Живая Литература

avatar

ЖЛ-рецензии«Август. Восьмого» или На что еще раскошелится Госдеп?

Андрей Рудалёв 2012.04.02 17:39 0 0

 

Фильму, премьерный показ которого презентовали аж президенту, который благословил, не избавиться от штампа, что это агитка на злобу дня. Такая уж у него судьба. Не хочу никого обидеть, но рассчитан он, как и любой лубок-агитка, на низового зрителя, без фильтров воспринимающего нужное послание, ну или на тех, которые мыслят кинематограф лишь мельтешением на экране, а через это – неплохой вариант убийства некоторого количества времени с элементами релаксации.

«Август. Восьмого» скроен, чтобы понравиться, и с этой задачей картина вполне справилась. Для юного поколения по душе придется роботизированное фэнтези, да и войнушка тоже кстати. Плюсом стала милая хрупкая, ищущая крепкой опоры, но предельно целеустремленная и в воздушном сарафане главная героиня Ксения. Картинные образы военных на любой вкус – объект для подражания. Государственный патриотизм, правильный президент, которого разбудили после ночи, принимающий самые верные решения во имя народа и страны, в исполнении бригадно-бумерного Вдовиченко. Отличные пейзажи Кавказа. Звучит и социальный аспект: эгоистичный банковский служащий Егор, ухлестывающий за главной героиней, остался с носом. Прошлись немного и по интеллигенции: мать Ксении – университетский преподаватель первым делом интересуется заработком ее банковского ухажера. И даже коварный враг – грузинский солдат не абсолютно плох. Один из них не просто оставляет Ксении жизнь, но и помогает ей. Кстати, вражьи солдаты, обезличены, все на одно лицо, вернее обезличены, на них надеты маски. Впрочем, так и положено носителям зла. Все чин чинарем и никаких тебе протестующих горожан, всяческих несогласных и недовольных...
И все это благолепие аккурат перед президентскими выборами. В самом фильме упоминается единственный исторический персонаж: по радио информация о приезде премьера Путина во Владикавказ. Но это все конспирология, не имеющая ничего общего с реальностью, поиск пропагандистских ведьм, «оранжевые» вирусы, раскачивающие лодку.
Хотя, возможно, все, что происходит в фильме - это просто расширенное сновидение: сон президента, который отдыхал на Волге; сон Ксении, переживающей за то, что отправила ребенка к отцу в Южную Осетию, плюс переживания эти осложнялись выбором между ухажером-банкиром и отцом сына – военным; сон самого сына Артема, зависшего между реальностью и фэнтези в стиле «Детей шпионов». Аллюзии же событий в Южной Осетии августа 2008 года – информация, вычитанная в Интернете и случайно застрявшая в памяти. Ну и самое главное: картина – сон, если не тяжелая контузия, отечественного кинематографа, ведь она целиком и полностью слеплена по лекалам иноземной киноиндустрии с элементами комикса. Думается, что для государственно-патриотического продукта отсутствие какого-либо намека на национально-культурное своеобразие – большой минус. Если все это воспринимать за фэнтези, то другое дело. При этом начальные титры в фильме кинокомпании «20 век фокс» наводят на всевозможные размышления-подозрения, вплоть до денег Госдепа, которыми, как говорят у нас по телевизору, щедро потчуют всех несогласных, а тут оказывается и государственная мифология не обходится без зеленых купюр...
После прошлогоднего известного конфуза с амфорой античные герои и боги уже не катили, пришлось вооружать фильм роботами. Но посыл понятен – мифологизация новейшей истории. Тот же переход через темную трубу Роскского тоннеля чего стоит! Не иначе, как движение от жизни к смерти на лодке-автобусе, который ведет шофер-харон, погибший сразу же после перехода в мир по ту сторону. В этом контексте и в роботизированном трансформерном фэнтези, которое идет параллельно основной сюжетной линии, есть глубокий смысл с политическим подтекстом: маленький мальчик, живущий в своем виртуальном Интернет-мире, но вот он соприкоснулся с реальностью и будто бы мечется между ней и своей сказкой, пребывает в сомнамбулическом состоянии. Маленький мальчик, который силится казаться большим и брутальным дядькой, мечтает бороться со злом во всех его ипостасях, только вот зло никак не побеждается, несмотря на все воинственные реляции, и даже, наоборот, постоянно наступает на пятки и разрастается в своих масштабах. Дядей Федором из историй Эдуарда Успенского он стать не может, ровно как и обустроить мир и самому устроиться в нем. У Успенского в Простоквашино родители - дачники, какая-либо помощь от них не требуется, Дядя Федор сам восстанавливает заброшенную избу, расцвечивает ее новой жизнью. Помочь маленькому мальчику «Августа. Восьмого» может только добрый робот-герой, который вызволит его из вражьего окружения, впрочем, он уже прилетел, как передает радио, во Владикавказ, еще немного и вновь возьмет все в свои руки этот супергерой-спаситель. Ничего не напоминает?.. Хотя опять эти проклятые политические ведьмы везде мерещатся или свое коварное свойство проявляют зеленые деньги Госдепа – сакрально-эзотерический символ нашего времени.
Изощряться в герменевтических толкованиях, расшифровках образов-символов этого мифо-патриотического фильма можно бесконечно много. Вызывает недоумение главное: зачем на героиню Светланы Ивановой натянули джинсы, у нее такие милые коленки, выглядывающие из-под воздушного сарафана, и почему фильм, претендующий на трансляцию определенного идеологического государственнического послания настолько удивительно и безобразно подражателен голливудским штампам не самого высокого штиля. Не хватает еще президента Вдовиченко загримированного под афроамериканца, тогда бы был полный комикс...
В завершение совсем уж наивное: в чем госпатриотизм, о чем спич? В том, что благочестивый русский воин карает любого врага? Ну и что с того?.. У меня двоюродный брат служит в части под Владикавказом, за пределы части, в город их никогда не отпускают. Русский, да еще и в военной форме – это красная тряпка. Так о чем спич, а это – Северная Осетия, даже Рокский тоннель в мир по ту сторону не надо переходить. Так может не порохом и оружейными дулами надо патриотизм накачивать, а историями выживания, чудесной борьбы простого человека. Трагедией русской деревни, которая уже тянет за собой и малые города, убыванием человека, а после его восстановлением. Быть может «Елтышевы» Романа Сенчина надо экранизировать, да много чего надо. Не миф разводить, а простую человеческую реальность показывать. Хотя куда там, Госдеп на это деньги не даст, им - иродам надо своих человеков-пауков в нашу подкорку насадить...

Ccылка: http://www.litrossia.ru/2012/13/06940.html






     

    I do blog this IDoBlog Community

    Соообщество

    Новички

    avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar avatar
     

    Вход на сайт