Живая Литература

avatar

ЖЛ-рецензииОпыты с воскрешением или Киборг на севших батарейках

Андрей Рудалёв 2011.12.18 07:57 3 0

 


Предсказуемо было то, что «Высоцкий» станет тем отечественным фильмом, причем не из разряда легкорастворимого в желудке попкорна, на который придет зритель. Причем зритель разновозрастной. В этом, конечно, основная и главная заслуга – обаяние личности главного героя. На Высоцкого идут, его хотят увидеть, он притягивает. У меня всегда перед глазами кадры кинохроники 90-го года. Очередной юбилей без героя. К Ваганьковскому кладбищу в жестокий холод огромная очередь людей, пришедших поклониться, строй также разновозрастной. Запомнились глаза, лица этих людей. Это была не очередь за дефицитным товаром или редкостным зрелищем. К могиле Высоцкого люди шли, чтобы обрести новое будущее и это читалось по лицам.

У людей, выходящих из кинозала, лица тоже были выразительны, но в них читалась скорее ностальгия, а не катарсис, подталкивающий к ревизии настоящего и будущего. Фильм сыграл на эмоции, после него люди были молчаливы.
Это из позитивного, из первого впечатлительного набора. Другой вопрос – удача ли фильм?.. А вот здесь масса сомнений.
Первое, что бросается в глаза – это образ главного героя. Едва ли есть смысл останавливаться на актерской игре, аутентичности восстановленного образа, или на том как хорошо Безрукову нанесли гримовую маску. Проблема в другом – образ Высоцкого, по сути, был сведен к своеобразному киборгу, который, превозмогая последние свои технические силы, движется вперед на севших батарейках. Жизнь теплится на дозе морфия, иначе страшные боли в горле, головокружения, лицо, покрытое огромными каплями пота. В голливудском «Универсальном солдате» герою Ван Дамма, кажется, следовало вовремя охладиться. Джейсону Стэтхэму в «Адреналине-2», чтобы дальше мочить вражьих упырей, нужно было подзарядиться электричеством. Понятно, что по отношению к Владимиру Семеновичу такие аналогии слишком циничны, но речь, ведь не о нем, а его образе в картине Буслова, который получился уж слишком киборгообразен. Долгая клиническая смерть, укол в шею, и он пошел, как ни в чем не бывало, реализовывать свою волю: «Я сказал!».
Вроде и понятна мысль, которую проводит режиссер – безразличие к смерти, она – судьба, жить осталось «на две затяжки» и во время каждой из этих затяжек максимально выложиться до надрыва, до остановки сердца. Авторский посыл понятен, но может быть в этом и проблема. Режиссер слишком сильно повязал своего героя, полностью лишил его самостоятельности. И поэтому Высоцкий в фильме Буслова – это маска. Посмертная маска.
Картина Буслова вообще чрезмерно классицистична. Здесь все жестко детерминировано, у каждого своя маска, о каком-то развитии персонажей и речи быть не может. Вот врач, вот друг-коллега, вот импресарио, организатор гастролей, самоотверженная подруга, выполняющая заданную программу. Вокруг - снующие кгб-ешники, устраивающие свой полубесовской карнавал. Все это декорации, люди-манекены, окружающие главного героя, они предельно статичны. Да и сам образ героя, как уже сказал, не Высоцкий вовсе, а его реанимированное подобие, зомби.
Вот она оппозиция «жизнь – смерть». В названии: «Спасибо, что живой», а в картине же скорее – выходец из мира иного, или нечто балансирующее на грани между мирами. Даже скоростная езда на «Мерседесе» по Москве, импровизированная и вдохновенная попытка сторговаться за ковер в Бухаре не убеждают, что живой...
Интригу фильму придает, конечно же, противостояние системе, проблема «художник – власть». Систему символизирует многоопытный, бесконечно прозорливый и практически инфернальный полковник КГБ Виктор Бехтеев. Он тоже выполняет свою программу, свою работу. Вор должен сидеть в тюрьме, а за левые концерты - своя кара. Бехтеев (практически бес, даже по фамилии можно уловить аналогию) везде незримо присутствует. Спасает героиню Акиньшиной от изнасилования, потом отпускает ее с морфием, забрав паспорт-душу. Его злой дух плетет вокруг Высоцкого сети, в которые тот сам летит, но до последнего момента они нигде не пересекаются. До последнего мироззренческого диспута, брани добра и зла, сражения за душу... паспорт Татьяны, за освобождение от «договора с дьяволом» приятеля Фридмана. Сражение это произошло между небом и землей, в аэропорту. И, конечно, Высоцкий, воскресший после клинической смерти, побеждает. Его не берут искушения полковника, у него жить «на две затяжки» осталось, а отвернутся друзья – значит не были друзьями. Он максималистичен, не гнется, а в Бехтееве - уже сомнения. Высоцкий вместе с друзьями-апостолами улетает, пишет на бумаге из пачки от «Мальборо» стихотворные строки, где есть «спасибо, что живой». На земле же остается воскрешенный к новой жизни Лазарь – полковник Бехтеев, с которого поэт-бард снял ошейник и пустил на свободу. Конечно, здесь намек и на страну, с которой также через несколько лет будет снят идеологический ошейник и которая, опьяненная свободой, разобьется вдребезги и в клочья.
Не знаю, в чем основная неудача картины. Может быть в том, что фильм слишком личный, ведь автор сценария – Никита Высоцкий. Отсюда жестко регламентированный классицистический «высокий штиль» картины. Или в том, что современный отечественный кинематограф еще не научился выводить живых персонажей, а все больше картонных манекенов. Кстати, схожий период пережила еще совсем недавно наша литература. Версий может быть много. Может быть, это чувствовал и режиссер и давил на эмоции крупными каплями пота, а также интригой: кто сыграет надрывного русского барда, в какой-то мере «нашего все»...
Люди шли на Высоцкого. У многих просмотр вызвал разочарование. Реального Высоцкого не оживить, не сделать из него киборга, не клонировать на время. Получилось то, что и должно было получиться – посмертная маска, слепок с лица навсегда ушедшего большого человека. И не надо питать на этот счет иллюзий. Следует слушать его песни, читать стихи, смотреть фильмы с его участием – в них он живой и спасибо ему за это.






     

    • 0 avatar Юрий Иванов 2011.12.18 17:30
      Фильм смотреть я точно не пойду, т.к. наслушался песен Высоцкого в 80-е годы, видел отрывками его таганковского Гамлета по ТВ, насмотрелся его Глеба Жеглова по сю пору.
      Но меня всегда волновал вопрос: то, что я видел, и то, что слышал, это - действие таланта или действие наркотиков? И, похоже, судя по рецензии А.Рудалёва, фильм делает упор именно на последние. А это - не интересно.
      Тем более, как я понял, в роли В.С.В. - Безруков? Кого ему ещё осталось сыграть? Маяковского? Всех остальных он уже испохабил.
      Ответить
    • 0 avatar Елена Сафронова 2011.12.18 19:28
      Я - из тех зрителей, у кого просмотр не вызвал разочарования. Да и как оценить "разочарованность" сразу многих выходящих из кинотеатра зрителей? Опрашивать на выходе? Читать блоги и социальные сети? Созваниваться с друзьями?.. Как сравнить, скольким он принес разочарование, а скольким доставил удовольствие?..
      Считаю, что дело в идее, и если принимать, как идею, то, что надо "реанимировать" Высоцкого - то фильм не состоялся. Но если идея в том, чтобы показать, каким был этот культовый бард, как человек, или какие его мучили драмы, - то это получилось. Не то чтобы шедевр мирового кинематографа... каковыми, кстати, сугубо биографические фильмы редко бывают... потому что живые люди - неблагодарный "материал", вечно что-то собою же подпортят, в отличие от идеально выпестованных образов... но фильм, ценный своим вниманием к "теневой" стороне жизни Барда. И "личностность", которую проявил его сын, здесь не мешает, скорее, наоборот...
      В общем, если кому интересны мои непосредственные впечатления после просмотра, они здесь:
      http://alyona-saphro.livejournal.com/55457.html
      Ответить
    • 0 avatar Игорь Касько 2011.12.19 08:58
      Я обычно всегда стараюсь выждать какое-то время, прежде чем посмотреть фильм, о котором все говорят или прочитать книгу, которая на слуху. Чтобы не мешали эмоции, бьющие фонтаном вокруг. Чтобы можно было услышать себя. А в хоре - это сделать трудно :о))
      Ответить
    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт