Warning: assert() [function.assert]: Assertion "" failed in /home/u185986/litliveru/includes/defines.php on line 27

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 425

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/u185986/litliveru/includes/defines.php:27) in /home/u185986/litliveru/libraries/joomla/session/session.php on line 428
В текстах Осокина - уют воды | Шаргун/оff | Живая Литература

Живая Литература

abb3815f
avatar

Шаргун/оff



Сергей Шаргунов

 
репутация

23.87

13 место
 
avatar

Шаргун/оffВ текстах Осокина - уют воды

Живая литература 2011.06.06 13:50 7 0

 

Популярность этой книге принес одноименный фильм. На мой взгляд, прелестный. Как известно, экранизировать можно даже телефонную книгу. Но это не тот или не совсем тот случай, хотя бы потому, что автором сценария был, опять же, Денис Осокин. Другое дело, что книга и фильм - очень разные. Фильм и книгу роднит разве что атмосфера.


Итак, о книге. Перед читателем - 27 "книг", как величает каждую главку автор. Не знаю, много ли тех, кто прочтет "Овсянки" от начала и до конца, но это не наезд, а скорее комплимент. Уверен: найдется много тех, кто станет возвращаться к уже прочитанным страницам опять и опять. "Овсянки", кажется, можно читать с любого места.

Если читать отстраненно, "Овсянки" - поток сознания. А если погрузиться - это поток и течение реки. Критик Валерия Пустовая уже написала о холодности прозы Осокина. Однако же и холодность холодности рознь. Холодность Осокина - природная, живая, очаровательная. Холод севера.

Можно, конечно, предположить, что герой Осокина - аутист и нарцисс, и отсюда его чуть насмешливая и явно ранимая отстраненность. Он - вещь в себе. Деление книги изнутри на маленькие ящички - психический симптом, означающий желание максимально закрыться. Его эротизм - обжигающе ледяной. Даже в самых интимных сценах герой держит и лелеет границу между собой и женщиной, любовно называя себя "мы". Так и слышится голос толкиенского Голлума: "Мы, мы... Моя прелесть... 27 книг... И все в одной..." Тем более, реки и топи - северная данность - место обитания Голлума. Но он не Голлум, он другой!

Ключевое слово - "красивый". Герой Осокина - рыцарь-утопленник, который лежит на дне реки и видит сны. Он жив и нет. Он слился с рекой, стал с ней одним целым. Не персональное эго отделяет его от мира, а прозрачная плотность, зеркальность. Сон случается отрывками, поэтому, несмотря на объем, перед нами не роман, а все равно малая проза, то и дело переходящая в стихи и заговоры. Во сне утопленник забывает своё имя, потому у каждой из 27 "книг" - отдельный автор. И в каждом имени звенит вода.

В текстах Осокина - уют воды. Загадочность воды. Страсть и смирение воды. Притяжение единственной жены - воды: "Едим огурцы с подноса и запиваем пивом. с берегов на нас смотрят нетрезвые женщины в вечернем дыму - их обнимают нетрезвые мужчины. я пытаюсь причалить к красивому месту - привстаю - хватаюсь за кусты - неудачно - падаю в воду".

Тексты ни о чем и одновременно предельно предметны. Под водой важен и значим каждый предмет. Так я объясняю очевидное наследование прозаика Осокина поэзии акмеизма. Акмеистская сосредоточенность на предмете свойственна именно подводному сознанию. Это холодность благородного диковинного толка, по настроению и ритму нетипичная для русской словесности. Поэт Станислав Красовицкий когда-то отмечал такую же благородную холодность, несвойственную русскому стиху, у Лермонтова: "Возьму винтовку длинную, / Пойду я из ворот: / Там под скалой пустынною. / Есть узкий поворот".

"унжа-река...
в ней раки и рыбы
носят знакомые имена:
аня и леша, паша и кира...
унжа-река...
унжа-река..."

Книга "Овсянки" оригинальна - и точка. Оригинальность не выморочная, а полноценная и натуральная, идущая от физиологии. Он так видит, слышит и чувствует - писатель Денис Осокин.

Денис Осокин. "Овсянки". Издательство "Колибри". 2011 год.

Ссылка: http://www.radiovesti.ru/articles/2011-06-04/fm/3163






     

    • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.06.09 14:24
      А теперь, друзья, прочтите рецензию Анастасии Ермаковой об этой книжонке в свежем номере "Литературной газеты" и устыдите Шаргунова.
      Вот ссылка: http://www.lgz.ru/article/16352/ ("Бег на короткую дистанцию" / Рубрика: Библиосфера)
      Неужели это его друг, раз пошёл против истины и написал то, что не соответствует действительности?
      Не хотел обидеть автор Осокина? Зачем прикрас добавлять, если можно сказать, что книга ни о чём, в общем-то? Нет смелости? Решил помочь начинающему автору? Да ведь лучше для любого автора, когда ему выскажут нелицеприятную правду, чем подсовывать лицемерную рецензию на безобразный сборник.
      Конечно, прошу прощения, но такие кружевным выдумкам в рецензиях не место.
      Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.06.09 18:01
      Мнение Шаргунова - это единичное мнение.
      Мнение Алексея - тоже единичное мнение.
      Мнение Ермаковой - из той же области.
      Моё мнение (тоже сугубо индивидуальное ) вряд ли повлияет на чьи-то позиции по вопросу "Овсянок", но, кроме собственно "Овсянок", в книге есть и другие тексты.
      Я считаю, что Осокин - оригинальный писатель, и спасибо ему за это (ведь и Ермакова прочитала книгу, как никак ). Фольклорные мотивы у него не впечатляют, Шаргунов отметил некую водную стихию его прозы, а проще говоря, некоторую эмоциональную загашенность прозы казанца. Я бы отметил и интонационное однообразие.
      Но читать Осокина всё же интересно: сюжеты разнообразны, причём автор может написать рассказ о чём угодно ( сразу вспоминается Чехов с его пепельницей, но это уже кому как подобное сравнение ).
      И, Алексей, разве можно называть начинающим писателем автора, который печатается в толстых журналах - том же "Октябре" - с 2002 года?
      Ответить
      • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.06.10 12:16
        Ну, если рассматривать опыт, то убедить меня, что Осокин сформировался - абсурд.
        Известные литераторы и в сорок и в пятьдесят себя молодыми и начинающими считают, даже при трёх книгах. Юрий, неужели на страницах газеты "Литературная Россия" вы не читали интервью писателя, говорящего о себе (после трёх книг) как о молодом и начинающем? Такую хохму и в "ЛГ" как-то упомянули. Уж поверьте мне, есть такие сорокалетние, кто в молодые себя записывает, и опять же, при выпущенных книгах.
        Надеюсь, на форуме этом найдётся тот, кто читал все эти интервью, как и я.
        Можете мне не доверять, но истина такова.
        Специально для вас запомню в каком-нибудь СМИ об этой очередной хохме, и вам перешлю.
        Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.06.10 15:36
      Алексей, у нас с Вами словно разговор слепого с глухим.
      Вы пишите, что Осокин - начинающий автор ("Решил помочь начинающему автору...". Я пишу, что Осокин печатается профессионально с 2002 года (а сам он рождения 1977г.), т.е. с 25 лет (м.б. и раньше, я просто не встречал ранее этой даты), а сейчас 2011г. - год, когда вышел сб. "Овсянки". Ничего себе - начинающий автор! А Вы с чего-то поминаете о том, что некоторые и в 40 и в 50 лет считают себя начинающими (при 2-3-4 - скольки угодно книгах), хотя об этом ни у Шаргунова в рецензии, ни у меня в комментарии ни слова. Да, кажется, и у самого Осокина об этом тоже. Тогда о какой "хохме" речь?
      Вы ссылаетесь на какое-то интервью в "ЛР". Так укажите - в каком номере? название? с кем, в конце концов ( в ЛР всё время с кем-то интервью печатают)? А то, простите, Вы встали в позу какого-то таинственного указателя и всё какими-то полунамёками, подмигиваниями пытаетесь изъясняться. Не обижайтесь, как говорится: будь проще, и люди к тебе потянутся.
      А насчёт того, доверять Вам или нет, так это вообще не из этой оперы.
      С уважением - всегда Ваш.
      Ответить
      • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.06.10 17:23
        "...подмигиваниями пытаетесь изъясняться. Не обижайтесь, как говорится: будь проще, и люди к тебе потянутся...."
        - Как раз здесь я буду предельно прост: начинающий автор - седьмая вода на киселе, по-моему определению. Ведь, что нужно для стиля из "мелочей"?
        Когда нет глубины искренности, почти что исповеди перед той (читающей) стороной, нет веры в слова; а отчуждённость в прозе, как будто автор сам себе под нос бубнит, не влечёт читающих людей читать его повторно или же чего-нибудь из нового.
        Ну, дай ты, автор, аллегорий "громких", чувства передай, а не описывай походку чуть не доспавшего бомжа. [Курсив, как и слова с ритмикой, - мои]
        P.S. "походка не доспавшего бомжа" - это такая манера описывать простым житейским языком банальную вещицу. Опять же, сам придумал
        Ну, если пишешь как идёшь по улице, то замечай присутствие хотя бы Бога рядом... хотя бы Бога, если не видать тебе, Осокин, элементарных Знаков.
        Юрий, возможно, вы даже встречали такие рецензии, в коих говорилось о достойной книге вот так, почти дословно: "В тексте не говорится о Боге ни слова, но присутствие его ощущается на протяжении всей книги". Вот так нужно писать, я думаю... уж после более пяти лет - точно так.
        Какой там "уют" в тексте - тоска смертная. Анастасия Ермакова - всё верно говорит.

        P.P.S. Понимаю, что меня сложно понять, но уж так меня занесло в этой жизни: вижу потустороннее и необычное во многом. Для меня на всём Пути нет ни одной случайности, есть закономерность. Тех авторов, которые живут без "Виденья" целого в малом, для меня начинающие в этой жизни персоны. Мне и тридцать книг не докажут, что автор - Мастер, если пишет как номенклатурный человек. Девочка-школьница без публикаций в СМИ в свой журнал "с секретиками" пишет увлекательней начинающего бытописателя. У девочек нужно многому учиться, в плане писательства, я имел в виду.
        Ответить
      • 0 avatar Алексей Зырянов 2011.06.10 17:35
        Неправильно, наверное, будет, но вот прогресс в своём, к примеру, письме вижу. Без лит.институтов, "липок", семинаров. Всё активно началось с 2008-го, прошло три года.
        А Осокин как будто пишет на-гора - чтобы заполнить сборник до нужного объёма. Пиши и перечитывай себя - совет любого сильного литератора. Пока сам себе восторгаться не начнёшь - худо дело. С каждым годом метафор и красивостей (какими бы они ни были) в тексте, вместе с глубиной, разумеется, должно быть много больше, если печатаешься больше пяти лет; твоё "личное", тебя беспокоящее, должно известно многим тебя читающих.
        Есть столько авторов десятка книг (не детективов и фантастики), но как автор-личность не состоявшихся.
        Читать описания действительности в такой манере, которые даже и в ЖЖ не пишут - разве это состоявшийся писатель? Нет, конечно!
        Порой в ЖЖ пишут много увлекательней, чем современные авторы, но малоизвестные, как Осокин (несмотря на его "раскрученность" сейчас). Дай некоторым блогерам переписать весь сборник Осокина собственным языком, так читать будет увлекательнее, если, что очень важно, без мата и "олбанского" стёба.
        Ответить
    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.06.10 20:15
      "Мамы всякие важны,
      Мамы всякие нужны..."
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт