Живая Литература

Метка: американская классика

avatar

РецензииКолин Маккалоу. Поющие в терновнике.

Николай 2015.06.23 11:43 3 0

 

"В старости тоже есть смысл, Мэгги. Она дает нам перед смертью передышку, чтобы мы успели сообразить почему жили так, а не иначе."

Наверное, это лучший роман Маккалоу. Вряд ли можно было более точно описать и продемонстрировать весьма расхожую фразу "любовь - синоним счастья". Вот оно это счастье. Счастье на страницах романа безусловно присутствует во всей своей значительности и красоте. Мэгги приезжает на остров и обретает вначале свободу, а когда к ней возращается Ральф и долгожданное чувство - любовь.
Но любовь, как и сама жизнь в понимании Маккалоу невозможна без страданий. Вот уж у кого страдания очищают, так очищают. Каждый персонаж этой гениальной семейной саги очищен и наказан с лихвой. Автор довольно филигранно и прямолинейно показывает свое отношение к Богу, к Церкви, к Жизни, к Семье и к родной Земле - неимоверно красиво описанной Австралии того времени . Мимолетность жизни через призму бесконечных страданий с толикой надежды на Большую любовь. Причем любовь эта показана, как в понимании Ральфа, так и в понимании Мэгги и других персонажей. В любом случае для Маккалоу - это довольно эгоистичное чувство, что в отношении Ральфа, что в отношении Мэгги, а вот Лион в финале совершенно другой. 
Сравнивая с другим произведением Маккалоу можно увидеть главную героиню, обладающую интересной философией в отношении к любви и самой жизни. Какие бы горести, беды и потери каждая главная героиня ее произведений не испытала, если бы Всевышний предложил бы ей повторить жизнь без страданий, но и без этой главной Любви, она вряд ли бы на это пошла и согласилась. Любовь этой женщины всегда стояла на первом месте. Что в "Прикосновении", что в "Поющих в терновнике".
При этом автор проводит совершенно определенную границу между Церковью и самим Богом. Всю жизнь ей казалось, что за Ральфа она сражалась со своим главным соперником Богом, но в финале поняла, что враг ее был совершенно иного титула и даже склада. Эгоизм- вот качество, которое присуще каждому персонажу этой непростой и суровой на события для всех жизни. 
Дальнейшая судьба уже зависит от толстокожести или тонкокожести того или другого персонажа романа, как впрочем и в случае другого уже ранее упомянутого произведения "Прикосновение". Смерть же для Дэна - это безусловно семейное искупление и избавление от страданий. В отличие от экранизации, в книге он сам ее пожелал. 
В остальном эта та же самая Австралийская семейная сага, но более точная , более чувствительная, демонстрирующая и мимолетность и певучесть терновника, и колкость розы с шипами, символизирующую Большую любовь, и размывание поколений Дорохеды, и как я уже отмечал человеческий присущий всем и каждому эгоизм, довольно часто разружающий отношения в жизни, причем в данном случае именно самолюбование и эгоизм в понимании Маккалоу демонстрирует разницу между Церквью и Богом ( я скорее склоняюсь к точке зрения Достоевского в "Братьях Карамазовых" поэтому вопросу, но трактовка весьма интересная), ну и конечно же роман об итогах жизненных ошибок и разумеется о любви.

Возможно Дорохеда, дарованная старухой Мэри Карсон была страшным проклятием...

"И вы кое-что забыли про ваши драгоценные розы, Ральф: у них есть еще и острые, колючие шипы!"

P.S. Мне очень понравился роман, буду его перечитывать, и я продолжу знакомство с творчеством Колин Маккалоу. Впереди исторический роман "Первый человек в Риме" и ее последний роман - тоже Австралийская сага "Горькая радость", которую я уже приобрел.

Кстати, судьбы Френка и Дэна очень напомнили судьбу Томаса в другой семейной саге уже Ирвина Шоу "Богач Бедняк". Он кстати, как и Френк тоже был боксером и очень сложной на характер личностью...

 
avatar

РецензииУильям Фолкнер. Шум и ярость.

Николай 2015.06.21 15:31 0 0

 

Завтра, завтра и снова завтра-
Так мелкими шажками дни бредут,
Пока не протрубит последний звук времен.
А все наши вчера лишь освещают дуракам
Путь к пыльной смерти. Догорай, короткая свеча!
Жизнь - это тень ходячая, жалкий актер,
Который только час паясничает на сцене,
Чтобы потом исчезнуть без следа; это рассказ
Рассказанный кретином, полный шума и ярости,
Но ничего не значащий.

Акт V , сц V

Это мастерски написанный фундаментальный труд весьма ветеевато-поэтически-образным способом связан во многом с "Гамлетом", фрагментами - с Джойсом, Библией и разнообразными потоками сознания Великого Фолкнера. Автор предлагает несколько вариантов потока сознания. Детский, который уже будучи взрослым человеком может быть только умственно-отсталым сознанием ( Бенджи), подростковым ( Квентин ) и на мой взгляд Кэдди ( хотя она во многом переросла свой возраст и позор природной смелостью и силой духа) и наконец самый близкий для любого современного читателя прагматик и ненавистник Джейсон - взрослый, впринципе состоявшийся человек, который всем своим существом показывает всю несовершенность своего человеческого существа и бренного тела.

Хронология романа сама по себе, как впрочем и всегда у Фолкнера, неимоверно запутана. Кубик - рубик довольно сильно закручен и только дойдя до конца книги и прочитав комментарии в финале можно до конца разобраться в этом удивительном мире Уильяма Фолкнера.

Я был несколько поражен, что впоследствии был максимально близок к более менее адекватному восприятию данного текста. Этот крик и эта боль вечно нестареющего младенца, смелость Кэдди в ручье и на лестнице пред похоронами, окутывающая повествование в бесконечный символизм Звука и Ярости окружающей жизни. Тут важно всё, и Ластер в финале на козлах, и Джейсон преследующий "Форд", в котором укрывается Квентина с артистом в вечно красном галстуке, и тема белых и черных

Только белый может быть таким безмозглым, чтобы портить себе кровь из-за дряной девчонки"

Все в этом романе пропитано связывающим все потоки ручья символизмом...

Проблемы родителей и детей, обретающие яркие шумно-кричящие краски благодаря религиозности и мотивам Шекспира и Древнего Рима оборачивают простую жизненную историю в непревзойденно-поэтический миф. 

Видимо, другой его ранее мною прочитанный роман "Притча", написанный в схожем стиле, тоже миф, но только военный. Подобный символизм черезвычайно характерен для творчества Фолкнера.

"Отец говорит: человек - это совокупность его бед. Приходит день - и думаешь, что беды уже устали стрясаться, но тут-то, говорит отец, бедой становится само время. Чайка, подвешенная на невидимой проволоке и влекомая через пространство. Символ тщеты своей уносишь в вечность. Там крылья отрастут, говорит отец, да только арфисты из нас плохие."

Безусловно каждая цитата является отдельным ключом к разгадке истории Фолкнера.

" Слабое здоровье - первопричина жизни."
" Победа - иллюзия философов и дураков."
" Человек - это совокупность его бед."
"Человек - это сумма климатов, в которых приходилось ему жить."
" Человек - сумма того и сего"


Шум и ярость - самый яркий и непревзойденный шедевр Фолкнера, который вначале показался мне бледнее других его произведений из-за потока сознания умственно-отсталого человека ( "Цветы для Элджернона" нервно курят в сторонке), который и символизирует весь трагизм истории всей этой жизни. В лучших традициях Достоевского, но на более тонком, другом, иностранном уровне постмодернизма из-за стиля и языка.

Более, чем уверен, что как минимум пару фрагментов истории я все-таки упустил, но это безусловно мое первое знакомство с текстом. Перечитывать буду и безусловно не один раз...

 

Увеличить

 

I do blog this IDoBlog Community

Соообщество

Новички

avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
 

Вход на сайт