Живая Литература

avatar

ЖЛ-рингДенис Романенко: «Если ты заплатил деньги, ты себя дураком считать не будешь»

Антон Чёрный 2010.12.11 14:16 3 8.28

 

Увеличить

Как заставить людей платить за культуру? Как совместить высокое искусство и рентабельность? Как правильно рекламировать поэтические вечера? Как самые утопические идеи в сфере культуры сделать работающими проектами? Об этом и многом другом – в интервью с вологодским культуртрегером, создателем литературно-музыкального салона «Новый Диоген» Денисом Романенко.


Они называют себя «Объединенной Творческой Корпорацией» (ОТК). Эта группа энергичных молодых музыкантов, поэтов, писателей известна в Вологде прежде всего своим главным детищем – салоном «Новый Диоген». Каждый месяц под этим названием в вологодском Доме Актёра проходят литературные вечера, на которых выступают, главным образом, молодые авторы. 22 декабря состоится уже двадцать четвертое (!) собрание салона, проект отметит свой 2-летний юбилей. Пожалуй, самое необычное в этой идее – её коммерческая (да, да, именно так!) направленность. Об особенностях этого проекта рассказывает его создатель и идеолог, поэт и культуртрегер Денис Романенко.

- Почему возникла потребность именно в такой эстрадной, полутеатральной форме?

- Эстрадная форма подошла для того, чтобы людям, с одной стороны слушать достаточно серьезные тексты, которыми по определению являются стихи; с другой стороны, позволила бы им еще и отдохнуть при этом. Синтез, который позволяет всё это наиболее привлекательно, доступно подать. В целом, идея салона возникла из двух побуждений. Первое: то, что множество людей активно и достаточно хорошо пишут, но пишут в стол, не имея механизма реализации своих произведений. Соответственно, если негде реализовывать, на этом нельзя зарабатывать. Две цели: выход для творчества и возможность худо-бедно заработать. Мы с самого начала заявляли, что это проект коммерческий…

- Обычно такие проекты начинаются с диаметрально противоположного заявления, и, как правило, проекты эти держатся недолго. А у тебя получилось запустить салон на достаточно долгий срок. Чем ты можешь это объяснить? Почему люди решили платить за культуру?

- Здесь сработал очень простой эффект: если ты заплатил деньги, ты себя дураком считать не будешь. Будешь уважать и ценить то, за что ты заплатил. Тем более, что система отбора произведений, изначально задуманная и поставленная достаточно жестко, тоже сыграла свою роль. То есть за те стихи и ту музыку, которые у нас звучат, почти никогда не стыдно. Мы, конечно, иногда экспериментируем, приглашаем новичков-дебютантов, но все-таки основная масса стихов, которые у нас звучат, – это качественная литература. Зритель платит немалые деньги – мы билеты сразу сделали очень дорогими по меркам Вологды…

Увеличить

- Поначалу даже переборщили…

- Ну, до кризиса это было нормально, это было многим по силам. И сейчас, хотя мы снизили цену билета, она остается выше среднего. Это позволяет нам фильтровать лишнюю, случайную публику, а также выразить в финансовом виде некое реноме салона, его статус. Потому что ходить на дорогие концерты престижнее, чем на 50-рублевые сборища. Думаю, что это вполне оправдывают те бонусы, которые мы предлагали нашим зрителям: это брошюры со стихами авторов салона буквально за копейки, книги и диски, которых обычно в Вологде днем с огнем не сыщешь.

- Но бывали же и совершенно провальные мероприятия…

- Бывали поначалу случаи, когда дай Бог десять человек приходило, а на каком-то собрании читали и для пятерых. Но в последний год зал мы всегда собираем почти полностью. Бывают и совершенные аншлаги, когда собираем до 80 человек. Бывали и провалы по части репертуара – слишком слабые авторы. Но опыт и здесь нарабатывается. Мы пробовали разные форматы музыкального сопровождения, постепенно формируя свой собственный мелодекламатический стиль.

- То есть, судя по тому, что проведено уже 24 салона, уже можно говорить о том, что эффективный способ подачи литературы со сцены примерно нащупан. Из чего, из каких элементов, по твоему мнению, он должен состоять?

- Это прежнего всего мелодекламация. Даже под самое простое сопровождение, как правило, ритмического плана. Это легко для зрителей, легко для самих выступающих. При такой поддержке авторам, имеющим мало сценического опыта, проще читать. Живая подача и музыка – вот что зацепляет людей. К тому же, мы не стараемся делать это чопорно, отстраненно. Стиль общения у нас домашний, именно салонный. Живое общение автора с публикой. А в зале теперь уже много постоянных посетителей. Примерно 50 на 50: новые люди и завсегдатаи.

- Но порой бывало, что я приходил, и не видел в зале вообще ни одного знакомого лица, хотя зал был полон. Это к вопросу о рекламе. Пути, каналы распространения информации?

- Сарафанное радио и интернет. Главным образом, Контакт, который, и это надо признать, в данное время является в Вологде самым эффективным рекламоносителем: он совершенно бесплатный, доступен практически всем. Небольшое количество рекламы у нас идет через журналы и различные внутренние публикации Союза театральных деятелей. Плюс к тому: практически у каждой группы, что играют у нас в музыкальных блоках, есть свои поклонники, группы поддержки, которые зачастую потом остаются нашими постоянными гостями. Я часто это замечал: сначала люди приходят поглядеть на своего Васю или Ваню, а потом ходят уже просто так, из любви к искусству.

Увеличить

- В плане рекламы я знаю, что ты совершенно отказался от афиш. Шаг довольно рискованный, поскольку в Вологде как-то было принято клеить афиши…

- Принято, но весь наш опыт показывает, что афиши стали чистой формальностью. Никто на них особо не реагирует. Мы вешаем несколько штук чисто символически, но в плане привлечения публики афиши уже не работают совершенно. Мы где-то полгода пытались их использовать по максимуму. Организовали свою службу расклейки. Печатали тиражи, клеили их везде, где можно. Но в городе нет нормальных условий для их использования. В настоящее время в Вологде вся эта практика откровенно и целенаправленно душится Департаментом архитектуры. Существует вполне разумный запрет на расклейку афиш в неустановленных местах, но официально установленных мест в городе всего 16 штук, причем расположены они не в самых посещаемых удобных точках. Тираж в 16 афиш – это смешно, а проблемы с чиновниками нам ни к чему.

- Какова идеология «Нового Диогена» в плане именно художественном? Есть ли вещи, которых на салоне не может быть в принципе?

- У нас не может быть только одного: стихов, которые не являются стихами. Мы слишком уважаем поэтов, которые составляют у нас основную когорту, себя самих и публику. А в хороших стихах эстетическая ценность очевидна.

- Кто формирует репертуар? Кто «оценщик»?

- В основном два человека: я и поэт Павел Тимофеев. Но по возможности мы привлекаем и других поэтов, просим их высказать свое суждение о тех или иных текстах. Бывает, что с Натой Сучковой советуемся, с Ольгой Кузнецовой. И с тобой, кстати сказать, работали в этом плане. Окончательный выбор за мной. Большая ответственность – помочь автору сформировать нормальную подборку, помочь выстроить некую композицию. Есть же стихи, которые хороши, но вслух они не прозвучат совершенно.

Увеличить

- Кроме «Нового Диогена» ты занимаешься еще рядом проектов…

- ОТК – многопрофильная структура. Недаром мы ее назвали корпорацией. Конечно, «Новый Диоген» - наш ведущий проект. Он самый рентабельный, даже приносит небольшую прибыль, которую мы вкладываем в развитие. Больше 50 процентов наших усилий сейчас направлено на концертно-продюсерскую деятельность. Мы организуем концерты и для своих, и для приезжих команд. Это требует вложений в аппаратуру, поддержания репетиционной базы. В перспективе планируется открыть собственное издательство «Новый Диоген», чтобы можно было позволить себе печатать наших авторов и при этом не брать с них деньги, а что-то им, наоборот, платить. То же самое по части звукозаписи. Сейчас мы строим студию совместно с Музучилищем, которую мы будем развивать как собственный лейбл.

- Я бы, конечно, назвал идею о самоокупаемых книгах поэтов утопической, если бы за прошедшие два года ты не сделал другую утопическую идею реальностью. Поэтому я думаю, что при использовании каких-то новых нестандартных организационных решений это всё осуществимо. Успехов!

 

Беседовал Антон Чёрный.

Специально для Litlive.Ru.

 

Ссылки:

ОТК в контакте http://vkontakte.ru/club9901961

Новый Диоген в контакте http://vkontakte.ru/club6907475






 

  • 3.47 avatar Алексей Зырянов 2010.12.11 18:01
    Очень понравилось.
    Солидная компания культурномыслящих людей - и солидный результат.
    Ответить
  • 3.73 avatar Елена Сафронова 2010.12.19 20:38
    Тем приятнее, что настолько удачный опыт имеет место в городе не столичном. Скажем, Рязани до такой постановки вопроса еще далеко.
    Ответить
  • 0 avatar Игорь Касько 2010.12.26 07:39
    Ставрополю тоже далеко до этого, мы тут пытаемся сделать какие-то мероприятия, которые были бы интересны людям, любящим литературу, но и на бесплатные вечера и концерты приходят немногие. Литературный центр у нас работает только в будние дни. Поэтому проводим в городском ДК.
    Очень интересный вологодский опыт. Спасибо за статью, Антон.
    С уважением,
    Ответить
I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт