпочитает все ж посмотреть историю в кино... А классику, особенно зарубежную, читает больше из принципа "чтоб знать о чем там". Дочь же не любит сам процесс чтения, лучше - смотреть. Читает больше поэзию, но то, что нравится, остальное пробрасывает. А дети выросли... Их поколение, в основном, не читающее, и это горько-грустно... Правильно А.Титов пишет:"Отпала необходимость в книге в качестве духовного, воспитательного инструмента". Вот от этого и печально-больно.
        Но негативные мысли порождают негатив в жизни - так определяют философы. Потому согласна с Натальей:
        "Вот эту искорку и будем беречь. В надежде, что когда-нибудь из неё возгорится пламя." Сразу вспомнила строки из стихов моей любимой поэтессы Л.Татьяничевой: "Искренность - негаснущая искра доброго и сильного костра". Полагаю, костер литературный - сильный и добрый, а те, кто искреннен в своей любви к слову, смогут его сберечь. А будущее литературы должно возродить обязательно героический жанр, способный увлечь на подражание в идеальном смысле, на образец, на воспитание на примерах. Вот только кто нынче герои?
        Ответить
      • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.08.04 13:44
        Пока есть мужчина и женщина, между ними будет проскальзывать искорка Любви, а значит, и романы о любви будут издаваться. Ну, куда вы, женщины, без своих романов… я сам их читал – знаю: кто бы не писал – хоть отечественные, хоть зарубежные авторши – всё равно привлекает именно художественные образы взаимоотношений, а не какие-нибудь записи в блогах у многочисленных барышень из высшего света или простых модниц. Это раз.
        А теперь два-с.
        Наталья: «…Исчезнет - найдём другую. Потому и место ей - на задворках истории…»
        - Не быть этому! Человеку (любому современному) свойственно «что-нибудь почитать», я этому свидетель неоднократный.
        Насколько стало известно из последних новостей, известнейшие сайты «Проза.ру» и «Стихи.ру» только набирают обороты, а не теряют своей популярности (хотя я сам там гость от случая к случаю: читаю только себя, а других - нет )... Итак. Следовательно – интерес к художественному слову есть. А откуда он берётся, спросите вы. А всё от зависти к писателям, как бы не обижали их некоей ненужностью для общества, они остаются людьми необычными для восприятия их обществом. «Прозаручки» и «стихирУшники» не с нуля проникаются завистью, а после прочтения книг.
        Читателей по всему миру – море-океан. Исчезновение самого процесса чтения – абсурд. Есть лишь изменение форматов и наплыв новых жанров и художественных направлений.
        Вы скажите: «Записи всяких блогеров – чушь кошачая». И будете отчасти правы, но это лишь сегмент для молодых балбесов, а художественная литература будет иметь огромный сегмент под себя. Те же любовные романы не пишутся на мотив блога. Януш Вишневский создал прецедент – «Одиночество в Сети», и дальше не ушёл. Развивать и дальше нет смысла – побаловались и хватит. Мода на романтику и в целом на нежность и сентиментальность будет переигрываться от сюжета к сюжету. Романы о любви не пишутся тяп-ляп, любые издательства, где выпускают эти произведения, располагают сотрудниками, которые, можно смело утверждать, одни лишь ЖЕНЩИНЫ. Это мужчины могут позволить в своих любовных романах простой «трахтибидох», а женщины – нет, подавай романтики им. А сколько в мире ЖЕНЩИН? А СКОЛЬКО мужчинок? То-то и оно .
        Про остальные жанры я вскользь выговорился, поэтому не возвращаюсь, хотя могу кое-что высказать, если будет необходимость.
        Ответить
      • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.06 08:48
        статью с интересом прочитал, с Александром во многом согласен был, как до ее прочтения, так и после. нужно и правда менять отношение к литературе.
        Ответить
        • 0 avatar Наталья 2011.08.06 09:23
          Юрий, Вы тут всех завели, а сами-то отмолчались. Вы-то сами что скажете? А то мы тут молодёжи рта раскрыть не даём. Нас, "старичков", хлебом не корми - дай поговорить. Один Алексей за вас за всех "отдувается"
          Ответить
          • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.06 11:18
            Я этот вопрос поднимал: Литроссия №10 этого года:

            Ме­ня все­гда ин­те­ре­со­вал, да и сей­час ин­те­ре­су­ет во­прос: «Что ждёт в бу­ду­щем рус­скую ли­те­ра­ту­ру?». От­ве­тов на не­го мно­го, но об­на­дё­жи­ва­ю­щих поч­ти нет. Кри­ти­ки и из­да­те­ли от­ме­ча­ют упав­шую план­ку ка­че­ст­ва про­из­ве­де­ний у со­вре­мен­ных ав­то­ров и в один го­лос твер­дят об от­сут­ст­вии яр­ких пи­са­те­лей. Сей­час на­ша ли­те­ра­ту­ра – сло­жив­ший­ся круг лю­дей, ко­то­рых пе­ча­та­ют в кни­гах и жур­на­лах, а но­вич­кам ту­да про­ход за­крыт. Из­дать де­бю­том сбор­ник рас­ска­зов не­ре­аль­но, он, в от­ли­чие от ро­ма­на, не оку­пит­ся и не при­не­сёт при­бы­ли. А в тол­стых жур­на­лах ра­бо­та­ют по дру­го­му прин­ци­пу: на­пе­ча­тал­ся в од­ном, зна­чит, на­пе­ча­та­ешь­ся и в дру­гом. Вот толь­ко они, как и из­да­тель­ст­ва, не лю­бят но­вых имён.

            Лет че­рез де­сять тол­стые жур­на­лы пе­ре­ста­нут чи­тать имен­но из-за это­го. Со­вет­ские ме­то­ды, ког­да мо­ло­дым не да­ва­ли до­ро­ги или при­тес­ня­ли, сей­час не дей­ст­ву­ют, по­то­му что шесть­де­сят про­цен­тов чи­та­те­лей – и есть се­го­дняш­няя мо­ло­дёжь (спа­си­бо Жур­наль­но­му за­лу за под­держ­ку). И ра­но или по­зд­но из-за не­до­стат­ка со­вре­мен­ни­ков тол­стя­ки уй­дут на по­кой.

            С из­да­тель­ст­ва­ми всё го­раз­до слож­нее. Но­вые ав­то­ры здесь при­сут­ст­ву­ют, при­чём в боль­шем ко­ли­че­ст­ве, за­пу­с­ка­ют­ся в то­по­вые се­рии и ху­до-бед­но про­да­ют­ся, а по­том и са­ми воз­глав­ля­ют спи­с­ки. Се­рий­ность – удач­ный мар­ке­тин­го­вый ход, ко­то­рый поз­во­ля­ет про­дви­гать но­вое.

            Это ка­са­е­мо се­го­дняш­них ре­а­лий. А что нас ждёт в бу­ду­щем? Кар­ти­на при­мер­но та­кая: год 2020, мно­гие из­да­тель­ст­ва за­кры­лись, а ос­тав­ши­е­ся за­ни­ма­ют­ся вы­пу­с­ком ау­дио- и эле­к­трон­ных книг. Пи­са­те­ли на бу­ма­ге не пе­ча­та­ют­ся, пред­по­чи­тая Ин­тер­нет и са­миз­да­тов­ские ре­сур­сы, а чи­та­те­ли по­ку­па­ют кни­ги в се­ти. Та­кое бу­ду­щее не­из­беж­но, ибо тех­но­ло­гии вхо­дят в по­всед­нев­ную жизнь и вы­тес­ня­ют при­выч­ные стан­дар­ты. Вы­бор книг ог­ром­ный, в се­ти мил­ли­о­ны ав­то­ров, ба­лом пра­вят фан­та­с­ти­ка и фэн­те­зи, обыч­ная про­за ни­ко­го не ин­те­ре­су­ет.

            Пер­спек­ти­вы для твор­цов сло­ва ужас­ны. Ес­ли Ин­тер­нет уже сти­ра­ет рам­ки меж­ду про­фес­си­о­наль­ным пи­са­те­лем и се­те­вым бло­ге­ром, то че­рез де­ся­ти­ле­тие лю­бой ма­ло­маль­ский пи­са­ка во­зом­нит се­бя про­за­и­ком или дра­ма­тур­гом. Ли­те­ра­ту­ра и так упа­ла ни­же плин­ту­са в по­след­ние го­ды, и в даль­ней­шем ожи­да­ет­ся ре­г­ресс. В оке­а­не труд­но вы­ло­вить круп­ных рыб, а Ин­тер­нет и есть тот без­дон­ный оке­ан. Пу­ти ре­ше­ния на­до ис­кать в нас са­мих.
            Ответить
    • Недоступно avatar Татьяна 2011.08.04 07:41
      Четко помню воздействие на мою психику прочитанного мною в средней школе романа "Как закалялась сталь" ( тут я не единична и в выборе не оригинальна). Естественно, что дочитав ночью книгу, уснуть я тогда не смогла - думала, восхищалась, анализировала... Через несколько лет подобное влияние - от прочтения романа "Овод" Э.Л.Войнич, потом прочла все у Войнич, что нашла в библиотеке. Тот же восторг! И книги тянули к себе, даже втягивали в себя. Теперь эта сила сильно ослабла, простите за каламбур. Вот мои дети почти не читают книг. Сын любит историческую литературу, но предпочитает все ж посмотреть историю в кино... А классику, особенно зарубежную, читает больше из принципа "чтоб знать о чем там". Дочь же не любит сам процесс чтения, лучше - смотреть. Читает больше поэзию, но то, что нравится, остальное пробрасывает. А дети выросли... Их поколение, в основном, не читающее, и это горько-грустно... Правильно А.Титов пишет:"Отпала необходимость в книге в качестве духовного, воспитательного инструмента". Вот от этого и печально-больно. Но негативные мысли порождают негатив в жизни - так определяют философы. Потому согласна с Натальей: "Вот эту искорку и будем беречь. В надежде, что когда-нибудь из неё возгорится пламя." Сразу вспомнила строки из стихов моей любимой поэтессы Л.Татьяничевой: "Искренность - негаснущая искра доброго и сильного костра". Полагаю, костер литературный - сильный и добрый, а те, кто искреннен в своей любви к слову, смогут его сберечь. А будущее литературы должно возродить ОБЯЗАТЕЛЬНО героический жанр, способный увлечь на подражание в идеальном смысле, на образец, на воспитание на примерах. Вот только кто нынче герои?
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2011.08.04 12:32
        Татьяна, у меня тоже есть что сказать о романе Островского. В 10-м классе вынудила себя прочесть его, потому что необходимо было по программе. В процессе чтения сделала для себя неожиданное открытие, что "обязательная" литература может быть такой захватывающей. Это ответ тем, кто уверен, что школьная программа отвращает детей от чтения. Спасибо системе образования, что принуждала меня к чтению, спасибо себе, что заставляла себя читать.
        Недавно на одном сайте один молодой человек попросил кого-нибудь посоветовать ему, с чего начать знакомство с литературой. Я решила, что называется, "приколоться", и посоветовала ему прочесть "Как закалялась сталь", будучи уверенной, что он пропустит эту реплику мимо ушей. Каково же было моё удивление, когда через несколько дней он сообщил, что Островского прочёл и ждёт дальнейших рекомендаций.
        Это в подтверждение Ваших слов, что будущее литературы обязательно должно возродить героический жанр. Я уже писала здесь недавно об этом. Не зря же настольной книгой молодёжи стал прилепинский "Санькя". Снова повторюсь, что сегодня антипафосу постмодерна и псевдопафосу формальных молодёжных движений должен противостоять истинный пафос героического сопротивления человека всем тем порокам, что породило наше такое негероическое время. Это сопротивление не обязательно должно быть с оружием в руках, но от этого оно не становится менее героическим. Примеров бесчисленное множество. Писателям нужно только закончить играть похоронные марши, перестать воображать себя центром мироздания и прекратить тратить время и разменивать свой талант на философские трактаты вокруг выеденного яйца.
        Да, мои дети тоже не читают книг, порой их раздражает, что и я читаю. Но у меня в "борьбе" с ними есть веский аргумент: "Вы считаете себя хорошими, порядочными, добрыми, честными и в то же время, жизнеспособными людьми? Так вот знайте - вы выросли такими потому, что ваша мама всю жизнь не расставалась с книгой".
        Ответить
    • Недоступно avatar Татьяна 2011.08.05 05:14
      Наталья, спасибо за Островского! Сначала я подумала, что будете со мной спорить, ан нет! УРА!!! А мой уже теперь взрослый сын по моей рекомендации где-то в 7-8 классе прочел этот роман. Его мнение было в точности как у меня. Значит, литература не стареет! Полагаю, это тоже внушает оптимизм!!!
      Ответить
    • Недоступно avatar Тимуровец 2011.08.11 15:42
      Для того, чтобы роман, автор, жанр или направление были массово востребованы, должны существовать достаточно большие социальные прослойки людей с примерно равным культурным уровнем и потребностями.
      Так в царской России были пресловутые "разночинцы", "интеллигенция", "социалисты" которые массово читали романы из беспросветной жизни "маленького человека". На Западе есть жирная прослойка "образованных инфантильных взрослых", которая читает мультивозростные сказки вроде Гарри Потного.
      В позднем СССР была, в частности, группа условно "сотрудники НИИ + прочие образованцы" - которые читали и официально изданную НФ, и умеренно - диссидентскую "Улитку на склоне", они и сейчас продолжают читать боевую фантастику и некоторую часть фэнтази. В ранних девяностых появилась социальная группа "челноки - продавцы - охранники" - которые дали путевку в жизнь Донцовой и Корецкому.
      Сейчас в России таких цельных социальных общностей нету.
      Увы и ах, "офисный планктон" совсем не питательный для литераторов. Это очень дробная субкультура - она различается от корпорации к корпорации, или даже в разных офисах одной компании может сильно варьироваться. Расслоение общества на относительно малые социальные группы с узкими интересами, вообще главный тренд современности. Книгоиздатели на Западе уже научились более-менее работать с подобными фан-сообществами, и нашим предстоит нелегкий путь отказа от мечты о "мега-книге для всех и каждого" и освоение узкой сегментации. Это кропотливое дело, я думаю, первыми его освоят небольшие независимые издательства, а гиганты будут сдувать сектор художки и делать главную ставку на дорогие книги для сильно богатых и сложные, «премиальные» книги для профессиональных филологов- лингвистов.
      Для того, чтобы автор был массово востребован, должны существовать достаточно большие социальные прослойки людей с примерно равным культурным уровнем и потребностями. Так в царской России были пресловутые "разночинцы" и "социалисты" которые массово читали романы из беспросветной жизни "маленького человека". На Западе есть жирная прослойка "образованных инфантильных взрослых", которая читает мультивозростные сказки вроде Гарри Потного.
      В позднем СССР была, в частности, группа условно "сотрудники НИИ + прочие образованцы" - которые читали и официально изданную НФ, и умеренно - диссидентскую "Улитку на склоне", они и сейчас продолжают читать боевую фантастику и некоторую часть фэнтази. В ранних девяностых появилась социальная группа "челноки - продавцы - охранники" - которые дали путевку в жизнь Донцовой и Корецкому.
      Сейчас в России таких цельных социальных общностей нету.
      Увы и ах, "офисный планктон" совсем не питательный для литераторов. Это очень дробная субкультура - она различается от корпорации к корпорации, или даже в разных офисах одной компании может сильно варьироваться. Расслоение общества на относительно малые социальные группы с узкими интересами, вообще главный тренд современности. Книгоиздатели на Западе уже научились более-менее работать с подобными фан-сообществами, и нашим предстоит нелегкий путь отказа от мечты о "мега книге для всех и каждого" и освоение узкой сегментации. Это кропотливое дело, я думаю, первыми его освоят небольшие независимые издательства, а гиганты будут сдувать сектор художки и делать главную ставку на дорогие книги для сильно богатых и сложные, «премиальные» книги для профессиональных филологов- лингвистов.

      Как автор злополучного "Тимура и вампиров" добавлю, что трешевость мэш-апа сильно преувеличена на уровне ожиданий. Это скорее игра в треш - литературная стилизация массовых жанров и классики в одном тексте. Новый виток постмодернизма. Мне жаль что такое предвзятое мнение отпугивает многих от чтения мэш-апов, которые много качественнее большинства т.н. "проектов".
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2011.08.12 02:01
        Трэш или игра в трэш - какая разница? Вот Вам-то, Татьяна, беспокоиться как раз нет причины. Любителей китча предостаточно во всех социальных слоях. Так что Вы без читателей не останетесь.
        Другое дело, что нам почему-то мало, что нас любят те, кого мы любим. Нам хочется, чтобы нас любили все.
        Ответить
        • Недоступно avatar Тимуровец 2011.08.13 11:40
          Разница в качестве. Отечественный читатель последнего десятилетия патологически консервативен и в штыки принимает любые эксперименты - будь то жанровые, будь то авторские. Хочет читать одну бесконечную книгу, точнее - чтобы новая книга была точно такой как дочитанная, чтобы он заранее знал что было, что будет и чем сердце успокоится. О литературном качестве при таком подходе речь вообще не идет. Страх перемен, социальный невроз или уж что это - не знаю. Но в итоге имеем скучную, застоявшуюся и плетущуюся в мировом культурном авангарде литературу.
          Ответить
    • Недоступно avatar Татьяна Б. 2011.08.12 09:29
      А вот моё мнение таково: сегодня, когда молодежь достаточно далека от увлечения чтением, как раз "офисный планктон" и будет тем воздушным пузырем, который удержит на плаву такие несерьезные (как мне кажется) жанры - детективы, любовные романы и ваш пресловутый трэшевый mashup. СОВЕРШЕННО не претендую на истину в последней инстанции, но я - абсолютный противник последнего жанра. Создавай, твори сам и свое, а не вмешивайся в созданное другими, в другое время, с другим замыслом и посылом. Верю, что этот жанр имеет своего читателя и своего приверженца. Только вряд ли целью этого "творчества" является желание возрождения интереса к первоисточнику. К автору - никаких претензий, произведение его в новом виде не читала. Не хочу - не люблю ужастики и, главное, боюсь разочароваться. Хотелось бы увидеть мнение Натальи по этому вопросу.
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2011.08.13 01:39
        "Воздушным пузырём", удерживающим на плаву детективы и любовные романы, являются в основном наёмные рабочие, иногда ИТРовцы, сфера мелкой коммерции - торговли и, как ни странно, традиционная интеллигенция - медики, педагоги, библиотекари. Да-да, именно они. По этому поводу ещё лет 5-6 назад сетовал Валентин Распутин.
        Какие я этому вижу объяснения?
        1. Во времена перестройки сформировался определённый дефицит качественной массовой литературы. Массовой в данном случае я называю литературу неэлитарную, народную. Такую, как например, трилогия Н.Черкасова ("Хмель", "Конь рыжий", "Чёрный тополь" ), романы Н.Задорнова, П.Проскурина и пр.. Такая литература удовлетворяла интерес читателей, ищущих занимательной социальной и интимной фабулы. Какое-то время эту потребность поддерживала т.н. "возвращённая" литература - трилогия А.Рыбакова, романы Дудинцева, Бека, Гроссмана. Но и они вскоре были "проглочены". Настоящие писатели растерялись в окружающей рыночной неразберихе. Зато быстро сориентировались писатели коммерческие. Они поняли, что "народу" надо. Но в силу не очень высокого потолка своих творческих возможностей очень быстро понизили качество массовой литературы.
        2. Дезориентирование, усталость и разочарование перечисленных слоёв населения в возможности своим интеллектом и нравственными качествами как-то способствовать совершенствованию окружающего мира. И они попросту сдались, понизили планку своих притязаний к себе, окружению и содержимому чтения соответственно.
        А "офисный планктон" претендует на большее. Он полон радужных надежд на то, что именно он явится новой мессией. С него и начнётся новый мир. А в новый мир нельзя идти со старым грузом. Поэтому он выбирает постмодерн.
        Ответить
    • 0 avatar Игорь Касько 2011.08.12 09:56
      Если вокруг этого вопроса кипят споры и даже разгораются дискуссии, "значит всё не так уж плохо на сегодняшний день" (В.Цой). Значит, литературное сообщество задумывается о том, как ему жить дальше. По-поводу того, какой из жанров будет определяющим во временном отрезке в 5-10 лет, тут определить невозможно. Хотя, я предполагаю, что "новые реалисты" (с нашей помощью :о)) не сдадут своих позиций и, более того, продвинутся дальше на всех литературных фронтах :о)) По-прежнему будет востребована читателями и издателями литература нон-фикшн. Хотелось бы, чтобы фентези уже пошло на убыль и уступило дорогу высококачественной фантастике. И я уверен, что появится много интересных и несколько самобытных поэтов.
      Ответить
      • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.13 11:33
        будем ждать
        хотя бы того, что фэнтези уйдет на убыль
        Ответить
        • Недоступно avatar Марк 2011.08.13 12:16
          Я не считаю фантастические жанры какими-то второстепенными, хотя такая мысль постоянно мусируется в СМИ.Кто сделал для развития общества больше - Толкиен или Хемингуэй? Часто их аудитории даже пересекаются.
          От жанра ничего не зависит. Имеет значения, есть ли автору, что сказать читателю, думает ли он о чем-то, кроме имиджа, тусовочной конъюнктуры или возможного обогащения. А фантастические жанры дают возможность выразить задуманное более выпукло и не входить в противоречие с исторической реальностью, когда читатель вместо того, чтобы воспринимать идеи, заложенные в произведении, ищет исторические несоответствия.
          Ответить
          • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.08.14 07:47
            "...От жанра ничего не зависит..."
            - Как и в демографическом плане, так и читательском - женщины занимают большинство. А они предпочитают: романы о любви, о женщинах, о карьере в бизнесе.
            А фантастику массово читают мужчины. Простые наблюдения в ЛЮБОМ городе подтверждают это моё заключение.

            "...думает ли он о чем-то, кроме имиджа, тусовочной конъюнктуры или возможного обогащения..."
            - Авторы массовой литературы думают именно об этом, наравне с читателями массовой литературы - замкнутый круг, как понимаете. Вести персонально каждого читателя к новому, чистому, полезному для души - накладно для формирования большой аудитории своих читателей для авторов массовой литературы.

            "...фантастические жанры дают возможность выразить задуманное более выпукло..."
            - Скорее, более упрощёно, чем есть на самом деле. Все утопии и антиутопии - "раздувают из мухи слона" все реалии действительности. Они точны лишь в мелких деталях, которые сходятся с действительностью, всё остальное - нагромождение вымысла.
            Ответить
            • Недоступно avatar Марк 2011.08.14 20:54
              Мария Галина в нетривиальный способ балансирует между элитарной литературой и фантастикой. При этом ее научная фантастика «в чистом виде» полностью интеллектуальная, построена на довольно тонких историко-культурных предположениях, а ее ироничные фантасмагории, хотя и могут именоваться прозой «элитарной», однако вполне «читабельны».
              Ответить
              • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.08.15 13:09
                Полностью согласен. Она и о фантастике пишет сейчас чисто в художественной периодике часто, хотя я её эти опусы не читаю, но в основном просто подмечаю, и лишь потому, что всё, что она говорит в них, - рассусоливание для любителей художественной литературы, в журналах фантастики-то такое не возьмут на публикацию - их читателям ничего размусоливать не надо по поводу фантастики и футурологии в той степени, в какой выступает Мария Галина.
                Ответить
    • Недоступно avatar Марк 2011.08.12 19:11
      Как обычно, массовую литературу очень недооценивают - а именно она, по моему мнению, может быть источником вполне универсального знания о культуре. Массовая литература - не мозг, она - это то, что в животе, но для того, чтобы мыслить, нужно хоть иногда есть.
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2011.08.13 03:50
        Отчасти согласна с Вами. Мне нелюбопытны лишь те люди, которые вообще пренебрегают чтением.
        А многолетние наблюдения за читателями массовой литературы подтолкнули меня сделать вывод, что это зачастую те представители нашего народа, которые, пусть на таком примитивном уровне, но ищут подтверждения своих ожиданий победы добра над злом.
        Ответить
        • 0 avatar Юрий Серов 2011.08.13 11:34
          Наталья, вы правильно говорите. Упал и уровень массовой литературы, и уровень читателей.
          Ответить
        • 0 avatar Юрий Иванов 2011.08.18 07:03
          Вы правы, Наталья, недаром наши детективы называют последним плацдармом соцреализма, где наши побеждают, справедливость восстанавливается...
          Ответить
          • Недоступно avatar Марк 2011.08.18 09:28
            Но "happy end" заложен в основу детективного жанра, вряд ли кто-то бы читал если детективы ставили вопросы о бытие: почему тот ли иной герой пошел на преступление, какие мысли возникают в голове убийц, что толкает человека на тот или иной поступок. А динамика детективов захватывает полностью, подстегивает: "А что дальше?"
            Ответить
    • 0 avatar Ольга Ильичева 2011.12.04 21:32
      Ответить на подобного рода вопрос невозможно. Время не стоит на месте. Это понятно. Но в наш век литература настолько богата и разнообразна, настолько сложна, что поделить общий вопрос на три подвопроса не представляется возможным. Литература в любом виде будет жива. Электронном, бумажном.... И читатели тоже будут всегда. Вот что будут преподносить авторы - предугадать, на мой взгляд, нельзя.
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт