Живая Литература

avatar

ЖЛ-рингCтрана без дела. Фёдор Абрамов о «болезнях» нашего времени

Андрей Рудалёв 2013.07.20 18:06 6 0

 

Сейчас в обществе нагнетаются предгрозовые ощущения. Возможно, это мистическое предчувствие столетия Октябрьской революции, энергиями которой наэлектризован воздух. Возможно, в застоявшемся обществе накапливается статическое электричество и ждёт выхода. Однако следует признать, что если не апокалиптические, то по крайней мере предчувствия возможных приближающихся катаклизмов сейчас всё больше набирают обороты. Для России более чем актуальна интуиция неоконченных процессов распада великой империи, которые всё ещё тлеют, готовые в любой момент возгореться с новой страстной и гибельной силой.


Крайне остро переживается ощущение разорванности страны. Разорванность не только географическая, ментальная. Дух разобщённости проник во все слои общества, включая частную жизнь. Превалирует футлярный стиль жизни людей: истончается человеческая солидарность, каждый пытается забиться в свою нору, свои проблемы, свой кошелёк, банковскую карточку, которая становится мировоззренческой квинтэссенцией.

Традиционно преодоление этих декадентских переживаний происходит либо по обломовскому, либо по базаровскому рецепту. В ситуации, когда имперско-советский след медленно убывает, когда все соки, которыми питалась новая Россия последние двадцать лет, практически иссякли, а новых ощутимых заделов нет, велик соблазн подпихнуть эту то ли лачугу, то ли музей-сундук с пронафталиненными вещами – и будь что будет, лишь бы не медленное и унизительное угасание. Ну а дальше на очистившемся плацдарме авось что и соберётся из пластмассовых кубиков Лего…

Россия, как и век назад, ищет себя.

Об этих поисках в своё время Фёдор Абрамов рассказал в своём неоконченном произведении «Чистая книга». В нём он сделал особый срез на необычайно важном «осевом» сечении русской жизни: начало XX?века, а потом революция.

«Россия ищет себя», – писал Абрамов и здесь же обозначал основные, на его взгляд, пути этого поиска: «1. Поиски в народной гуще (мечты о Беловодье, миграция в Сибирь, на тучные земли). 2. Церковь. Аникий. В области духа христианство – самая великая революция. 3. Революционеры, экстремисты разных мастей. 4.?Культурничество и просветительство. 5. Деловая жизнь».

В начале XXI века дорожки эти не теряют своей актуальности. Единственная оговорка: русский человек часто максималист, он не мыслит дизъюнкцией (соединение двух или более высказываний при помощи союза «или» в новое, сложное суждение: «или то, или это, или оба сразу». – Ред.), «или – или» – самый употребляемый алгоритм его рассуждений. Поэтому-то и расходятся дороги, плутают, иногда не ведут, а сбивают с пути. Поэтому родные братья становятся злейшими врагами, и между ними возможен не диалог, а спор, часто кровавый.

В своей книге Абрамов сказал очень простые, но крайне важные слова для нашего времени: «Сперва надо на русской земле культурный слой нарастить, а потом браться за коренные, в том числе революционные, преобразования. А у нас этот культурный слой не наращивают, а то и дело сдирают».

Проблема изменения, сиюминутного, моментального пересмотра всей прежней жизни, деформация самых основ её является наиболее важной, именно она становится причиной разделения. В «Чистой книге» Абрамов показывает, как сталкивают лбами две попытки преобразования – «через революцию, через войну, через братоубийственную бойню», – и путь строительства, созидания «дома» – через работу, кропотливый каждодневный труд. Если вспомнить Евгения Базарова, утверждающего, что строить «не наше дело…», то, по Фёдору Абрамову, сначала следует построить с опорой на традиционную многовековую народную нравственность, а всё трухлявое, ненужное и само естественным путём ото­мрёт.

Одна из проблем современного состояния России даже не в исчерпанности ресурсов экономики, производства, не в необходимости модернизации, а в том, что у человека нет дела. Человек или забыл, что у него должно быть дело, или принимает за него всевозможные обманки. Дело до сих пор у нас трактуется в криминальном изводе: «пошли на дело». Один из героев «Чистой книги» Иван Порохин, практически вторя персонажам Чехова, предчувствовавшим грандиозную катастрофу, говорит: «Я хочу делать, работать». Трофимов из «Вишнёвого сада», Ирина, Тузенбах, Вершинин из «Трёх сестёр», герои «Дяди Вани» – все в один голос проговаривали одну и ту же мысль: «Надо бы только работать».

Сейчас нам крайне важно, чтобы на смену мечтателям о новой жизни, сибаритам и прожигателям пришли герои типа Ивана Порохина – «строители жизни», которые сами своими собственными усилиями попытались бы реализовать «жизнь настоящую, а не ту, которую создадут для меня», которые «хотят создавать, строить, ошибаться». Эта энергия может, например, перенаправить разрушительные страсти, как у другого брата из семьи Порохиных – Саввы, и он будет не разгуливать с пистолетом, а утолять свою страсть к разрушению на привычной для него рубке леса.

Нужно вспомнить и русскую народную эпическую традицию, которая выводит на первый план героя-труженика, возделывателя земли, того же Микулу Селяниновича. Настоящий человек должен стать трудником, подвижником, совершающим как духовный, так и физический подвиг. Через «дело», по мысли Абрамова, состоит и «путь ликвидации вековой отсталости России», по нашему лексикону – путь к модернизации. Потому как «Россия ещё никогда не работала в полную силу – в этом её беда».

Нашему обществу сейчас крайне нужен такой герой, создающий жизнь, а не принимающий схемы и конструкции, созданные для него. Не герой – блуждающий лермонтовский «Парус», который доминирует в нашей современной литературе, а герои – укоренённые, занятые возведением дома-храма-града.

Есть и альтернатива. Абрамов вслед за Достоевским показывает тот необычайный вред, который причиняет подмена живой, настоящей жизни какой-либо искусственно созданной идеей. Таких «идей» у нас сейчас пруд пруди, ими перенасыщен агрессивный информационный шум нашего времени. Таким «идеям», будто «золотому тельцу», языческому идолу, люди приносят себя, своих родственников, знакомых, весь мир в жертву.

В абрамовской книге младший сын в семье Порохиных – Гунечка: «Сама доброта. Монастырь, церковное любил. Молитвенник семьи. Пост соблюдал. Готовил себя в монахи. Любил божественное… Мир, лад вносил». И что же, чем кончил Гунечка? Предался обольщению «идеей»: «Началась революция. И всем сердцем прилепился к революции. На земле царство Божие установить! Бог – любовь. Справедливость. Братство. Не было человека, которому бы так были близки идеалы революции: свобода, равенство, братство. Гунечка записался добровольцем. 18 лет. Убит в первом же бою». Вот только праведный отрок Артемий Веркольский, поражённый молнией, почитаем на Архангельской земле за святого, а Гунечка, которого многие пророчили в святые, так и не стал им. Он, истово следовавший за идеалами свободы, равенства и братства, не только ничего не достиг, но и жизнь свою потерял ни за что. Да всё потому, что все эти прокламации, которые его прельстили, – ничто, пустышка, потому как далеки от жизни и никак не соотносятся с реальным конкретным человеком.

По Абрамову, не только идея, мысль, но и слово может произвести необычайные катаклизмы: «Слово небезобидно. Слово – дело. Революция – это результат великого выброса в народ слов, начинённых динамитом. Слово может погубить».

Таких динамитных шашек, зарядов, начинённых гексогеном, в нашем обществе разбросано бесконечное множество. Они прельщают: ведь, десятилетиями блуждая в пустыне, мы истощены, мы потеряли целеполагание, практически лишены скрепляющих страт и на грани отчаяния хватаемся за всё что угодно. В мире безыдейном, бесцельном легко погнаться за миражами, покупаясь на любой вброс информации, на суд общественного мнения.

Вот и вывод из всех путей, обозначенных Фёдором Абрамовым: обществу необходимо созидательное и симфоническое преображение народной среды в соработничестве с Церковью, с просветительством и деловыми кругами. Иначе мы будем иметь либо утопическое Беловодье, либо очередную революцию, ведущую к самоистреблению. Призыв «надо работать» и тезис, что «Россия ещё никогда не работала в полную силу», должен звучать в голове, а не всяческие искусственные миражные идеи.

Ссылка: http://www.lgz.ru/article/18571/






     

    • 0 avatar Наталья 2012.03.22 06:48
      Любопытно проследить метаморфозы, происходящие в Вашем мировоззрении, Андрей, в период с осени прошлого года до сего дня.
      Вот цитаты из нескольких Ваших статей в хронологическом порядке:

      "В ближайшие шесть лет России необходима русская революция. Русская революция – это переформатирование общества, переориентация его с элит на народные массы, которые должны стать элитами".

      "Что значит раскачивать лодку? А если эта самая лодка уже весь свой ресурс исчерпала, если днище ее прогнило, что тогда? Все равно: не надо раскачивать?!"

      "… те самые кухонные разговоры. Разговоры рьяно критичные, с истовым негодованием по поводу существующего порядка вещей, в котором практически ничего не устраивает и пафос которых в конечном счете скатывается к сентенции порочности, недоброкачественности самого человека".

      "Получается, что проблема даже не столько в идеологии.., сколько в сути человеческой личности, её изначальной калечности, повреждённости, расшатанности и слабости перед соблазнами. Так или иначе, разговоры о всеобщем переходят на частное, на самого человека, от чиха которого рушатся самые благие начинания".

      "Иногда врагом многие именуют человека через неприятие его социальной функции, но будет ли в этом случае этот индивидуальный человек твоим личным врагом, большой вопрос? Поэтому необходимо осторожно относиться к восприятию иных людей своими врагами".

      И, наконец, сегодняшняя статья:

      "В своей книге Абрамов сказал очень простые, но крайне важные слова для нашего времени: «Сперва надо на русской земле культурный слой нарастить, а потом браться за коренные, в том числе революционные, преобразования. А у нас этот культурный слой не наращивают, а то и дело сдирают»".

      Что иметь в виду под "культурным слоем"? Аристократию русского дворянства, господство которой до "культурной революции" в России вовсе не гарантировало даже всеобщей грамотности? Да и что понимать под "революционными преобразованиями" сегодняшнего момента? Модернизацию при тотальной дебилизации?
      Одни вопросы. На которые Вы, конечно же, не будете отвечать по той причине, что "дух разобщённости проник во все слои общества… Превалирует футлярный стиль жизни людей: истончается человеческая солидарность, каждый пытается забиться в свою нору…"

      "… по Фёдору Абрамову, сначала следует построить с опорой на традиционную многовековую народную нравственность, а всё трухлявое, ненужное и само естественным путём отомрёт".
      Это по Фёдору Абрамову. А по Захару Прилепину, сколько ни вкручивай лампочки в подъезде, в сегодняшней России "светлее" не станет.
      Это извечная дилемма: начать с себя, с собственного нравственного самоусовершенствования или содействовать преобразованию мира.

      "Сейчас нам крайне важно, чтобы на смену мечтателям о новой жизни, сибаритам и прожигателям пришли герои типа Ивана Порохина – «строители жизни»…"
      То есть и далее пытаться преуспевать на ниве отчуждённого труда. Возможно ли это? Можно ли внушить всем иванам добросовестное отношение к работе в то время, когда они с некоторых пор уверены, что залогом личного успеха являются совсем другие качества? А для того, чтобы говорить об общем успехе, о процветании государства, нужны и общие задачи, государственная идеология. В индивидуалистическом обществе это исключено.
      Так что выбор невелик: "разгуливать с пистолетом" или "утолять свою страсть к разрушению на привычной для него рубке леса", который после отправят в Китай.

      Такие перепады в настроении – не новость. Подобное разочарование в благодатности революционного преобразования общества наблюдалось в нём после поражения революции 1905 года.
      Сегодня Россия дышит примерно тем же воздухом.
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2012.03.22 17:44
      Несколько лет назад на 1 Мая по ТВ (кажется, это был канал "Россия.1" ) показали фильмы Юлиуша Махульского "Ва-банк" и "Ва-банк-2" - про жуликов, которые лихо и элегантно грабят банки и обводят вокруг пальца всех, кого только можно. Т.е. россиянскому плебсу в праздник международной солидарности всех трудящихся наглядно дали понять, что ценится ныне больше всего в нашей благословенной РосФедеи. Вот он, тот нынешний культурный слой, который, по мысли Рудалёва, со ссылкой на авторитет Ф.Абрамова, надо, видимо, "наращивать".
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2012.03.23 01:27
        "Вот он, тот нынешний культурный слой, который, по мысли Рудалёва... надо, видимо, "наращивать"."

        И всё-таки, Юрий, я больше чем уверена: Андрей так не думает...
        Ответить
        • 0 avatar Юрий Иванов 2012.03.23 04:38
          Возможно, я сгоряча...Просто и статья Андрея и Ваш пост, Наталья, подтверждают простую мысль о том, что суждения интеллигенции часто - вещь нестойкая. Себя я тоже не исключаю.
          Ответить
    • 0 avatar Игорь Касько 2012.03.31 10:01
      Мне кажется, Андрей, что мы (люди с митингов протеста "За честные выборы", люди, уставшие от наглости и фарисейства нынешней власти, люди жаждущие перемен) выдаём желаемое за действительное. Общество наше - действительно, "застоявшееся" и небольшая кучка людей (даже сто тысяч митингующих в масштабах огромной страны - это мелочь) не сможет существенно поколебать устои медвепутов. А то, что в Интернете недовольных значительно больше - это не показатель. Они так и останутся возле компьютера, им лень оторвать задницу от стула - удобнее протестовать сидя :о))
      То, что нужен человек дела, а не слов - это понятно. Только и тут власть упредила всех: понижение уровня образования, развитие ПТУ, профцентров, колледжей, а не ВУЗов - это всё направлено на воспитание человека работающего, а не думающего.
      Истина, как всегда, где-то посредине. Нужен человек, умеющий работать и руками, и головой.
      Я, наверное, немного упростил, но мне видится именно так.
      Ответить
      • 0 avatar Наталья 2012.03.31 12:29
        Игорь, я может быть и не стала бы развивать эту тему дальше. Хочу вступиться за людей, сидящих возле компьютера. В конце этого года я зарегистрировалась на сайте "Суть времени". Из любопытства. Толку с меня уже мало. Меня поразило, какая масса в организации, охватывающей всю страну, умных, начитанных, а главное, нециничных людей, многие из которых молодые (от 20 до 40 лет). И, что самое главное, в больших городах они отрывались от стульев, проводя социально-исследовательскую, просветительскую, организационную работу на местах. Другое дело, что после Поклонной многие опять разочаровались и вышли из организации.
        Насчёт понижения уровня образования у меня взгляд тоже не столь пессимистичный. В начале прошлого века жители страны вообще были не обучены грамоте. Ну, а уж как относиться к тому, что они совершили - личное дело каждого.
        Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт