Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
Девочка пишет дневник и болотные пузыри | ЖЛ-ринг | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

ЖЛ-рингДевочка пишет дневник и болотные пузыри

Андрей Рудалёв 2010.12.02 20:01 10 0

 

 

Критик Наталья Иванова пошла в разнос. “Новый реализм” умирает, премии пухнут от головокружительного количества новых книг, масса имитирующего прозу наполнителя, “литературного вещества” нет. А тут еще и "Букер"...


На сайте “OpenSpace.Ru” критик-знаменосец выдала очередную свою колонку под заголовком “Пусть сильнее грянет “Букер””. “Букер” грянул. Очередным позором. Позором системным, нарочитым. Был шанс реабилитироваться после прошлогоднего провала, но шансы у нас принято не использовать, а если уж испачкался, то следует окончательно сесть в лужу и извозиться там всласть. Но об этом позже. Наталья Иванова.

Суть послания критика – боль за “исчезновение литературного вещества”. Процесс этот сильно запущен и практически не обратим. О сути эзотерического термина “литературное вещество” не говорится. Так опять же принято махать блестящей словесной брошью, но осмотреть да подержать в руках не дать. Типа: умный сам все поймет, а кому не дано, ну и что тут попишешь, пусть наслаждается дальним блеском?..

Узнать, что подразумевает Наталья Иванова под “литвеществом” можно по контрасту. О идеальном зачем вещать, оно – данность, знают о нем избранные медиумы...

Контраст, то есть зияющая и зловонная яма: “Основную массу так называемого процесса — премиальную тож — образует имитирующий прозу наполнитель (пишу, как говорю, etc.) проза.док, хотя не совсем проза и не совсем док. Явление это пришло на смену чернухи, или физиологической прозы, или натуральной школы; самоназвание у него — “новый реализм””...

Так уж водится, ослабнут разговоры-пересуды их нужно подогреть. Нужен жупел – “новый реализм”. “Новый реализм”, по версии критика, - это даже не низший плебейский штиль, а выведенный манекен из полостей которого выкачан фарш – “литературное вещество”. Чтобы жупел был более правдоподобен из него нужно сделать метафору, набить своим фаршем и преподнести сие варево в качестве безусловной данности: “Описывается/записывается свой или близлежащий опыт (военный — Чечня, Северный Кавказ вообще, Таджикистан, Афганистан, теперь еще Киргизия, вообще горячие точки; среда обитания — родня; режут-убивают, вымирают, деградируют и т.д.)”. Это актуальное, момент нашего сегодня видимо и противостоит “литературному веществу”, как журналистика литературе. При этом эти зловещие “новые реалисты” кучкуются, сплачиваются в социально близкие стаи, пиарят друг друга, проталкивают любыми способами. Ужас!

Поэтому, считает Наталья Иванова, нужна “новая словесность”, она зарождается в рамках “новых модных изданий, которые пытаются сделать модной сложную, умную прозу”. Это модное издание – “Новое литературное обозрение”. Сложную, умную прозу сей проект генерирует уже более десятилетия. Как, впрочем, и поэзию. Достопамятная поэтическая антология “Девять измерений” чего стоит... Это новое, сложное, умное. Там спасение и луч надежды, потому как по всему прочему пространству бродят, выискивая сиюминутную поживу, “новые реалисты”. Кто такое? Да очень просто – это все кто не с нами. Социально-далекие, инокровные.

Вот “новая словесность” и премию соорганизовала, правильную. “Нос” называется. Все остальные – порочные, они уже пали или падут жертвой ненасытных реалистов. Новых, или не новых – какая разница. Реализм – это вообще на фоне “новой словесности” моветон, не одухотворенный “литературным веществом”.

О чем собственно колонка Натальи Ивановой? Мало о чем. Ну попиарил человек социально близкую премию, расписал свои потаенные страхи... Почему нет, это ж колонка, какой с нее спрос?.. Девичий дневник. Этого люблю, этого нет, этот плохой, дразнил, за волосы потянул, да из брызгалки облил...

Прячутся девочки в него, а дневник в этот, кутаются им, выдумывают “новые словесности”. А за окном вьюжит, там реализм бьет “в лоб и по очкам”. Страшно.

А теперь вернемся к “Букеру” и прочим пафосным и топовым премиям. Все они нас вводят в заблуждение. Это не большие книги, не лучшие романы и это нужно понимать. Чтобы наградить лучшую и большую нужна смелость, у нас с ней огромный дефицит. Достойные книги иногда попадают в короткие списки, редко становятся лауреатами, но, как правило, по недосмотру или по тому же отсутствию смелости. Жаль читателя, который увидит на обложке квази знак качества “лауреат”, а под ней безвкусная и ненужная соя. Плюнет на все это, на фиг скажет и пойдет за мясной сочной вырезкой классики, а на современной литературе поставит крест. Тут и девочкины слезы не помогут.

“Пусть сильнее грянет “Букер”” - нагадала критик Наталья Иванова. “Букер” плюхнул болотным пузырем, чтобы через некоторое время надуться вновь, чтоб подтвердить правило – нужна “новая словесность”, ну позарез надо ее сделать, модернизировать дремучее и ветхое.

Но есть ли разница между прошлогодней букероносницей Еленой Чижовой и Еленой Элгант, которая осталась с первым “Носом”?.. Наверное есть. Одна в Питере, другая в Вильнюсе живет. Ко всему этому добру подходит формула самой же Натальи Ивановой: эта “проза умирает вместе с ее носителем (книга, журнал)”, потому что там как раз один песок “литературного вещества”, более ничего.

 

Фото: http://newsroom.eworldwire.com/media_uploads/girl_writing_diary_on_bed.jpg






     

    • Недоступно avatar koksheneva 2010.12.03 16:14
      Андрей, привет! Я оставила и комментарий в своем ЖЖ.
      А сейчас вот о чем можно поразмыслить - Премия русский Букер чья?Если я не ошибаюсь, частная. И одно свое лицо она имеет в облике И.Шайтанова (наверное, рядом есть и еще одно-два лица). Шайтанов родом из Вологды, любит там бывать, что вполне понятно и естественно. В прошлом году тоже вологодская писатльница попала в короткий список - если оценивать роман ГРАФОМАНКА с позиций "вешества", то, видимо, его там недоставало в нуджном количестве. В этом году снова Вологда.. Но теперь уже и роман поскандальнее, да и пора брать реванш... сколько можно кормить обещаниями))) В жюри Букера (так кажется) заметим, входит Нелли Белова - она возглавляет областную вологодскую публичную библиотеку (других библиотекарей из иных краев небось не позвали - ай-яй-яй-кумовство какое!!!). И библиотека эта часто приглашает московских писателей в "гости" - то БольшаЯ книга наезжает в вологодские края (эти наезды - отдельный разговор), то Вера Павлова народ смешила стишками и т.д. Я допускаю, что бывают и интересные встречи... не все же веры павловы...
      Все это было бы хорошо, если не было бы так откровенно завязано на "свой круг". Это - одна сторона медали.
      А вторая - как же жалко нашу провинцию! На вологодском сайте новостей в дей присуждения премии уже все готовились - уже все волновались... уже писали, что если колядина и не получит Букера, все равно получит 60 тысяч, и она уже десять тысяч пообещала журналу, кот. ее в Вологде впервые опубликовал... И это хорошо, что пообещала)))
      Печально, что провинция так трепещет вообще перед московскими премиями; что провинция полагает это какой-то невиданной наградой))) Ведь, в сущности, все давно и понимают, что никакие премии уже не дают за подлинную литературу, за художественные достоинства, но дают за литературную ПОЛИТИКУ (сюда и вляпалась наша вологодская писательница) или по иным мотивам (о них мы не можем твердо знать)...
      В общем, деньги ей, естественно, не помешают, и пусть она купит что-нибудь полезное детям...для семьи-для дома. Но, давайте, не будем все-таки считать, что она честно (художественно) победила в литературном состязании, как побеждали древние поэты. Это не победа...
      Ответить
      • 0 avatar Андрей Рудалёв 2010.12.03 17:42
        Премии действительно превратились в откровенный стеб и обезъяну литературы.
        А про свой круг, конечно все было понятно. так и в прошлом году Чижова - постоянный автор Вопросов литературы, в этом году дама, которая как говорит написала 11 романов, - землячка. У меня были некие мысли, но не ожидал, что все будет так откровенно...
        Ответить
    • 0 avatar Елена Сафронова 2010.12.04 22:25
      "Но, давайте, не будем все-таки считать, что она честно (художественно) победила в литературном состязании, как побеждали древние поэты. Это не победа..." -

      Давайте. Не будем. Не считаем. Понимаем, каков разрыв между премией и литературой. Но и давайте еще, для "комплекту", хотя бы, не привносить в литературную полемику внелитературные методы, как то, нарочитое уничижение: "веры павловы", "колядина"... С одной стороны, сомнительно с точки зрения приличий; с другой стороны, если эти персонажи суть такие незначительные, априори с маленькой буквы, то зачем о них вообще упоминать, плавно нивелируя мнение читателя в сторону строчной буковки?..
      Простите, но, на мой взгляд, такие приемы выходят за рамки компетентного разговора людей искусства об искусстве же.
      Ответить
      • Недоступно avatar koksheneva 2010.12.05 10:13
        Не имею чести вас знать... но мне казалось, что я писала о другом.. и это не рецензия о творчествекого бы то ни было, а разговор о литпроцессе.
        Фамилия Колядиной написалась со строчной буквы в спешке, а не из намерений "уничижения" и использования "нелитературных приемов". Мне казалось, что в моих словах было достаточно содержательного, чтобы это обсуждать. В вашей реплике кроме указаний другим я не увидела разговора об искусстве, как и вашей "компетенции".. Пишите сами, кто не дает, с заглавных букв.. Критику, увы, оставаться в чистых ризах искусства трудно, - особенно когда это "искусство" а ля Павлова так нагло и мерзко
        Ответить
        • 0 avatar Елена Сафронова 2010.12.05 11:00
          Вообще-то мы знакомились, уважаемая Капитолина Антоновна, но не в этом суть. Мой посыл состоит в том, что тот, кто обладает собственным достоинством, не станет унижать чужого. И мне приятно, что в этой отповеди вы, давая негативную оценку творчеству упомянутых дам, написали их фамилии с прописной буквы. Благодарю!
          Ответить
          • Недоступно avatar koksheneva 2010.12.05 12:12
            Пожалуйста, пожалуйста)))
            Только писать "веры павловы" вполне принято, как "писаревщина", например... думаю, это не требует комментария
            Ответить
            • 0 avatar Елена Сафронова 2010.12.05 14:46
              Тогда "павловщина", как "писаревщина". Но не имя собственное со строчной, ибо оно все же не название явления.
              Ответить
              • Недоступно avatar koksheneva 2010.12.05 15:01
                простите, но больше отвечать не буду...
                "веры павловы" - так говорится о некоей типичности, пусть злой,негожей, негативной и т.д... а "павловщина" - увольте, было много достойных и разных. Павловых.. В данном случае эта "поэтесса" вообще взяла, как известно, псевдоним, отправляющий нас к русскому поэту Каролине Павловой...
                Ответить
    • 0 avatar Татьяна 2010.12.05 09:22
      Жаль читателя, который увидит на обложке квази знак качества “лауреат”, а под ней безвкусная и ненужная соя. Плюнет на все это, на фиг скажет и пойдет за мясной сочной вырезкой классики, а на современной литературе поставит крест.

      Как осторожного читателя, меня волнует именно эта проблема.
      Странный вопрос возникает: для кого литература-то у нас - для читателя или для писателя?
      О ком/о чем в первую очередь думают учредители разнообразных литературных(так и хочется в кавычки заключить) премий? Кем должны чувствовать себя люди, любящие читать и имеющие вкус, когда с пометкой "Лауреат такой-то лит. премии" им предлагают к прочтению нечто, мягко говоря, неудобоваримое, суррогат, подделку, да еще и преподносят, как тонкую работу со словом, обращение к истокам и т.п.?

      Грустно всё это.
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт