Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Кто кого "отбирает" | ЖЛ-ринг | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

ЖЛ-рингКто кого "отбирает"

Александр Титов 2010.11.24 10:01 10 0

 

Внимательно прочитал статью Капитолины Кокшеневой “Критика литературного дарвинизма” и решил откликнуться из своей глубинки. Спор о смене литературных поколений имеет принципиальный момент: что же на самом деле происходит с несостоявшимися литературными дарованиями – они сами уходят или их так долго и старательно не замечают, что они волей-неволей вытесняются на обочину литературного процесса, где вовсе исчезают из виду?


В литературе, действительно, существует отбор, но отбирают и назначают “в писатели” не группа, не поколение, но судьба.

От судьбы, можно даже сказать от рока, зависит – состояться писателю или всю жизнь делать вид, что он “настоящий” писатель. Вроде бы не графоман, но чего-то в нем не хватает. В подобном случае о “дарвинизме” говорить не приходиться, скорее наоборот -- слабые в литературном отношении особи выживают и нередко восходят если не на вершину, то на подножие литературного Олимпа. Происходит феномен, когда “неписатель” становится писателем и получает все возможные почести еще при жизни, а иногда даже и посмертно.

Но как стать настоящим писателем, как найти жизненные впечатления и воплотить их в яркие произведения?

Здесь как кому выпадет: нужно, чтобы о н а , судьба, сама тебя испытала, чтобы ты постоял на границе жизни и смерти, осознал свои ошибки и заблуждение и вновь вернулся к самому себе, к собственной личности, уверенно переступая “тонкую теневую черту” (Дж. Конрад) отделяющую молодость от взрослости. Конрад в своей повести имел в виду профессию моряка. То же самое можно сказать о трудной и непредсказуемой судьбе писателя.

Душа писателя испытывается на прочность, и, конечно, в первую очередь, как справедливо заметила К.Кокшенева, испытывается эстетикой, высоким смыслом творимого.

Я встречал эрудированных высокообразованных авторов, которых судьба обделила талантом, не дала “билета” для входа в царство литературы. Эти люди прекрасно рассуждали о высоких материях, но душа народа для них была непонятна, они не жили среди народа, и не понимали его. Все их силы уходили на различные собрания, хлопоты о премиях и переизданиях книг. Бог не попустил им в творчестве, отвел от высокого.

В подобных случаях приходит на помощь “поколение”, “группа”, “литературный кружок”, какой-нибудь придуманный “изм”, помогающий вписать свое не ахти какой высоты творчество в требования нового века. Группа помогает спастись от “дарвинизма”, она может вынести автора на волне успеха или долго держать его в тени. Слабый духом и талантом человек гораздо увереннее чувствует себя в группе, как на корабле, с которого нельзя убежать. Даже если моряк боится воды и не умеет плавать, он все равно считается моряком.

Литературные и прочие группы всегда несут на себе печать временности, даже если принципы их объединения отвечают неким общим интересам. Ты в группе, ты – без пяти минут гений, и все остальные члены группы тоже гении. Благодаря группе писатель средних способностей может попасть в анналы истории.

Однако любые группы, даже состоящие сплошь из “гениев”, рано или поздно смываются волнами общественных перемен.

“Дарвинизм” если и проявляется в литературе, то проявляется вполне осознанно. Человек откровенно говорит сам себе: “Я не могу сочинять рассказы и повести. У меня это не получается. А если и получается, то с великой мукой”. И он уходит в журналисты, в другую профессию, некоторые просто куда-то деваются. Человек, сознательно расставшийся с творчеством, живет с надломленной душой, испорченной некогда быстрым признанием и еще более стремительным забвением автора.

Мое поколение помнит итальянский “неореализм” о котором упоминает К.Кокшенева, пришедший к нам с киноэкранов. Тогда нам, парням в плащах из дико шуршащего материала “болонья”, происходящие на черно-белом экране события казались загадочными, наполненными подтекстом, особым видением мира через призму западного искусства.

Сейчас, просматривая по какому либо случаю эти ленты, понимаешь, что тот “неореализм” так же был создан волевым усилием творцов итальянского кинематографа, порой эти усилия ощущаются как нетворческая игра, на которую как-то неловко смотреть. Ощущение некогда значимого для моего поколения искусства сводится лишь к полузабытому термину.

Молодой писатель свободен, всегда при желании может вырваться из “загона”, где его постоянно поучают и направляют.

Однако, забыв о свободе выбора, молодой писатель, в большинстве случаев, выбирает свой “загон”, где он может пользоваться поддержкой друзей, публиковаться, выдвигаться на премии, с условием, что он сам друзей тоже не забудет. В советское время такая форма “общения” писателей активно процветала, подобная форма литературного блата называлась “перекрестным опылением”.

“Воз проходящей молодости”, по выражению К.Кокшеневой следует везти самостоятельно. В этом она абсолютно права, лучше быть неизвестным начинающим писателем, нежели “получать дары от старших”.

Но все же следует разделять понятия “подачки” и “помощь” от старших коллег. Просто однажды вы встречаете мудрого и доброго редактора, который издает вашу первую книгу.

В литературе уже давно присуствует и задает тон молодое поколение, о котором могу судить лишь по отрывочным сведениям из Инета, прочитать все книги физически невозможно, гораздо проще иметь понятие о творчестве современных авторов по рецензиям, помещенным в Сети. Удивляюсь терпению и выносливости современных критиков, которые успевают прочесть груду различной литературной продукции и высказать свое мнению, столь нужное современному читателю.

“Поколение “пепси”” выросло, разбрелось по офисам и магазинным подсобкам, оно уже не заявляет себя в качестве певцов нового капитализма в России. Не гамбургерами едиными сыт человек, и не чипсами, жажду не всегда утолишь напитками, выставленными на прилавках киосков.

Возраст автора, конечно, имеет значение. Кто-то гений в двадцать лет, кто-то лишь к пятидесяти начинает подходить к своим основным творческим задачам.

Но кто рано начинает, тот рано и заканчивает. На мой взгляд, оптимальный возраст для сложившегося мастера литературы – сорок лет.

Увы, в современной России практически уже нет деревни в традиционном смысле слова. Остались крупные сельские поселения, в которых есть свои администрации, клубы, библиотеки, школы.

Была некогда думающая, затаенная, иррациональная в хорошем смысле слова деревня, духовная основа нации, от нее шла подпитка литературных поколений.

Теперь маленьких деревень нет, просторы страны пусты, я записываю в блокнот реликтовые слова, иногда разговариваю с ворчливыми стариками.

Одно из таких слов, записанных мною недавно – “напушшение”, т.е. наговор, колдовство. Создается ощущение, что на глубинную часть России напущен некий морок, в результате которого исчезает старое поколение вместе с его неповторимым языком.

Александр Титов

село Красное Липецкой области






     

    • 0 avatar Миша Самарский 2010.11.25 05:43
      Не могу согласиться - "На мой взгляд, оптимальный возраст для сложившегося мастера литературы – сорок лет."
      А Пушкина куда? Лермонтова? В творчестве нет и не может быть возраста, тем более, оптимального. :-)))))))))
      Шедевр может сочинить и первоклассник, и восьмидесятилетний старик... впервые.
      Творчество - это тайна, известная только Творцу.
      .
      Ответить
    • Недоступно avatar Елена 2010.11.25 06:18
      Хорошая статья /или письмо/. Автор попал в точку насчет доброго редактора.Но где его искать? Конечно, единицы держутся, но в основном издательства работают на идею власти, а идея власти - геноцид русского народа. Писатели сегодня становятся помощниками власти, даже не осознавая того. Приголубят премией - вот тебе и готов "пророк демократии", пишет только то, что диктует издательство, тот же издатель ставит условия, он хозяин, будет издавать то, что ему заказано издавать / и оплачивается/. Другой вопрос - народ не хочет дряни. Возрождается тяга к родному, своему, понятному, чистому. Дрянью долго питаться нельзя, как бы ни были красивы обложки. Скоро все захотят хлеба и возжаждут чистой воды русского слова и ВОЗОПЯТ! К тому и идет, а мы должны готовиться к моменту прозрения, писать для будущего и точно знать, что если ты пишешь и не можешь не писать, значит это кому-то нужно. История повторяется, все зависит от момента истины - и тогда полетит эта вся демократия, а вернее, иудейская оккупация туда, откуда приползла - к дьяволу.
      Ответить
    • 0 avatar Миша Самарский 2010.11.25 06:42
      Какой-то бред Вы написали, Елена.

      "диктует издательство" , "идея власти - геноцид русского народа" , "хозяин, будет издавать то, что ему заказано издавать", "иудейская оккупация".

      А Вы читаете хоть иногда современников? Или это просто плод Ваших фантазий?

      .
      Ответить
    • 0 avatar Марина 2010.11.25 09:42
      Увы, в современной России практически уже нет деревни в традиционном смысле слова. Остались крупные сельские поселения, в которых есть свои администрации, клубы, библиотеки, школы.

      Была некогда думающая, затаенная, иррациональная в хорошем смысле слова деревня, духовная основа нации, от нее шла подпитка литературных поколений.

      Теперь маленьких деревень нет, просторы страны пусты, я записываю в блокнот реликтовые слова, иногда разговариваю с ворчливыми стариками.


      Александр, а вы сами живете в деревне, крупном сельском поселении или в городе? Я не верю, что патриархальная деревня, о которой вы с таким сожалением рассуждаете, дает какие-то глубинные смыслы литературе.
      Ответить
      • Недоступно avatar Александр Титов 2010.11.25 10:49
        Марина, признаюсь, я сам не знаю, в чем конкретно заключалась таинственная духовная подпитка, приходившая к городским и мастеровым людям из глухоманной деревни... Возможно, это была мысль о том, что там, в деревне, живут пахари и воины, и потому Россия никогда не будет побеждена. Но деревенская огромная Росиия ушла, русская Атлантида исчезла, ушел из нее навсегда деревенский всепрощающий и в то же время строго судящий дух. Примерно такой вариант расшифровки этого абзаца. Возможно, я преувеличиваю значение старой деревни. Но теперь ее нет, и без нее на душе тоска.
        Сам я живу в райцентре, примерно 6 тыс. жителей, окруженном крупными селами.
        Ответить
        • 0 avatar Марина 2010.11.25 10:56
          Я не сомневаюсь, что Россия - страна земельная, аграрная, в том смысле, что для нее она имеет огромное значение. Но по деревне с покосившимися домиками и без элементарных удобств я не сожалею. Сожалею о том, что ничего не приходит ей на смену, что могло бы взять то хорошее, что было, а по самой деревне - нет. Потому что прекрасно представляю, что реальная деревня изрядна романтизирована прошлыми и настоящими поколениями, имеющими к ней опосредованное отношение. Я в деревне жила и знаю, что это далеко не только природа, особый язык и пресловутая духовная сила.
          Ответить
          • Недоступно avatar Александр Титов 2010.11.25 11:41
            В этом Вы, Марина, абсолютно правы, по хибарам, крытым соломой, когда зимовали в одной хате вместе со скотиной, когда топили печку коровьим пометом сожаления нет. Такая деревня должна была уйти по законам истории и прогресса. Взамен пришли укрупненные села с клубами и библиотеками, газом в домах и канализацией.
            Однако что-то в а ж н о е, общенародное, потерялось в этих селах, разбавленных новыми людьми, приехавшими из бывших советских республик.
            Если Вы, Марина, жили в деревне, то Вы, наверное, помните, что в каждой деревне был
            р о д , т.е союз нескольких семей, скрепленных узами родства. И даже несколько родов, скрепленных общей историй, общими преданиями. Деревенские люди помогали своим родичам, каждый деревенский человек знал, что его помнят и любят на родине, если конечно, он ничем не провинился в своем краю.
            В наше время уцелели семьи (современные семьи зачастую "скреплены" гражданским браком, и рассыпаются при малейшем жизненном испытании), родственники общаются редко, помогают только самым близким людям.
            Вот если бы стариный русский дух р о д с т в а перешел каким либо волшебным образом в укрупненные села с газом и библиотеками, то исторический путь страны мог бы стать совсем другим.
            Эот дух родственности всех со всеми распространялся в советское время и на общественные отношения -- начальники были добрее и при возможности всегда помогали просителям.
            Ответить
            • 0 avatar Марина 2010.11.25 12:03
              Так раньше и в городах люди дружнее жили. Это, мне кажется, не зависит от числа приехавших, а зависит от изменившейся психологии людей, а она, в свою очередь, изменилась от того времени, когда главное было выжить и не до сантиментов.
              Ответить
              • Недоступно avatar Александр Титов 2010.11.25 13:12
                Марина Ваша логика неотразима! А что если бы Вам опубликовать Ваше мнение о деревне, о ее роли в прошлом и будущем отдельной статьей? Я бы с интересом прочел Ваш материал. Вы, судя по комментариям, хорошо владеете пером и мыслите вполне современно. А я в свою очередь напишу комментарий к Вашей статье, ежели таковая будет, или, может, уже где-то опубликована. Успехов!
                Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт